Рефераты. Предприятие. Признаки предприятия. Принципы деятельности предприятий. Организационно-правовые формы ...

В 1996 г. арбитражными судами Украины рассмотрено 3600 дел о банкротстве, в результате чего 1700 предприятий признано банкротами. В 1999 г. количество дел о банкротстве возросло более чем в 2 раза. А к концу 2003 года в Украине закрыто более 30% государственных предприятий. Эта тенденция сохраняется и в дальнейшем.

Примечателен тот факт, что из общего числа обследованных украинских предприятий-банкротов лишь 38% были убыточны, а остальные 62% — рентабельны. Причем последние — в зависимости от показателей финансового положения   можно разделить на следующие группы (% к общему количеству):

1. предприятия с низкой рентабельностью и финансовой устойчивостью (30%);

2. предприятия, которые при низкой рентабельности наращивали объемы производства продукции (11%);

3. предприятия с удовлетворительными показателями рентабельности и финансовой устойчивости, проводившие рискованную товарную политику (8%);

4. вновь созданные предприятия с высокими темпами развития, низкой рентабельностью и ограниченным основным капиталом (5%);

5. предприятия с хроническим дефицитом ликвидных средств, имеющие удовлетворительные показатели рентабельности и низкие показатели финансовой устойчивости (4%);

6. предприятия с жесткой структурой управления, имеющие высокие накладные затраты, удовлетворительные показатели рентабельности и финансовой устойчивости (4%)'

Неплатежеспособность предприятий отрицательно влияет как на отдельные секторы экономики, так и на общеэкономическое  положение государства. Во всех секторах экономики доходы имеют тенденцию к неуклонному снижению. Так, сокращение дохода в ее нефинансовом секторе приобрело характер экономической угрозы государству, подорвав не только нормальный воспроизводственный цикл у основных производителей товаров и услуг, но и такие важные составляющие экономики, как фондовый и денежный рынки.

 Так, в начале 2000 г. был поднят вопрос о признании банкротом ЗАО производственной компании «Новая Бавария» (Харьковская область), предметом, деятельности которого,  является производство пива и минеральной воды. Примечательно, что это предприятие имеет большой опыт работы — свыше 100 лет, однако ни смена формы собственности в 1994 г., ни расширение ассортимента производимой продукции, ни применение новых технологий не помогли ему выйти из кризиса. По состоянию на 1 января 2000 г., сумма убытка от реализации продукции составила здесь 1,3 млн. грн., а кредиторская задолженность — 3,9 млн. грн. Следует отметить и тот факт, что в большинстве случаев многие руководители украинских несостоятельных предприятий принимают решения о применении процедуры их ликвидации, чтобы оттянуть возбуждение дел о банкротстве и за годичной «амнистией» скрыть перемещения их активов.

Самоликвидация является оправданной мерой, если хоть одно из выделенных дочерних предприятий способно работать прибыльно. В таком случае, во-первых, исключается риск признания состоявшейся год назад передачи имущества в уставный фонд дочернего предприятия (Закон Украины «О банкротстве» позволяет это, если процесс возбужден не позднее чем через год после отчуждения имущества), а во-вторых, ликвидацию можно проводить с максимальным учетом интересов рентабельного «детища» (вопросы о включении или невключении того или иного объекта в ликвидационную массу решаются на месте ликвидационной комиссией, состоящей из представителей самоликвидирующегося предприятия, а не представителей стороннего кредитора).

Самостоятельная ликвидация имеет еще одну особенность. В случае банкротства предприятия его акционеры — это самая незащищенная категория инвесторов, вынужденная довольствоваться тем, что останется после продажи имущества и раздачи долгов. В процессе же ликвидации (особенно — если хоть что-то из имущества ликвидно, и есть потенциальные покупатели) крупнейшие акционеры, определяющие работу ликвидационной комиссии, получают возможности для маневра.

Описанная схема имеет существенные недостатки, связанные с необходимостью балансировать на грани закона. Малейшая неточность при распродаже активов может повлечь за собой возбуждение уголовного дела за уклонение от уплаты налогов.

Большинство этих недостатков ликвидируется, если с самого начала была инициирована процедура банкротства. В таком случае, если не выявлены грубые злоупотребления за предыдущий год, то предприятие полностью рассчитывается с долгами — независимо от того, хватит его активов для расчета с кредиторами или нет.

Для реализации государственной политики по предотвращению несостоятельности (банкротства) предприятий и отрицательных социальных последствий, связанных с реорганизацией и ликвидацией неплатежеспособных предприятий в случае признания их несостоятельными, большое значение имеет поиск практических путей к их финансовому оздоровлению.

Следует уделить внимание санации, предусмотренной Законом Украины «О банкротстве». Соответствующая процедура предполагает, что после возбуждения дела о банкротстве все заинтересованные лица (инвесторы) должны подать в суд заявления в том, что они готовы пpи'нять на себя все долги предприятия-банкрота. И если во всех вопросах с кредиторами будет достигнуто согласие, то сенатор становится владельцем или совладельцем этого предприятия и оплачивает все долги. Как правило, такой владелец распоряжается предприятием очень эффективно.

Однако у нас процедура санации проводится крайне редко, поскольку желание стать владельцем проявляется, прежде всего, по отношению к государственным предприятиям. В случае санации необходимо получить согласие Фонда госимущества Украины, которое он дает не очень охотно. Если же такой сенатор не находится, то арбитражный суд вынужден объявить должника банкротом и осуществлять ликвидационную процедуру — реализацию имущественных активов и распределение выручки между кредиторами.

