Рефераты. Разработка образовательной среды для дистанционного обучения по дисциплинам Компьютерная графика и Системы искусственного интеллекта. Геометрические преобразования p> К

где НДС - налог на добавленную стоимость, 20%; К - количество копий, шт.; Кcт - стоимость носителя информации, руб.;

К =30 копий Кcт = 5 руб.

Цена = ((18194 + 30 х 5) / 30) х 1. 2 = 733 руб.

4. 3. Определение качественных параметров программы

В экспертизе системы дистанционного образования "Компьютерная графика и
Семантические сети" в качестве экспертов учавство-вали главный специалист отдела ИВС Министерства труда и социального развития Шестак Л. И., руководитель отдела АСУ АО "САП-КОН" Миньков Л. Н., главный специалист отдела АСУ АО "САПКОН" Сахаров С. С.

В качестве аналога была выбрана обучающая программа "Статика и

Динамика", разработанная студентами СГТУ кафедра ПВС в 1995 г.

Определим уровень компетентности каждого эксперта по формуле:

К аi + К осi

К ki = ,

К аmах + К остах

где Кki - коэффициент компетентности i-го эксперта; Каi - коэффициент аргументации; Косi - коэффициент осведомленности; Кmах - максимальные значения Каi и Косi, равные 1.
Для определения коэффициента аргументации используются значения, приведенные в таблицах 4. 2. 1 и 4. 2. 2:

Таблица 4. 3. 1 Коэффициенты аргументации


|Источни|высокая|средняя|низкая |
|к | | | |
|аргумен| | | |
|та- | | | |
|ции | | | |
|1. |0. 3 |0. 2 |0. 1 |
|Прове- | | | |
|денные | | | |
|теорети| | | |
|че- | | | |
|ские | | | |
|иссле- | | | |
|дования| | | |
|. | | | |
|2. |0. 5 |0. 4 |0. 2 |
|Личный | | | |
|опыт | | | |
|рабо- | | | |
|ты. | | | |
|3. |0. 05 |0. 05 |0. 05 |
|Обоб- | | | |
|щенный | | | |
|анализ | | | |
|оте- | | | |
|чествен| | | |
|ных | | | |
|аналого| | | |
|в | | | |
|4. |0. 05 |0. 05 |0. 05 |
|Обоб- | | | |
|щение | | | |
|ана- | | | |
|лиз | | | |
|Зару- | | | |
|бежных | | | |
|аналого| | | |
|в. | | | |
|5. |0. 05 |0. 05 |0. 05 |
|Личное | | | |
|знакомс| | | |
|тво | | | |
|с | | | |
|состоян| | | |
|и- | | | |
|ем | | | |
|дел | | | |
|за | | | |
|рубежом| | | |
|6. |0. 05 |0. 05 |0. 05 |
|Интуи- | | | |
|ция | | | |

Таблица 4. 3. 2 Степень влияния источника


|Эксперт |степень влияния источника |
| |1 |2 |3 |4 |5 | |
|1. |Выc|Выc.|сред|Сред|сред|Вы|
|ШестакЛ. |. | |. |. |. |c |
|И. | | | | | | |
|2. Миньков|Выc|Выc.|выc.|Сред|низ.|Ср|
|Л. Н. |. | | |. | |ед|
|3. |выc|сред|сред|сред|низ.|ср|
|Сахарове. |. |. |. |. | |ед|
|С. | | | | | | |

В результате получаем коэффициенты аргументации для каждого эксперта:

Ка1 = 0. 3 + 0. 5 + 0. 05 + 0. 05 + 0. 05 + 0. 05 = 1; Ка2 = 0. 3 + 0. 5 +
0. 05 + 0. 05 + 0. 05 + 0. 05 =1; Ка3 = 0. 3 + 0. 4 + 0. 05 + 0. 05 + 0.
05 + 0. 05 = 0. 9;

Коэффициент осведомленности устанавливается по усмотрению самих экспертов:

Кос1 = 0. 9; Кос2 = 0. 75; Кос3 = 0. 80;

Таким образом коэффициенты компетентности:

Кк1 =( 1 +0. 9)/2= 0. 950; Кк2 = ( 1 + 0. 75)/2 = 0. 875; Кк3 = ( 0. 9 +
0. 80)/2= 0. 850;

Из дерева качества разработанного программного продукта были выбраны, по общему мнению, 12 наиболее важных характеристик:

1. Возможность адаптации пользователя в ПО;
2. Привлекательность интерфейса;
3. Удобство работы с программой;
4. Возможность работы в многопользовательском режиме;
5. Правильность функционирования;
6. Гибкая система подсказок;
7. Многофункциональность системы;
8. Компактность программы;
9. Надежность системы, защита от сбоев;

10. Возможность настройки ПО на пользователя;
11. Эффективность контроля процесса обучения;
12. Модификация вызываемых заданий;

