Рефераты. Современные средства оргтехники p> В процессе развития автоматизированных информационно-поисковых систем сформировались три вида информационного обслуживания - ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ,
ФАКТОГРАФИЧЕСКОЕ И КОНЦЕПТОГРАФИЧЕСКОЕ. Каждому из этих видов соответствует своя информационная система, представляющая собой подсистему общей информационной системы общества.

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ система, в течении уже многих веков обеспечивала информационное обслуживание общества в целом и различных его институтов, в том числе науки и техники.

Сущность документального обслуживания заключается в том, что информационные потребности членов общества удовлетворяются путем предоставления им первичных документов, необходимые сведения из которых потребители извлекают сами. Обычно грамотное документальное обслуживание осуществляется в два этапа: сначала потребителю предоставляется некоторая совокупность релевантных (релевантность

- смысловое соответствие содержания документа информационному запросу смысловое соответствие между двумя текстами) его запросу вторичных документов (этот этап называется библиографическим), а затем, после отбора потребителем из этой совокупности определенного числа уже пертинентных
(пертинентность - соответствие содержания документа информационной потребности конкретного специалиста) документов, ему предоставляют сами документы (этот этап называется библиотечным обслуживанием). Таким образом, потребность в информации при документальном обслуживании удовлетворяется опосредовано, через первичный документ.

В отличии от документального обслуживания ФАКТОГРАФИЧЕСКОЕ предполагает удовлетворение информационных потребностей непосредственно, т.е. путем представления потребителям самих сведений (отдельных данных, фактов, концепций). Эти сведения, также релевантные запросам потребителей, предварительно извлекаются информационными работниками из первичных документов и после определенной их обработки (оформления) представляются потребителям. Следует уточнить само понятие "фактографическая информация".
«ФАКТОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ» следует понимать сведения не только фактического характера, но и теоретического, предположительного, оценочного характера, т.е. включать и факты, и концепции, все то, что может быть объектом извлечения из текста, описания на определенном информационном языке, хранения и поиска в той или иной информационной системе.

Если в случае документального и фактографического обслуживания потребителю информации предоставляются документы или сведения, извлеченные из информационного потока, так сказать, в "натуральном" виде, то при
КОНЦЕПТОГРАФИЧЕСКОМ обслуживании все это (документы и сведения) подвергаются интерпретации, оценке, обобщению со стороны информационного работника. В результате такой интерпретации формулируется так называемая ситуативная информация, содержащая в себе оценку рассматриваемых сведений, тенденций и перспективы развития отдельных научных и технических направлений, рекомендаций и пр. По этой причине под концептографическим обслуживанием можно также понимать формулирование и доведения до потребителей ситуативной информации, в явном виде не содержащейся в анализируемых источниках, а полученной в результате информационно- логического и концептографического анализа некоторой совокупности сообщений. Другими словами, в случае концептографического обслуживания потребителю представляются не только сведения о документе или сами сведения из документа, но и некоторая дополнительная информация, привнесенная информационным работником в процессе их интерпретации.

Все виды информационного обслуживания функционируют на основе своих специфичных рядов вторичных документов. По сути дела каждая из разновидностей обслуживания сводиться к созданию своего ряда вторичных документов и доведению их до потребителя различными средствами и в различных режимах информационного обслуживания.

Существенное повышение эффективности информационных систем в настоящих условиях, когда открыты возможности внедрения в информационный процесс высокопроизводительных технических средств, может быть достигнута за счет их автоматизации. Появление автоматизированных информационных систем - результат объективного процесса, обусловленного научно-технической революцией. Эти системы, интегрируя информацию, обеспечивают комплексное решение задач управления.

В качестве примера одной из автоматизированных информационных систем приведем систему «Сирена», которая используется для автоматизации работы офиса туристической компании.


Историческая справка


Исполнилось 25 лет «Сирене» - автоматизированной системе резервирования мест и продажи билетов на внутренних авиалиниях.
«Сирена-1» (1972 г.) заложила основные принципы автоматизации коммерческой деятельности в гражданской авиации, обеспечила бронирование и продажу билетов на рейсы Московского авиаузла.
В 1982 г. начал функционировать Московский центр Общесоюзной автоматизированной системы «Сирена-2». К концу 80-х функционировало уже около 30 центров системы практически во всех наиболее крупных городах СССР.
С помощью единой сети передачи данных каждый оператор получил доступ к ресурсам всех центров системы. Это стало возможным в первую очередь благодаря созданию надежного, высокопроизводительного программного обеспечения.
Программное обеспечение Московского и 15 других крупных центров «Сирены-2» разработано отделом ГВЦ ГА. В 1989 г. ведущие специалисты этого коллектива создали кооператив ТАИС, который в 1991 году оформился в акционерное общество ТАИС.
Одной из наиболее крупных работ ТАИС стал перевод программного обеспечения
«Сирены-2» на техническую базу персональных компьютеров. Благодаря этому удалось резко повысить надежность системы, снизить стоимость ее эксплуатации и, как результат, сделать ее доступной даже для небольших авиапредприятий. В результате к 1995 - 1996 годам функционировало более 30
ТАИС-центров «Сирены-2».
«Сирена-2» практически полностью удовлетворяла технологии бронирования и продажи мест в гражданской авиации советского периода с едиными для всех нормативными параметрами и коэффициентами, характеризующими коммерческую деятельность авиапредприятий, с предельно простой общей тарифной политикой, отсутствием какой-либо конкуренции между участниками продажи авиаперевозок.
Однако к середине 90-х стало очевидным несоответствие возможностей системы требованиям рыночной экономики. В первую очередь это касалось потребностей авиакомпаний в гибком управлении процессом реализации ресурсов в зависимости от текущей коммерческой ситуации.

