Рефераты. Обучение и контроль с использованием ИТ p> 1.3 Содержание учебного материала

Содержание учебного материала рекомендуется составлять в соответствии с требованиями психологов, разбивать на модули. Освоение конкретного материала должно быть ориентированно на более чем два часа контактного времени.
После изучения очередного модуля приобретение студентом знаний следует контролировать с помощью соответствующей программы.
Графическое представление учебного материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения, что способствует лучшему и быстрому усвоению материала, без дополнительных усилий. Поэтому архитектура электронного учебника должна включать графическое обеспечение.
Эффективным является использование иллюстраций вместе с подсказками при рассмотрении сложных чертежей или фотографий. Весьма эффективна вставка видеосюжетов, демонстрирующих порядок создания программного кода и компиляцию программы. Из мировой практики известно, что серьезные компании в качестве сопроводительного документа прилагают не только печатную продукцию, но и видеокассету, на которой представлены основные этапы установки, запуску и обслуживанию изделия.
Достоинство видео клипов состоит еще в том, что они позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренном или замедленном темпе, а также использовать выборочную съемку.
Аудио комментарий обязателен для дополнительной сигнализации о результатах выполнения определенных действий (“правильно”, “неправильно”), особенно при работе с большим количеством контролирующих компонентов. Есть определенные предметные области, где аудио сопровождение является основным содержательным элементом: музыка, распознавание птиц по их пению, изучение сердечных шумов в медицине и т.п.
Основные требования, которые предъявляются при разработки мультимедийных учебников – это использование мультимедийных средств, виртуальной реальности, трехмерного изображения, не для создания модных эффектов, а лишь в случае, когда это оправданно самим представленным материалом и помогает понять исследуемый объект.
Альбом рисунков , помогающий в изучении конкретной дисциплины, целесообразно выполнять в виде самостоятельного компонента.
Объясняется это не только тем, что для создания тестовой и графической информации применяются разные средства. Графическую информацию можно использовать в учебном процессе не только как фрагмент гипертекста.
К примеру, известна американская методика преподавания на основе конкретных ситуаций принципам ведения бизнеса.
Ситуация в виде серии рисунков или фильма из альбома рисунков обучающей программы может быть спроецирована с помощью специального проектора на стенной экран и использоваться как оригинальное средство обучения.
В учебниках для старших классов и вузов, обязательным элементом должна быть мощная поисковая система, позволяющая проводить поиск слов как в заголовках, так и непосредственно в тесте. В этом случае хорошо иметь заранее созданный индекс или несколько различных индексов для всего издания. Ведение поиска должно сопровождаться ответствующими знаками, а найденные слова выделяться.[7]

1.4 Контролирующие программы

В традиционных системах обучения контроль знаний на экзамене проводится с помощью нескольких вопросов (два – три в билете плюс несколько дополнительных). Полученные обучаемым оценки за ответы на эти вопросы распространяются и на не проконтролированные разделы учебного материала, использование тестового контроля приводит минимизирует затраты рабочего времени экзаменатора и хотя и поверхностный, но полный охват всего учебного материала.[12]
В настоящее время в учебных заведениях, помимо традиционных методов контроля знаний учащихся, используется тестовый контроль, так как он является наиболее объективной формой оценки качества знаний.
При разумной организации контролирующие (тестирующие) программы являются весьма эффективным средством контроля знании, так как большая часть учебного материала легко поддается машинному контролю.
Возможность автоматизации проверки и уменьшения времени выполнения учащимися самих операций контроля приводит к снижению времени контрольной деятельности учащихся, что дает возможность увеличить частоту и регулярность контроля.

Однако проводить качественное тестирование без применения специальных средств практически невозможно из-за большого объема данных, который необходимо переработать преподавателю:

1. Во-первых, необходимо подготовить большое число вариантов тестов с неповторяющимися вопросами, а подготовка теста – весьма трудоемкий процесс.

2. Во-вторых, оценка результатов тестирования, особенно при использовании статистических методов, достаточно сложна. Для решения этих проблем используются программные средства, которые дают возможность преподавателю оперативно составлять множество вопросов по теме (курсу) и оценивать результаты тестирования.
Поэтому неотъемлемым компонентом электронного учебника является пакет интерактивных компьютерных дидактических программ. Именно благодаря этому компоненту обеспечивается контроль знаний обучаемых.
Контролирующая, обучающая и комбинированные программы (контролирующая с элементами обучения, контролирующие игровые, моделирующие с элементами контроля и т.п.) следует разрабатывать с учетом рекомендаций педагогической кибернетики.
Дидактические программы должны обладать определенным “интеллектом”.
Качественные компьютерные дидактические программы используют компьютерную графику в информационных и контрольных кадрах; позволяют оперативно изменять содержание учебного курса, используя при этом меню и интервью, обеспечивать возможность изменения трудности задания, позволять обучаемому работать с индивидуальными темами, используя при этом хорошо зарекомендовавшую себя гипертекстовую систему.
Контролирующие дидактические программы должны быть открытыми системами, для того чтобы их можно было легко модернизировать. Важной характеристикой контролирующих дидактических программ является возможность автоматического анализа ответа обучаемых. Интеллектуальная контролирующая дидактическая программа дает возможность анализировать ответы разных типов:

