Рефераты. Проблемы современной инфляции

В условиях отсутствия потребности федераль­ного бюджета в монетарном финансировании и устойчивого роста остатков средств на счетах феде­рального и местных бюджетов существенно сокра­тился объем чистого кредита органам государствен­ного управления со стороны банковской системы (почти на 134 млрд. рублей).

Рост денежных доходов населения в 2001 году способствовал расширению спроса домашних хо­зяйств на покупку товаров и услуг, стимулированию развития отечественного производства. Потреби­тельские расходы населения увеличились в январе - сентябре 2001 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,1%.

Итак, причины инфляции в России в настоящее время можно подразделить на долгосрочные и краткосрочные. Так, в 2002 году в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики основные мероприятия Правительства РФ, направленные на ликвидацию системы перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги и отказ от бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, сопровождаются повышением стоимости этого вида услуг для населения, что оказывает прямое воздействие на увеличение инфляции в краткосрочном аспекте. Достижение реальных результатов по этим направлениям будет сопровождаться опережающим по отношению к росту цен производителей промышленной продукции повышением цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, перераспределением доходов от основ­ных энергетических потребителей в пользу естест­венных монополий, ростом цен на конечную про­дукцию, усилением воздействия структурных факторов на инфляцию, измеряемую по индексу потребительских цен. Прочие факторы, к которым, в частности, от­носится высокая волатильность цен на отдельные виды продовольственных товаров, оказывают в 2002 году негативное воздействие на общую динамику потребительских цен.

В настоящее время денежные факторы инфляции (составляющие приблизительно 20%), инфляционные ожидания, выражающиеся в покупке населением иностранной валюты, также являются причинам инфляции в 2002 году. Особенно наглядно прослеживается инфляция на ценах таких товаров как продукты питания и лекарства. Таким образом, в 2002 году структурные и про­чие факторы в большей степени оказывают влияние на динамику цен на потребительском рын­ке, однако общий уровень инфляции будет ниже, чем в 2001 году.

Среди долгосрочных факторов повышательное воздействие на рост потребительских цен будут оказывать экономическая и инвестиционная ак­тивность, рост денежных доходов населения и рас­ширение потребительского спроса. Вместе с тем соотношение спроса и предложения товаров и ус­луг, профицит федерального бюджета и осуществ­ление рациональных мер в области бюджетной по­литики, состояние производственных мощностей, денежно-кредитная политика и политика валют­ного курса, улучшение инфляционных ожиданий будут способствовать дальнейшему снижению базовой инфляции.

На траекторию  инфляции   в  2002   году воздействуют также факторы, связанные с необходимо­стью обновления основных производственных фондов для поддержания устойчивости экономического роста.   Поскольку   возможности   некапиталоемкого роста экономики в значительной степени уже исчерпаны,   намечаемые   масштабная   модернизация, обновление и расширение основного капитала бу­дут ограничивать возможности снижения инфляции в 2002 году.

В первом полугодии 2002 г. замедлились темпы инфляции. За январь-июнь на потребительском рынке она составила 9%, что в 1,4 раза меньше, чем за соответствующий период 2001 г. (12,7%). При этом в июне потребительские цены выросли на 0,5%.

Снижение инфляции связано с:

-         замедлением темпов роста денежного предложения в 2002 г. по сравнению с 2001 г. (денежная масса М2 в мае по сравнению с декабрем выросла на 5,2% против 7,8% за тот же период 2001 г.);

-         продолжающимся укреплением курса рубля и ростом конкуренции со стороны импорта; уменьшением инфляционных ожиданий, что в немалой мере связано с планомерным умеренным повышением цен и тарифов в естественных монополиях, объявленных Правительством;

-         более низкой динамикой цен производителей в промышленности (за первое полугодие они выросли на 7,7%);

-         ростом предложения отечественной продукции и конкуренции на отдельных товарных рынках (в частности, продуктов питания).

Вместе с тем уровень инфляции за первое полугодие 2002 г. несколько выше, чем первоначально прогнозировалось. Это обусловлено:

-         опережающим ростом тарифов на платные услуги населению. За первое полугодие вклад данного фактора в инфляцию составил 37% (3,3 процентных пункта из 9), тогда как за соответствующий период прошлого года он составлял только 23%;

-         значительным повышением цен на бензин в мае-июне вследствие роста экспорта и снижения поставок на внутренний рынок;

-         продолжающимся ростом платежеспособного спроса населения по мере увеличения его реальных доходов.