Поэтому в 1994 г., когда стали ясны основные принципы и задачи технологии резервирования в новых условиях, когда ЦРТ начал разработку новой тарифной политики, ТАИС приступил к созданию принципиально новой версии системы
«Сирена» - «Сирены-2.3».
Автоматизированная система «Сирена» сегодня переживает новое, третье рождение. Со второго квартала 1997 г. началось внедрение центров «Сирены-
2.3». К настоящему времени внедрен 21 центр и на разной стадии готовности находятся еще 8. Список организаций, на базе которых выполняется внедрение центров «Сирены-2.3», приведен в Таблице 1. Заканчивается реализация нового проекта - многоцентровая распределительно-инвенторная система СИРИН.

Cирена-2.3 - назначение и функциональные возможности.

Центры «Сирены-2.3» - это новое поколение центров бронирования мест и продажи билетов на внутренние авиарейсы. При ее создании использовались последние мировые достижения в информационных технологиях. Благодаря этому при относительно низких материальных затратах на внедрение и эксплуатацию
«Сирена-2.3» решает основные задачи по управлению коммерческой деятельностью авиакомпаний и агентств воздушных сообщений (АВС).
Важным отличием «Сирены-2.3» от других модификаций «Сирены» является то, что она наряду с учетом интересов АВС «повернулась лицом» к авиакомпаниям.
Разработаны гибкие программные средства, лежащие в основе механизмов управления доходами авиакомпаний. Это, в первую очередь, классы бронирования, средства управления тарифами и льготами, управление доступом агентов к ресурсам авиакомпаний и т.п.
С начала разработки системы в ней соблюдались принципы масштабируемости и модульности.
С точки зрения масштабируемости разработчики системы готовы представить как относительно дешевые системы, рассчитанные на одного - двух пользователей
(авиакомпанию, агентство или агентство и авиакомпанию), так и мощные более дорогие центры коллективного пользования, манипулирующие ресурсами нескольких авиакомпаний и агентств.
С точки зрения модульности в системе четко различаются инвенторная подсистема, обеспечивающая управление ресурсами авиакомпаний, и распределительная (агентская) подсистема, обеспечивающая функции АВС по реализации ресурсов (заказы, продажа билетов, финансовая деятельность агентов и т.п.). Могут быть созданы как собственные центры авиакомпаний или агентств, так и центры коллективного пользования.
«Сирена-2.3» является комплексной системой. В ней интегрированы функции системы резервирования, включая бронирование тоннажа под сверхнормативный багаж и срочные грузы, и системы информирования населения о фактическом выполнении рейсов.
Основные технологические свойства системы удовлетворяют международным стандартам и соответствуют уровню зарубежных систем резервирования.
Благодаря этому высокими темпами разрабатываются программные механизмы взаимодействия с международными системами. Выполнена стыковка центров
«Сирены-2.3» с глобальной распределительной системой (GDS) «AMADEUS». До конца первого полугодия планируется стыковка центров «Сирены-2.3» с системой GABRIEL. Прорабатывается вопрос о стыковке с системой GALILEO.
В процессе разработки системы ставилась задача не только реализовать функциональные возможности, приближенные к возможностям зарубежных систем, но также обеспечить плавность перехода от отечественной автоматизированной технологии бронирования и продажи авиабилетов к средствам международных технологий. Эта задача не является простой, так как технология ряда функций, принятая в СНГ (промежуточные и обратные брони, спецброни, групповые перевозки, концепция льгот и тарифов, система взаиморасчетов и др.), не адекватна принятым в международной практике. Название «Сирена-2.3» как раз и отражает одно из основных требований по разработке системы: обеспечить совместимость действующей ныне технологии с принципами потсроения таких систем, как «Сирена-3».


Функциональные подсистемы

Центр «Сирены-2.3» включает в себя следующие функциональные блоки:
1. Расписание.
2. Сопровождение фактического движения ВС.
3. Тарифы (льготы, валюта, сборы, багаж).
4. Управление ресурсами, в том числе управление бронированием тоннажа под багаж и срочные грузы.
5. Заказы. Обслуживание заказов.
6. Управление событиями. Безбумажная технология.
7. Справочное обслуживание.
8. Продажа, обмен и возврат билетов.
9. Сводки. Статистика. Отчетность. Архивы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.