Главная цель процедуры банкротства заключается в передаче имущественных активов с помощью процедур института несостоятельности от неумелых хозяев к эффективным владельцам и стратегическим инвесторам. Но в Украине КПД таких процедур слишком низок.

Пока процедура санации в делах о банкротстве предприятий не получила надлежащего распространения в Украине и применяется довольно редко. Так, в 1999 г. всеми арбитражными судами Украины были вынесены всего 28 постановлений об утверждении режима санации. Примером предприятия, официально прошедшего процедуру санации в 2001 г., является ПО «Легпищепром» (Харьковская область). В роли сенатора выступили заинтересованные частные предприниматели. Но при этом результаты санации проследить не удалось.

Многие предприятия проходят процедуру санации внутри своих отраслевых объединений, не привлекая арбитражный суд и других официальных лиц. Так, АО «Харьковская бисквитная фабрика» является санаторном АО «Харьковская кондитерская фабрика» (начало процесса санации — весна 2001 г.).

 Падение уровня жизни населения нашей страны вследствие кризиса в украинской экономике, в первую очередь, касается работников предприятий, балансирующих на грани банкротства. На период до полной и успешной реализации намеченных путей финансового оздоровления несостоятельных предприятий их работники нуждаются в серьезной социальной защите. Поэтому следует определить цели и способы финансирования решения социально-бытовых проблем, а также разработать механизмы защиты финансовых интересов акционеров. Комплекс этих вопросов должен стать программой социальной защиты, как для акционеров несостоятельного предприятия, так и для его трудового коллектива.

Массовые увольнения работников по причине банкротства предприятий в условиях продолжающегося спада производства могут вызвать непредсказуемые социально-экономические последствия. Поэтому так важно выработать, обосновать и законодательно закрепить практические предложения по финансовому обеспечению социальной защиты работников и акционеров несостоятельных предприятий.

Важно и то, что среди предприятий, чьи дела о банкротстве рассматриваются судами, значительна часть таких, которые временно попали в кризисное положение. Стоимость их активов не превышает дебиторской задолженности. При условии проведения санации эти предприятия могли бы рассчитаться с долгами и успешно функционировать в дальнейшем. Однако вследствие несовершенного законодательства, отсутствия достаточного теоретико-методологического обеспечения процесса санации, дефицита квалифицированного финансового менеджмента, неполучения производственными структурами государственной финансовой поддержки, а также в силу других субъективных и объективных причин большое количество потенциально жизнедеятельных предприятий становятся потенциальными банкротами.

ВЫВОДЫ


Предприятие создается для производства необходимых обществу материальных благ, для предоставления разнообразных услуг населению. Непосредственным стимулом для организации производства, основания предприятия является перспектива получить прибыль и употребить ее для удовлетворения соответствующих потребностей. Иначе говоря, заданием всех производственных, научно-исследовательских, коммерческих предприятий является удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества предприятия.

Переход к рыночным отношениям хозяйствования обостряет проблему поиска путей стабильной работы предприятий. Наиболее важным стабилизирующим и одновременно с этим мало изученным фактором является создание внутрихозяйственной (относительно предприятия) инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, которые выдвигаются к условиям и характеру труда, взаимосвязи интересов отдельных работников и коллективов, социально- психологической обстановке. Недостаточное уделение внимания этим требованиям как при создании новых, так и в процессе организации функционирования действующих предприятий приводит к тому, что обеспечение предприятий высокопроизводительным оборудованием часто характеризуется низкой экономической эффективностью.

Еще одной группой немаловажных задач, которые следует решить Украине при выходе с экономического кризиса, являются: стабилизация и увеличение производства, нормализация товарно-денежных отношений. Пути стабилизации и возрастания эффективности экономики нашей страны заключается в ее переходе к новому состоянию- демократизации и рыночным отношениям, которые подтверждаются многолетним опытом развитых стран мира. Но переход от централизованной системы хозяйствования к рыночным отношениям оказался намного сложнее, чем представлялось. Новосформированный и еще незрелый аппарат законодательной и исполнительной государственной власти не сумел своевременно сформировать политическую и экономическую модели формирования нового демократического общества, механизм перехода к рыночным отношениям.

Анализ опыта процветающих фирм в развитых странах приводит к выводу, что их стабильно высокие результаты определяются обеспечением взаимодействия технологических, организационных и социальных элементов производства, которое достигается благодаря реализации новой концепции развития экономики. Основу этой концепции составляет ориентация управления на человека, в отличие от применяемых долгое время методов, при которых главными объектами управления были комплексы машин и технологические процессы.

 Украина надеется, что в будущем правительство будет больше уделять внимания и материальных средств для улучшения и расширения производительной системы государства. Что Украина достигнет высокого экономического уровня без вступления в ЕС. Наше государство богато природными ресурсами, имеет достаточно квалифицированных кадров, но не имеет политического желания дать предприятиям развиваться и приносить как потребительское удовлетворение народными производителями, так и прибыль самому государству в целом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Каринцева А.И., Мельник Л.Г., «Экономика предприятия. Конспект лекций. Учеб. пособие». – Суммы: ИТД «Университетская книга», 2003г., 192с.

2. Кулишов В.В., «Экономика предприятия: теория и практика: научное пособие». – К.: «Ника центр», 2004г., 216с.

3. Мечник Р.П., Сохановский П.Н., «Предприятие и предпринимательские хитрости». – К.: «Знание», высшая школа, 1998г., 340с.

4. Стасюк М.Г., «Маркетинг». – К.: «Вильямс», 2001г., 304с. 

5. Шурпун В.А., Гнатенко К.С. и др., под руководством проф. Смирнова Г.Г., «Экономика предприятия. Украина». – Харьков: «Ранок», 2001г., 439с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.