1. выборочный

2. инъекционный

3. перестановочный

4. классификационный

5. полностью конструируемый

6. обучаемый
Контролирующая программа должна понимать различные синонимы правильных ответов, проводить синтаксический и семантический анализы ответов обучаемых, различать технические (орфография, ошибки клавиатурного набора ) и существенные ошибки, анализировать местонахождение ошибки, может задавать дополнительные вопросы с целью уточнения оценки.
Одним из существенных недостатков тестового контроля является то, что он не способствует развитию устной и письменной речи учащихся. Некоторые учебные элементы предметов, отнесенных к гуманитарным, тестировать неудобно.

1.4.1 Формирование вопросов
Вопросы, используемые в системе, сгруппированы по темам. При тестировании используется четыре формы вопросов:

1. открытая,

2. закрытая,

3. установление соответствия,

4. установление последовательности.

Наиболее распространена закрытая форма, при которой на поставленный вопрос предлагается несколько альтернативных ответов. Учащемуся задается вопрос, требующий альтернативного ответа: «да» или «нет», «является» или
«не является», «относится» или «не относится» и т. п. В задании обязательно фигурирует объект, о свойствах или характеристиках которого должен иметь представление учащийся.

Задания могут содержать ответы, из которых учащийся должен выбрать один или несколько. Эталон такого теста представляет собой соответственно один или несколько правильных ответов.

Оформленные таким образом тесты называют выборочными.

К тестам первого уровня относят и тесты-задачи с выборочными ответами. В задании формулируется условие задачи и все необходимые исходные данные, в ответах представлено несколько вариантов результата решения в числовом или буквенном виде. Учащийся должен решить задачу и показать, какой ответ из представленных он получил.
Вопрос в открытой форме представляет собой утверждение, которое необходимо дополнить. Данная форма может иметь в задании разнообразные виды информации
– словесный текст или формулу (уравнение), чертеж (схему) или график, в которых пропущены составляющие существенную часть слова или буквы, условные обозначения, линии или изображения элементов схем. Получив задание, учащийся должен воспроизвести в памяти и заполнить пропущенные места
(«пропуски»), а также выполнить другие указания, содержащиеся в задании.
Тест-подстановку следует применять при проверке усвоения учебных элементов, когда надо помочь учащимся справиться с затруднениями по воспроизведению чисто формальных знаний, а также в тех случаях, когда учитель считает необходимым помочь учащемуся воспроизвести сложные или только что изученные термины.
В третьей форме предлагается два списка, между элементами которых следует установить соответствие.
В четвертой форме необходимо установить правильную последовательность предлагаемого списка слов или фраз.
Тест – это набор вопросов, сформированный по определенным принципам.
Система позволяет скомпоновать тесты на основе множества вопросов, хранящихся в базе данных. Тесты имеют следующие параметры: название, тип шкалы оценок (5- или 11-балльная), шкала оценок, вид просмотра правильных ответов, время прохождения теста, список тем вопросов с указанием для каждой количества вопросов, используемых в тесте, признак записи результатов.

1.4.2 Оформление тестов
Тест любого уровня усвоения содержит задание и эталон. Эталон – это образец правильного и последовательного выполнения задания. Тесты оформляют в виде карточек, содержащих только один тест или билетов, в которые включено несколько тестов. В билете, выдаваемом учащемуся, в одной графе помещают задания (вопросы), в другой – ответы для выбора, в третьей – относящиеся к каждому ответу числовые или буквенные обозначения (кодовые числа или буквы).

Учащиеся, рассмотрев задания и ответы, выбирает из них те, которые представляются ему правильными. Ему не приходится выписывать выбранные ответы. Достаточно выбрать предполагаемый правильный ответ, используя при этом контролирующую программу.
Наиболее часто применяют билеты, состоящие из пяти вопросов. Набор из пяти заданий удобен для оценки в пятибалльной шкале. Программа выставляет балл, равный количеству правильно выполненных тестов. Это не вполне точно: нужно определять оценку по соотношению количества правильно выполненных существенных операций и общего их количества, обеспечивающего надежность контроля.

Все тесты должны контролировать усвоение учебной информации, относящейся к одному и тому же объекту контроля. Это обеспечит равные возможности всем учащимся и позволит учителю легко определить неудачные тесты, а при массовом контроле – учебные элементы, которые слабо усвоены всеми или отдельными учащимися. Используя полученные данные, можно переработать тесты, внести коррективы в процесс изучения плохо усвоенных элементов, помочь неуспевающим учащимся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.