Рефераты. Социально-экономические аспекты развития предприятий и воздействие на них изменений налогообложения ...

В целом, изучив зарубежный опыт по налогообложению и проведя сравнительный анализ, можно предложить для российских законопроектов, не изменяя налоговой политики существующей в настоящее время, следующее:

вместо налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, отчислений в дорожный фонд, ввести налог на содержание инфраструктуры при ставке не более 1-3 % в зависимости от видов деятельности при налогооблагаемой базе - выручке (для торговли как разница в цене продаваемого и приобретаемого товара);

снизить ставки налога на добавленную стоимость до 15-18%, можно дифференцированно по видам деятельности, отдельно по предприятиям малого бизнеса;

определить суммарные отчисления в социальные фонды от фонда оплаты труда до 30-35 % с перенесением незначительного процента на работников предприятия;

обязать платить налог на прибыль все предприятия независимо от вида деятельности, формы собственности и т.п., но по дифференцированным ставкам в зависимости от вида производственно-хозяйственной деятельности и от продолжительности во времени функционирования предприятия и суммы полученного дохода с максимальной ставкой до 35 % ;

распределить налоговые льготы равномерно с целью сохранение баланса поступлений налоговых платежей;

увеличить акциз на отдельные продукты питания и предметы роскоши;

разработать и внедрить более существенные льготы предприятиям малого бизнеса, поскольку формирование и развитие малых предприятий в будущем существенно увеличит налогооблагаемую базу при внешней и внутренней стабильности страны.


Даже при детальной разработанности системы налогообложения в западных странах среди предпринимателей имеет место своеобразное отрицание её эффективности, поскольку:

современные налоговые системы сложны для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов, что порождает различные способы уклонения от налогов;

личное подоходное обложение характеризуется несправедливостью распределения налогового бремени, состоящей в том, что нередко одинаковый уровень доходов сопровождается неодинаковым уровнем обложения;

высокие маржинальные ставки отрицательно сказываются на процессе принятия экономических решений, в результате налогоплательщики начинают тяготеть к "теневому" бизнесу;

налогообложение компании стимулирует их инвестиции и перестройку не по экономическим, а по налоговым причинам, что отрицательно сказывается на качестве капиталовложений и распределении ограниченных ресурсов.

Размер налоговых платежей зависит от решений в отдельных сферах производственного и социального планирования. Уже на стадии поиска решений должны учитываться их возможные последствия с позиции выгоды или ущерба, налогового бремени. Предприятие стремится к достижению экономических параметров, которые ведут к оптимальному налогообложению. Выбор варианта экономического поведения предприятия по налоговым соображениям ограничивается лишь законодательным запретом злоупотреблений.

В обществе усилиями органов власти, экономической науки и практикой за долгие годы создано негативное отношение к налогам. Поэтому любое решение в этой области сейчас приходится принимать в учётом возможных социальных и политических последствий.

Разумное сочетание прямых и косвенных налогов, применение льгот позволит создавать и совершенствовать экономическую мощь России и заинтересовывать предпринимателей развивать производство и вкладывать средства в своей стране.

При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству - налогообложения, кредитования, инвестирования, государство выделяет различные варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественные потребности. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности, рационально обосновывать распределение между государством и населением затрат на содержание малоимущих, социально незащищённых слоев населения, соблюдать принципы социальной справедливости.


§3. Социальная оценка эффективности функции налогообложения

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.

Налоговая система осуществляет финансовую, стимулирующую, фискальную функции, посредством которых обеспечивается формирование доходной и расходной частей бюджета. Посредством фискальной функции происходит формирование финансовых ресурсов государства, их аккумулирование в бюджетной системе и внебюджетных фондах для осуществления собственных функций, в том числе социальных, экологических и т.д. Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения. Регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, то есть на макроэкономические процессы и пропорции, а стимулирующая более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и в отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменение ставок налогов, применения льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей. Осуществление фискальной функции налогообложения весьма затруднительно без соответствующего контроля, благодаря которому появляется возможность регулирования предпринимательского поведения субъектов хозяйствования, количественного отражения налоговых поступлений, внесения изменений в отношения органов налогообложения с плательщиками.

