Рефераты. Телефонный справочник

Телефонный справочник

 

Томский межвузовский центр дистанционного образования

Томский государственный университет

систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)


Кафедра автоматизации обработки информации.


Курсовая работа.


по дисциплине «Компьютерная подготовка»




Выполнил:

студент ТМЦДО

гр.: з-472-27б

специальности 061000


Маркелова А.А.

5 .01.2005г


г. Абакан.


 

 

Задание.

Вариант 9

Написать программу, которая формирует базу «Телефонный справочник», содержащую следующие сведения: ФИО, адрес, телефон. Просмотр базы и обработка должна выполняться в программе Excel.

Программа должна удовлетворять следующим требованиям:

  1. Приложение выполнить с использованием языка программирования VBA для MS Excel.
  2. При открытии книги Excel, содержащей проект, обеспечить один рабочий лист, на котором оформить рекламную заставку проекта и поместить элемент запуска проекта на исполнение.
  3. Проект должен обеспечивать следующие режимы работы:

·        ввод исходных данных и формирование базы;

·        корректировка данных (исправление, добавление, удаление);

·        работа с данными (поиск, сортировка, просмотр);

·        формирование статистики:

a.       общее количество абонентов телефонной сети;

b.      количество телефонов на указанной улице;

c.       количество телефонов в указанном доме.

  1. Для каждого режима работы определить кнопку запуска и пользовательскую форму.
  2. На экране разместить одну панель инструментов, обеспечивающую работу проекта. Остальные панели скрыть.
  3. Данные проекта сохранять в файле.
  4. При вводе числовых данных обеспечить обработку ошибок некорректного ввода.


Содержание

Введение. 4

Структура программного комплекса. 5

Состав программного комплекса. 5

Иерархия объектов. 5

Руководство пользователя. 6

Запуск программы.. 6

Чтение / запись базы данных. 7

Режимы корректировки данных. 7

Поиск информации. 8

Режимы сортировки. 8

Формирование статистики. 9

Завершение работы с программой. 10

Дополнение. 10

Заключение. 11

Список литературы.. 12

Приложение. Листинг программ VBA.. 13

Рабочая книга. 13

Лист1 (Старт) 13

Лист2 (База данных) 14

addRowForm.. 15

delRowForm.. 15

editRowForm.. 16

reportForm.. 17

sortForm.. 18

Module1. 19


Введение

Цель работы: закрепление знаний, полученных при изучении курса «Компьютерная подготовка», а также приобретение новых навыков создания завершенных программных приложений для MS Excel.

В дополнение к огромным возможностям MS Excel, входящего в состав Microsoft Office квалифицированному пользователю доступен полноценный язык программирования Visual Basic for Applications (VBA), позволяющий оживить страницы электронных таблиц, превратив их в сложное Windows – приложение, осуществляющее многогранную обработку данных под управлением оператора. При этом, большинство часто используемых операций программируется заранее, что упрощает работу конечного пользователя и значительно снижает вероятность возникновения ошибки как на этапе ввода исходных данных, так и при их последующей обработке.

В настоящей работе используются наиболее часто употребляемые элементы проектирования приложений для MS Excel. В том числе: процедуры (подпрограммы и функции), модули и формы. В коде VBA применялись различные типы данных (включая определенные пользователям описания типов), многоуровневые условные операторы и операторы циклов. Для реализации хранения информации во внешнем файле использованы встроенные функции работы с файлами (последовательный доступ).

Диалог с пользователем реализован при помощи функций ввода/вывода информации InputBox и MsgBox, а также ряда специально созданных форм. В указанных формах применены элементы управления типа: надпись, поле, рамка, переключатель, кнопка.

Поскольку программирование на VBA построено на основе событийной модели, то и в данной работе обработка событий является основой для выполнения тех или иных действий, направленных на решение конкретных задач.

MS Excel имеет богатую объектную модель. При решении поставленной задачи использовались объекты следующих типов: Application, Workbook, Worksheet, Range, CommandBar, а также коллекции Workbooks и Worksheets.