Исходя из таблицы 4. 3. 3

Таблица 4. 3. 3 Оценка влияния характеристик


| |Оценка |
|1. Абсолютно не влияет |0 |
|технический уровень программного | |
|продукта | |
|2. Влияет незначительно |0. 25 |
|3. Влияет |0. 5 |
|4. Влияет существенно |0. 75 |
|5. Небходим |1 | каждым экспертом по каждой характеристике установлены коэффициенты важности: были


| |Щестак |Миньков|Сахар|
| | | |ов |
|1. |1 |0. 75 |0. 5 |
|о |0. 75 |0. 75 |0. 5 |
|3. |1 |1 |1 |
|4. |0. 5 |0. 5 |0. 5 |
|5. |0. 75 |0. 75 |1 |
|6. |0. 5 |0. 75 |0. 5 |
|7. |1 |1 |1 |
|8. |0. 75 |0. 75 |0. 5 |
|9. |0. 75 |1 |1 |
|10.|0. 75 |0. 5 |0. 5 |
|11.|0. 5 |0. 75 |0. 5 |
|12.|0. 5 |0. 5 |0. 75|

Определим общую согласованную оценку каждой характеристики по формуле:

Квi = 1/n х ( mij х Ккi)

где n - число экспертов; ту - оценка 1-ым экспертом i-ой характеристики; Ккi - коэффициент компетентности 1-го эксперта; Квi - обобщенная оценка экспертов по j-ой характеристике.
Кв1 =0. 33х( 1 х 0. 950 +0. 75 х 0. 875 + 0. 5 х 0. 850)= 0. 677 Кв2 =0.
33х(0. 75 х 0. 950 +0. 75 х 0. 875 + 0. 5 х 0. 850)= 0. 579 Кв3 =0. 33х( 1 х 0. 950 + 1 х 0. 875 + 1 х 0. 850)= 0. 891 Кв4 =0. 33х(0. 5 х 0.
950+0. 5 х 0. 875 + 0. 5 х 0. 850)= 0. 733 Кв5 =0. 33х(0. 75 х 0. 950 +0.
75 х 0. 875 + 1 х 0. 850)= 0. 579 Кв6 =0. 33х(0. 5 х 0. 950+0. 75x0.
875+ 0. 5 х 0. 850)= 0. 518 Кв7 =0. 33х( 1 х 0. 950 + 1 х 0. 875 + 1 х 0. 850)= 0. 891 Кв8 =0. 33х(0. 75 х 0. 950 +0. 75 х 0. 875 + 0. 5 х 0.
850)= 0. 579 Кв9 =0. 33х(0. 75 х 0. 950 + 1 х 0. 875 + 1 х 0. 850)= 0.
812 Кв10=0. 33х(0. 75х 0. 950+0. 5 х 0. 875 + 0. 5 х 0. 850)= 0. 525
Кв11=0. 33х(0. 5 х 0. 950+0. 75x0. 875+ 0. 5 х 0. 850)= 0. 518 Кв12=0.
33х(0. 5 х 0. 950+0. 5 х 0. 875 + 0. 75 х 0. 850)= 0. 516

Затем каждый эксперт устанавливает степень осуществления программного продукта (в баллах от 0 до 10) и подсчитывается согласованная оценка по формуле:

Vj = 1 /n х ( vij х Ккi)

где n - число экспертов; vij - оценка i-ым экспертом j-ой характеристики; Ккi - коэффициент компетентности i-го эксперта. V) - обобщенная оценка экспертов по j-ой характеристике.

Разрабатываемый программный продукт/существующий аналог.


| |Шестак |Миньков|Сахаров|
|1. |8/6 |8/4 |7/6 |
|2. |9/6 |7/5 |8/6 |
|3. |9/2 |8/1 |9/3 |
|4. |8/5 |9/5 |9/6 |
|5. |7/8 |7/8 |8/9 |
|6. |9/2 |9/1 |9/1 |
|7. |10/8 |9/9 |9/8 |
|8. |9/3 |8/4 |8/4 |
|9. |9/5 |8/5 |7/6 |
|10.|10/6 |9/5 |9/5 |
|И. |8/7 |9/6 |8/6 |
|12.|8/3 |9/2 |9/3 |

Для разрабатываемой системы:

V1 =0. 33 х (8 х 0. 950 + 8 х 0. 875 +7 х 0. 850) = 6. 850 V2 =0. 33 х (9 х
0. 950 + 7 х 0. 875 +8 х 0. 850) = 7. 158 VЗ =0. 33 х (9 х 0. 950 + 8 х 0.
875 +9 х 0. 850) = 7. 333 V4 =0. 33 х (8 х 0. 950 + 9 х 0. 875 +9 х 0. 850)
= 7. 708 V5 =0. 33 х (7 х 0. 950 + 7 х 0. 875 +8 х 0. 850) = 6. 525 V6 =0.
33 х (9 х 0. 950 + 9 х 0. 875 +9 х 0. 850) = 8. 025 V7 =0. 33 х (10х 0. 950
+ 9 х 0. 875 +9 х 0. 850) = 6. 8 V8 =0. 33 х (9 х 0. 950 + 8 х 0. 875 +8 х
0. 850) = 7. 45 V9 =0. 33 х (9 х 0. 950 + 8 х 0. 875 +7 х 0. 850) = 7. 166
V10=0. 33 х (10х 0. 950 + 9 х 0. 875 +9 х 0. 850) = 8. 341 V11=0. 33 х (8 х
0. 950 + 9 х 0. 875 +8 х 0. 850) = 7. 425 V12=0. 33 х (8 х 0. 950 + 9 х 0.
875 +9 х 0. 850) = 7. 708

