ΔЗ1р = 69,69 - 70,87 = -1,18 коп.
Снижение затрат позволило снизить себестоимость:
ΔС = -1,18*53900/100 = -636,02 тыс.руб.
5)Влияние всех факторов на себестоимость:
∑ΔС = -150,92 + 786,92 + 150,92 - 636,02 = +150,90 тыс.руб.
∑ΔЗ1р = 1,46 - 0,28 + 0,28 - 1,18 = +0,28 коп.
Из анализа следует, что себестоимость и затраты на 1 рубль товарной продукции возросли за счет субъективных факторов, т.е. не достаточной эффективности работы предприятия.
Анализ формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов и анализа факторов, влияющих на величину и структуру изменений прибыли.
Основными задачами анализа прибыли являются:
§ Оценка достигнутого объема прибыли; изучение степени выполнения плана и динамики; выявление тенденций изменения прибыли.
§ Изучение структуры прибыли.
§ Определение и изменение факторов формирования прибыли.
§ Выявление резервов увеличения прибыли.
§ Разработка прогнозных показателей прибыли.
§ Влияние на прибыль оказывают следующие факторы:
§ Объем реализованной продукции;
§ Структура реализованной продукции;
§ Себестоимость продукции;
§ Цены на продукцию.
Для выявления этих факторов необходимо провести подготовку данных:
- Пересчет показателя объема выручки от реализованной продукции отчетного года по ценам базисного периода;
- Затраты на производство фактически реализованной продукции пересчитать по себестоимости базисного периода путем отношения затрат на производство к сумме выручке от реализации продукции в базисном периоде.
Таблица 5 - Данные для факторного анализа прибыли на ОАО «Швейная фабрика» г.Красноярска
Показатели
Обозначение
Ед. изм.
Прошлый год
Факт в ценах прошлого года
Факт за отчетный год в действующих ценах
Выручка от реализации продукции (без налогов)
ВРП
тыс.руб.
39000
45092
44917
Полная себестоимость
С
тыс.руб
33300
38350
38500
Прибыль от реализации продукции
П
5700
6742
6417
Изменение прибыли отчетного периода к прошлому
ΔП
-
Затраты на 1 рубль ВРП
З1р
коп.
85,38
85,04
85,71
Расчет:
1. Пересчитываем ВРП и С отчетного года в ценах прошлого года:
З1р = С/ВРП*100коп
ВРПпересч. = 38500/85,38*100 = 45092 тыс.руб.
Спересч. = 44917*85,38/100 = 38350 тыс.руб.
2. Прирост прибыли = 6417 - 5700 = 717 тыс.руб.
Анализ факторов:
1) Влияние объема ВРП на изменение величины прибыли:
ΔП = Δh*Пбаз./100%, где
Δh = ВРПотч./ВРПпр.пер.*100% - 100% = 45092/39000*100 - 100 = 15,17%
ΔП = 15,17%*5700/100% = 864,8 тыс.руб.
За счет увеличения объема ВРП прибыль возросла на 864,8 тыс.руб.
2)Влияние себестоимости на изменение величины прибыли:
ΔП = Спересч. - Сотч. = 38350 - 38500 = -150 тыс.руб.
В связи с увеличением себестоимости прибыль снизилась на 150 тыс.руб.
3) Влияние цены на изменение прибыли:
ΔП = ВРПфакт. - ВРПпересч.в ц.пр.пер. = 45917 - 45092 = -175 тыс.руб.
За счет снижения цен прибыль снизилась на 175 тыс.руб.
4) Влияние структуры реализованной продукции на прибыль:
ΔП = Пфакт.в баз.ц. - (Пбаз.пер. - ΔПотВРП ) = 6742 - (5700 - 864,8) = 177,31 тыс.руб.
За счет увеличения реализации более рентабельной продукции прибыль возросла на 177,31 тыс.руб.
5) Влияние всех факторов:
∑ ΔП = 864,8 - 150 - 175 + 177,31 = 717,11 тыс.руб.
В результате влияния всех факторов прибыль возросла на 717,11 тыс.руб. На это повлияли резервы предприятия по снижению себестоимости; повышение производительности труда; сокращение административно-управленческого персонала; снижение потерь от брака.
В заключение анализа прибыли на предприятиях разрабатываются конкретные мероприятия по обеспечению экономии средств и потерь при обеспечении качества обслуживания населения.
На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно – хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.
Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Факторы, влияющие на рентабельность:
§ Выручка от реализации продукции;
§ Внереализационные доходы;
§ Величина налогов, выплачиваемая из прибыли.
В ходе анализа рентабельности (Р) продукции нужно рассчитать влияние каждого фактора на изменение рентабельности продукции по системе методом цепных подстановок:
Р = (ВРП - Налог - С)/С*100%
В ходе анализа прибыльности и рентабельности важно выявить основные резервы предприятия повышения прибыли и рентабельности, и наметить иероприятия по использованию резервов.
Таблица 6 - Данные для факторного анализа рентабельности на ОАО «Швейная фабрика» г. Красноярска
Обозначения
Отчетный год
Отклонения
Выручка от реализации продукции
46800
53900
+7100
Налоги
Н
7800
8983
+1183
Прибыль от реализации продукции (за вычетом налогов)
+717
+5200
Рентабельность продукции
Р
%
17,12
16,67
-0,45
Решение:
1. П = ВРП - С - Н
Ппр.пер. = 46800 - 33300 - 7800 = 5700 тыс.руб.
Потч.пер. = 53900 - 38500 - 8983 = 6417 тыс.руб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8