Рефераты. Предприятие. Признаки предприятия. Принципы деятельности предприятий. Организационно-правовые формы ...

в) проводимые операции обычно ориентированы на непосредственное обслуживание или участие в них членов кооператива.

ü                Государственное предприятие

Это предприятие, которое принадлежит государству и контролируется им. В любой современной экономической системе роль таких предприятий довольно существенна, государственный сектор экономики представлен значительным количеством предприятий, действующих во многих сферах. В Украине также государственные предприятия имеют большое значение.  Здесь же нам представляется целесообразным остановиться на вопросах контроля деятельности государственного предприятия.

Как показывает опыт, государство использует дифференцированный подход к управлению своими предприятиями, применяет разные формы и степени контроля. Обобщая используемые подходы, можно, видимо, обозначить два режима контроля деятельности государственных предприятий: жесткий, когда государство фактически определяет основные параметры деятельности предприятия и, тем самым, по сути дела выводит его из сферы рыночных (коммерческих) отношений, — например, так работает почта, коммунальное хозяйство, электроснаб­жение и другие предприятия. Либеральный подход, когда государство опреде­ляет менеджерам предприятия достаточную степень свободы для работы в коммерческом режиме и более строгие условия экономи­ческой ответственности за деятельность предприятия — так, например, может работать предприятие по выпуску автомобилей, строительная организация и другие.



ПРОБЛЕМА БАНКРОТСТВА УКРАИНСКИХ

ПРЕДПРИЯТИЙ


Поиск путей оздоровления несостоятельных предприятий (банкротов) занимает одно из ведущих мест в современной хозяйственной практике. В Украине количество неплатежеспособных предприятий неуклонно растет и к началу 1999 г. достигло более 50% всех предприятий.

До сих пор многие директора и менеджеры не хотят верить, что банкротство стало реальностью. Такое отношение к нему объясняется тем, что десятки лет в нашей стране отрицалась сама возможность банкротства государственных предприятий в условиях социалистической системы хозяйствования.

Экономический, политический и социальный кризисы второй половины 90- х годов изменили отношение к банкротству предприятий, ставшему реальностью. В 1996—2000 гг. в Украине были созданы 16 территориальных агентств по вопросам банкротства, предметом деятельности которых являются составление и уточнение списков неплатежеспособных предприятий.

Харьковское территориальное отделение агентства по вопросам банкротства начало работу 10 октября 1999 г. Свою деятельность оно осуществляет по трем областям — Харьковской,  Полтавской и Сумской. К концу 2000г. в агентстве были зарегистрированы 926 заявлений от предприятий, возбуждены 689 дел о банкротстве, признаны банкротами 225 юридических лиц, подписаны ликвидационные балансы 143 предприятиям. В основном банкротами признаются предприятия негосударственной формы собственности: 78% из них—   это общества с ограниченной ответственностью и частные фирмы, а 17% — АО. И только 5% банкротов приходятся на государственные предприятия. При этом, иногда у действующих предприятий государственного сектора финансовое положение бывает гораздо хуже, чем у признанных негосударственных предприятий-банкротов.

Банкротство служит одним из оснований для прекращения деятельности предприятия.  Под «банкротством» понимается связанная с недостаточностью активов в ликвидной форме  неспособность юридического лица — субъекта предпринимательской деятельности удовлетворить требования своих кредиторов в установленный для этого срок. Внешний признак банкротства предприятия — приостановление его текущих платежей, если оно не обеспечивает выполнение требований кредиторов в течение месяца со дня наступления его сроков или заведомо не способно сделать это. Предприятие может быть признано банкротом либо добровольно, либо по решению арбитражного суда. Добровольная ликвидация предприятия под контролем суда осуществляется на основании официального объявления о его несостоятельности и заявления должника, поданного в арбитражный суд, а принудительная — на основании решения арбитражного суда.

Вопросы о признании предприятий банкротами рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Украины, Законами Украины «О банкротстве», «О банках и банковской деятельности», а также разъяснениями Президиума Высшего арбитражного суда Украины «О некоторых вопросах практики применения Закона Украины «О банкротстве» (апрель 1993 г.).

Как правило, в нормально функционирующей экономике большинство банкротств возникает из-за ошибок в текущем управлении предприятием, и тогда вся ответственность должна ложиться на его руководителя. В ряде случаев несостоятельность предприятия объясняется не разъединенностью и нерешительностью задач общеэкономического характера и сложившейся на нем хозяйственной ситуацией.

В условиях рыночной экономики банкротство предприятий — обычное явление. Из каждых 100 вновь созданных предприятий на рынке остаются 20—30. В США, например, общее количество предприятий, объявленных банкротами в 1997 г. составило около 30000, а в России — 2040. В Украине наблюдается тенденция к увеличению количества возбужденных дел о банкротстве.

Причины банкротств украинских предприятий многообразны. Главное в поисках путей финансового оздоровления несостоятельных предприятий - это квалифицированное исследование причин, порождающих банкротство.

Характерными признаками финансового кризиса предприятия  являются сокращение спроса на его продукцию и, как следствие, снижение объемов производства; рост задолженности поставщикам, госбюджету и банкам; задержки с выплатой заработной платы своим работникам. Отсюда и общие пути разрешения финансовых проблем — от сокращения внутренних расходов до государственного регулирования управления предприятием и его финансовой поддержки (санации).

Предпосылки банкротства — это взаимодействие целого ряда факторов. Одни из них являются внешними по отношению к предприятию (экономические, политические, демографические, усиление международной конкуренции, НТП, банкротство должников), и у него практически нет возможности влиять на них, или это влияние весьма слабое. Другие такие факторы носят внутренний характер (рост дебиторской задолженности, дефицит собственных оборотных средств,  неэффективность финансовых  вложений, отсутствие договорной дисциплины и т.п.) и, как правило, непосредственно зависят от организации работы на самом предприятии.

Банкротство предприятия является следствием одновременного воздействия на него всех этих факторов. Между тем в развитых странах с рыночной экономикой, с устойчивыми политической и экономической системами банкротства обычно на 1/3 обусловлены внешними факторами и на 2/3 — внутренними. Для Украины недостаток ликвидности большей части производственных предприятий объясняется структурно-техническими диспропорциями, оставленными нам в наследство прежней плановой системой, а также действиями современных государственных органов управления и никак не сопряжен с реальной эффективностью и социально-экономической значимостью соответствующих производств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.