Для существующего аналога:

V1 =0. 33 х (6 х 0. 950 + 4 х 0. 875 +6 х 0. 850) = 3. 465 V2 =0. 33 х (6 х
0. 950 + 5 х 0. 875 +6 х 0. 850) = 5. 049 VЗ =0. 33 х (2 х 0. 950 + 1 х 0.
875 +3 х 0. 850) = 1. 775 V4 =0. 33 х (5 х 0. 950 + 5 х 0. 875 +6 х 0. 850)
= 3. 16 V5 =0. 33 х (8 х 0. 950 + 8 х 0. 875 +9 х 0. 850) = 6. 938 V6 =0.
33 х (2 х 0. 950 + 1 х 0. 875 +1 х 0. 850) =1. 123 V7 =0. 33 х (8 х 0. 950
+ 9 х 0. 875 +8 х 0. 850) = 6. 617 V8 =0. 33 х (3 х 0. 950 + 4 х 0. 875 +4 х 0. 850) = 3 605 V9 =0. 33 х (5 х 0. 950 + 5 х 0. 875 +6 х 0. 850) = 4.
711 V10=0. 33 х (6 х 0. 950 + 5 х 0. 875 +5 х 0. 850) = 3. 861 V11=0. 33 х
(7 х 0. 950 + 6 х 0. 875 +6 х 0. 850) = 5. 577 V12=0. 33 х (3 х 0. 950 + 2 х 0. 875 +3 х 0. 850) = 1. 667

Находим комплексный показатель уровня конкурентоспособности - разработанного ПО:
12 Кук = ( Квj х Vj

Кук = 88. 48 - аналога: Кук= 41. 045
Сравним полученные уровни качества с максимально возможным, то есть для ПО, которому эти эксперты по этим 12 характеристикам ставят по 10 баллов.

Кук mах= 107

Таким образом, уровень качества от максимального составляет 82 % для разрабатываемой программы и 38 % для существующего аналога.

4. 4 Определение экономического эффекта от внедрения программного продукта
Экономический эффект разработчика: Эг= П- К
П = Цена - Спп
Цена = 733 руб.
Спп= 13995 руб.
П = 30 х 733 - 13995 = 8017 руб.
К = 0
Эг= 8017-0 = 8017руб. Экономический эффект пользователя Эг= S- К, где
К - цена программного продукта

S = S1 -S2,
S1 - расходы на функционирование СДО обычной концепции,

построенной по процедурному принципу.
S2 - расходы на функционирование разработанной СДО "Компью

терная графика" и "Продукционные системы"

Распространение программы системы дистанционного образования предполагает наличие модемной связи между обучаемым и учебным центром. По модемной связи пересылаются:
- исполнительный модуль проигрывателя сценария;
1. сценарий учебного курса;
2. прикладные файлы баз данных и баз знаний;

Экономический эффект появляется в результате:
1. Сокращение расходов на пересылку основного исполнительного мо

дуля и базового курса.

Сокращение расходов на пересылку новых учебных курсов.
3. Сокращение расходов на пересылку обучаемым отчетов о пройден

ном материале.

Для расчета экономического эффекта пользователя установим параметры пересылки информации. Значения параметров выбраны и: расчета на среднестатистические показатели отечественных телефон-

ных сетей, средний тариф за междугороднюю связь, а также на основании показателей наиболее распространенных типов модемов.

1. скорость передачи информации = 25 К/мин
2. стоимость передачи информации = 3 руб. / мин

Экономия за счет сокращения затрат на пересылку основного исполнительного модуля и базового курса.

Объем разработанной СДО = 400 К Объем процедурных аналогов = 1000 К

S1=(1000/25)хЗ = 120руб S2 = ( 400 / 25 ) х 3 = 48 руб. S = S1-S2 = 72 руб.

Экономия за счет сокращения расходов на пересылку новых учебных курсов.

Объем нового курса, созданного для проигрывания в разработанной СДО = 200
К Объем нового процедурного курса = 1000 К
S1 =( 1000/25)хЗ = 120 руб.
S2 = ( 200 / 25 ) х 3 = 24 руб.

S = S1 -S2 = 96 руб.
Учитываем, что в среднем в течение года обучаемый должен получать 15 новых учебных курсов (по 7-8 за семестр), которые может охватить разработанная
СДО,

S = 96х15 = 1440руб

Экономия за счет сокращения расходов на пересылку обучаемым отчетов о пройденном материале.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.