В середине года ощутимо увеличилась инфляция в промышленном производстве. В существенной мере это обусловлено «эффектом догоняющего роста». Повлияли также рост мировых цен на нефть и оживление промышленного производства, сопровождающееся повышение спроса. (27, с. 10).

В 2002 году улучшение ситуации на рынке труда и рост заработной платы привели как к росту личного потребления, так и к увеличению издержек на заработную плату, усилению спросового влияния на цены. Важную роль в ограничении инфляции в этих условиях приобретает ожидаемый рост производительности труда и сокращение себестоимости материальных факторов произ­водства, развитие ресурсосберегающих технологий под влиянием активизации механизмов рыноч­ной конкуренции, а также согласованная поли­тика доходов, формируемая в рамках Генерального соглашения между российскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

Наряду со сдержанной денежно-кредитной политикой и планомерным осуществлением бюджетных расходов снижению темпов инфляции будет способствовать:

-         взвешенная курсовая политика Банка России, обеспечивающая планомерное и достаточное укрепление курса рубля;

-         ограничение роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий, регулируемых на федеральном уровне. По решению Правительства с июня повышены цены на газ на 15%, на электроэнергию на 2,4%, железнодорожные тарифы на перевозки грузов – на 6,8%, до текущего года не предусматривается дополнительно увеличивать указанные цены и тарифы;

-         решение о повышении экспортных пошлин на нефтепродукты с 1 августа, что позволит ограничить рост цен на топливо и горюче-смазочные материалы. (28, с. 11).

Конечной целью денеж­но-кредитной политики должно быть снижение инфляции до уровня, при котором обес­печиваются наиболее благоприятные условия для поддержания устойчивого долговременного эконо­мического роста. Расчеты Банка России показывают, что в 2002 году уровень инфляции может соста­вить 12 - 14% (из расчета декабрь к декабрю), или 14,3 - 15,5% в среднегодовом выражении. Однако по уровню инфляции мы уже выбрали плановый годовой лимит, приблизившись к рубежу в 14 процентов. К тому же, по уровню инфляции Россия так и не вышла на нулевой рубеж, который был достигнут в сентябре 2001 года. Экономический рост останавливают инфляция и бартер, а повышение потребительских цен может заставить Банк России повысить ставку рефинансирования.

Банк России считает, что снижение инфляции на потребительском рынке до уровня 14% в 2002 году возможно только при условии, что Правитель­ством Российской Федерации будут приняты необ­ходимые меры по существенному снижению влия­ния структурных факторов на рост инфляции, ра­циональному управлению бюджетными расходами и государственным долгом. (20, с.4).


3.2 Оценка антиинфляционной политики в России

 

Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государ­ственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В зависимости от причин последней обозначи­лись два ее направления — дефляционная политика и политика доходов.

Дефляционная политика включает методы ограничения денеж­ного спроса путем снижения государственных расходов, повы­шения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы. Но она не способствует экономическому росту, а наоборот, снижает темпы производства и приводит к экономическому кризису. Поэтому большинство правительств отказались от ее проведения. Политика доходов пред­полагает контроль или полное замораживание цен и заработной платы либо установление жестких пределов их роста. Выбор политики и антиинфляционных мер зависит от при­оритетов, устанавливаемых правительством. (1, с.145).

Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы:

·        регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”.

·        регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ЦБ.

·        увеличение обязательных денежных резервов коммерческих банков.

·        операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные методы не могут работать в Российской экономике на полную мощность по причине ее несовершенства. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств в России находится лишь на стадии развития.

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

·        прямое регулирование кредитов и их распределения государством.

·        государственное регулирование цен.

·        государственное регулирование пределов заработной платы.

·        государственное регулирование внешней торговли.

·        государственное регулирование валютного курса.

К сожалению, в России связь между политикой, реально проводимой Банком России, и це­лями, декларируемыми им в основных направлениях денежно-кредит­ной политики, в течение последних трех лет достаточно слаба (табл. 6). Отклонения заявляемых целевых ориентиров (индекса потребитель­ских цен и денежной массы М2) от фактических результатов велики - до 50% по инфляции и до 200% по показателю денежной массы. В связи с этим, можно говорить о невыполнении «метода целевой инф­ляции», что не способствует фор­мированию рациональных инфля­ционных ожиданий и доверия к политике Банка России и Правитель­ства Российской Федерации. (31, с.9).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.