В последнее время заметное развитие получила социальная функция налогов, играющая бесспорно важную роль в жизнедеятельности человека. О налогах спорят на заседаниях парламентов и правлений партий, обещая снизить их во время предвыборных кампаний, и часто повышают их между выборами.

В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего, регулирующего и социального начала.

По мере совершенствования и повышения гибкости налоговой системы, государственные органы чаще предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы в целях смягчения социального неравенства. Широко распространены льготы многодетным семьям, переселенцам из-за границы на историческую родину, студентам и т. д. [16 - 19].

Социальную и одновременно регулирующую направленность имеют льготы, предоставляемые мелким предпринимателям, фермерам, также налоговые льготы в виде скидок с личных доходов и прибылей, направляемых в жилищное строительство, строительство или покупку и реконструкцию садового домика, загородного дома, дачи. Социальная направленность очевидна, но использовать эти льготы могут только относительно высокооплачиваемые слои населения. Регулирующая функция в данном случае проявляется в оживлении жилищного строительства, которое создаёт дополнительный спрос на строительные материалы и услуги, санитарное и электрооборудование, способствует росту занятости, ведёт к увеличению спроса на мебель, технические товары длительного пользования, бытовую технику и т.п.

Социальные и экономические факторы, влияющие на рыночные преобразования, происходящие в обществе, стимулируют обновление производственных отношений в налогах: так, например, переход к рыночной системе хозяйствования объективно потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики. Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости, который образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов на стадии распределения первичных доходов.

С предприятий удерживается сбор на нужды образовательных учреждений, но тем не менее, ВУЗам приходится самостоятельно решать свои проблемы за счёт изыскивания внебюджетных средств. "В современной России сохранение научных школ, фундаментальной науки является приоритетной задачей. Их утрата приведёт к очень серьёзным социально-экономическим последствиям для страны, сильно понизит уровень преподавания в высшей школе, станет не только национальной проблемой, но и обернётся немалыми потерями для мирового сообщества" [24, с.184]. Должна оставаться возможность бесплатного образования с целью получения и повышения профессионально - квалификационных знаний людям с небольшим достатком, формирования интеллекта широких масс населения страны.

Исторический спор, охватывающий более чем два столетия, о приоритетности в принципах налогообложения совершил своеобразное движение по спирали: от справедливости по А. Смиту, достаточности по А. Вагнеру, вновь к принципу справедливости в налоговых системах промышленно развитых стран конца XX века.

Дискуссионность проблем налоговой справедливости обусловлена различным пониманием её состоятельными и малоимущими слоями населения.

Понятие о справедливости в политике налогов содержит в себе ответы на два вопроса:

кто должен платить налоги;

как достигнуть уравнительности при распределении налогов между плательщиками, с помощью какого принципа пропорционального или прогрессивного.

Принцип равномерности претерпел сложную эволюцию. К началу XX века были распространены три способа обложения: налог равный, пропорциональный и прогрессивный. Первый состоял в том, что со всех плательщиков налог брался поровну, и потому противоречил принципу равномерности: если со всех берётся одна и та же сумма, то не принимаются во внимание имущественная налогоспособность плательщиков. Пропорциональным называется налог, при котором уплачивается одинаковая сумма с каждой единицы обложения, прогрессивным - налог, при котором с увеличением единицы увеличивается и ставка налога.

Несмотря на очевидную несправедливость, теория равного обложения отражала практику налогообложения в средние века в виде поголовного или подушного налога, который как весомый источник доходов государства дольше всех взимался в России. Несправедлив он потому, что подобный способ распределения должен лечь гораздо большей тяжестью на малообеспеченные слои населения, которые по своей слабости, незнанию или бедности особенно нуждаются в общественной помощи, чем на более состоятельных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.