Работа выполнена в среде Microsoft Excel 2002.




Структура программного комплекса

Состав программного комплекса

Программный комплекс «Телефонный справочник» состоит из двух файлов, располагаемых в каталоге “c:\tmp\”:

  • "Телефонный справочник.xls" – основной файл, содержащий таблицу просмотра базы данных и инструменты, необходимые для работы с ней.
  • "phones.db" – вспомогательный текстовый файл, используемый для хранения базы данных.

Работа программы осуществляется под управлением Microsoft Excel, входящего в состав                                                                                                                                                                                                                                         пакета Microsoft Office, поэтому для ее использования необходимо наличие указанного пакета на клиентском компьютере.

Иерархия объектов

Описываемое Excel-приложение в своем составе содержит:

  1. Рабочую книгу Workbook  «Телефонный справочник» + программный код VBA, состоящую из двух листов:
    1. Worksheet Лист1 (Старт) + программный код VBA
    2. Worksheet Лист2 (База данных) + программный код VBA
  2. Пять форм + программный код VBA:
    1. addRowForm – для режима добавления новой записи
    2. delRowForm – для режима удаления записи
    3. editRowForm – для режима редактирования записи
    4. reportForm – для режима формирования статистики
    5. sortForm – для режима сортировки базы данных
  3. Модуль Module1, содержащий описание типа данных Record для одной записи об абоненте, а также функции работы (чтения/записи) с такими данными и внешним файлом.
  4. Панель инструментов “Phones”, обеспечивающую работу программы и состоящую из девяти кнопок:
    1. чтение базы данных;
    2. запись базы данных;
    3. добавление записи;
    4. корректировка записи;
    5. удаление записи;
    6. поиск;
    7. сортировка;
    8. отчет (статистика);
    9. выход из программы.


Руководство пользователя

Запуск программы

Для запуска программы необходимо в MS Excel открыть книгу:

Телефонный справочник.xls

Вы увидите один лист с рекламной надписью и двумя кнопками. Для отображения листа с базой данных нажмите на кнопку «Начать работу».

В результате, рекламная страница исчезнет, а вместо нее появится основной лист, содержащий шапку базы данных и панель инструментов для работы.

Чтение / запись базы данных

Поскольку вся информация хранится во внешнем файле, то для загрузки базы данных на лист Excel таблицы необходимо на панели инструментов нажать кнопку «Открыть базу данных». При этом существующие на листе данные будут заменены информацией из внешнего файла “phones.db”.

Для сохранения результатов работы с базой данных нажмите кнопку «Сохранить базу данных» на панели инструментов. Вся текущая информация, отображаемая на листе, будет записана во внешний файл “phones.db”.

Режимы корректировки данных

В целях безопасности, листы книги защищены от корректировки обычными способами. Поэтому для добавления, изменения и удаления информации предусмотрены соответствующие режимы работы, инициируемые второй группой кнопок панели инструментов.

При нажатии на любую из них, будет предложено диалоговое окно, в котором в соответствующие поля нужно занести новую (откорректировать существующую) информацию и нажать кнопку подтверждения операции.

  

Если перед выбором режима удаления записи были отмечены несколько строк базы данных, то вместо отображения формы с удаляемой информацией будет просто предложено подтвердить удаление отмеченных записей.

  

Внимание. В режиме добавления/корректировки записи обязательны для заполнения поля: Фамилия, Имя, Отчество, Улица, Дом, Телефон.  Кроме того, в поле Телефон допускается ввод только числовых данных (не более 10 цифр).

Поиск информации

Для поиска нужной информации нажмите кнопку «Найти» на панели инструментов. Будет запущен стандартный механизм поиска информации по листу MS Excel.

Режимы сортировки

В программе предусмотрено три режима сортировки данных:

  • По абоненту (фамилия + имя + отчество);
  • По адресу (улица + дом + квартира);
  • По телефону.

Для выполнения сортировки достаточно нажать соответствующую кнопку на панели инструментов и выбрать один из трех предложенных режимов.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.