Рефераты. Обучение и контроль с использованием ИТ p> 2. Принципы разработки

Электронный учебник – это программно - методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя освоения учебного курса или его большого раздела с помощью компьютера.
Электронный учебник или курс обычно содержит три компонента: презентационную составляющую, в которой излагается основная информационная часть курса; упражнения, способствующие закреплению полученных знаний; тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащегося.
Обучающие программы с успехом применяются в процессе преподавания самых различных дисциплин – от рисования до химии.
Обучающая программа должна базироваться на оригинальном педагогическом приеме, учитывающем специфику предмета и изучаемой темы, и должна исполнять как можно больше функций учителя.
Разработка обучающих программ – очень сложная и трудоемкая работа. При этом наиболее эффективно совместное применение обучающих программ и специально созданных для них учебников.
Учебники которые будут занимать очень большой объем памяти на внешнем носителе типа CD – ROM, целесообразно снабжать электронными наблюдателями, которые по желанию ученика выведет данные о том, какую часть конкретного учебного раздела обучаемый сумел прочитать, и подскажет, что при знакомстве с темой осталось нерассмотренным.
Как правило, электронные учебники и энциклопедии как любительского, так и прфессионального характера выпускаются в основном на компакт-дисках, хотя начинают появляться аналогичные издания и в Интернет. Чем легче сам процесс создания, тем большее число разработчиков начинает производить подобные приложения. Создателями электронных изданий становятся и книжные издательства (т.е владельцы информации) и журналисты, выпускающие электронные версии периодических изданий, и ,наконец, преподователи.
Промежуточное положение занимают группы, объединяющие владельцев информации и программистов.
Созданные продукты, как правило несут на себе отпечаток личных взглядов создателя. Так ,например, если разработчиками электронного издания являются программисты, то в этом случае можно наблюдать недостаточное внимание к информации, к ее доставерности и качеству. Основное внимание здесь уделяется компьютерным эффектам или особым навигационным приемам, реализуемом в продукте. Достаточно взглянуть на характеристики компакт- дисков, наиболее часто представляемых в компьютерных изданиях и рекламных проспектах: на первом месте стоит объем записанной информации, количество иллюстраций, аудио – и видеофрагментов и их продолжительность. Данные о качесстве информации обычно отсутствуют, в лучшем случае указывается, что продукт представляет собой эллектронную копию печатного издания.
Часто бывает и так, что представленные таким образом учебники, инциклопедии и другие издания могут быть использованы как пособия при изучении только курса информатики и информационной культуры. Они позволяют освоить правила навигации, познакомиться с различными компьютерными эффектами, но эти приложения трудно использовать в конкретной работе или при изучении предметов общеобразовательного цикла.
При разработки обучающей программы очень важно использовать весь арсенал технологических средств, предоставляемых современными информационными технологиями. Электронный учебник особенно эффективен в тех случаях когда он:

1. обеспечивает практически мгновенную обратную связь т.е. является интерактивным;

2. помогает быстро найти необходимую информацию, поиск который в обычном учебнике затруднен;

3. существенно экономит время при многократном обращении к гипертекстовым объяснениям;

4. не просто выводит текст на экран, но и рассказывает, показывает, моделирует и т.д – именно здесь проявляются возможности и приимущества мультимедийных технологий;

5. позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу;

6. может обновить необходимую информацию, например, с помощью Интернет;
К настоящему времени уже хорошо известны компьютерные дидактические программы следующих типов:

1. контролирующие программы – предъявление заданий в учебной среде

(возможно игровой), в которой обучаемый должен достигнуть заданных целей путем планирования и выполнения некоторых действий;

2. обучающие программы – предъявление обучаемому учебного материала и вопросов, на которые он должен дать ответы

3. моделирующие программы – предъявление заданий, требующих от обучаемого воспроизведения последовательности рассуждений или «сборки» правильного результата на основе знаний, предоставленных системой

(интеллектуальные системы поддержки рассуждений учащихся), например, программы для построения рисунков на экране компьютера ;

4. программы тренажеры – тренажеры служат для отработки и закрепления технических навыков решения задач. Они должны обеспечивать получение информации по теории и приемам решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.

5. дидактические игры – выдачи ответов обучаемому на формируемые им вопросы, используя игровой процесс.

6. гипертекстовые системы – в основном представляют собой мультимедийные справочники, в которых хорошо реализована система навигации и поиска информации;[4]
В подобных сценариях взаимодействия студента с компьютерной обучающей программой сконцентрирован опыт преподавателя, хорошо знающего, что может вызвать затруднения у студента и какие типичные ошибки он может допустить.
Тем самым преподаватель как бы участвует в процессе изучения студентом материала дисциплины. Но тем не менее компьютерные обучающие программы не подменяют собой традиционные учебные материалы, а дополняют их, используя возможности современных компьютерных технологий.
Исследовались и применялись в учебном процессе экспертные экспертно
–обучающие системы, а также учебно-исследовательские системы автоматизированного проектирования (САПР). Возможны различные комбинации названных программ и систем. Так в состав обучающей программы могут входить контролирующие программы и моделирующие программные фрагменты.
Информация в виде электронных учебников является для студентов более привлекательной, а значит, будет лучше усваиваться. Любое обучение связанное с компьютерными технологиями попадает на благоприятную почву. Для ряда школьных дисциплин или отдельных тем компьютер может выступать как специальный рабочий инструмент, не только заменяющий традиционные средства, но и вносящий совершенно новые элементы в технологию обучения.
Тем не менее, при использовании электронных учебников целесообразно иметь
“твердую” копию текстовых разделов, которые выбраны в этих пособиях для использования их учениками, т.е. распечатать с помощью принтера необходимый текст, а не читать его с экрана. Это связанно с тем, что при чтении книги мы воспринимаем текст отраженном свете, а на экране монитора – в проходящем. От чтения с экрана монитора глаз устает значительно больше, а при использовании мониторов низкого качества ухудшается зрение.
В некоторых случаях использование электронного материала полностью оправданно, например, при изучении спецдисциплин с быстро меняющейся предметной областью, те же микропроцессоры устаревают за 1 – 2 года. В этом случае преподавателю удобнее поддерживать и актуализировать электронную версию учебника. Значительный объем теста может быть оправдан и при большом количестве гипертекстовых ссылок. В качестве примера можно привести энциклопедию The World Book, в которую введен толковый словарь английского языка на 250 тыс. слов, позволяющий получить разъяснение любого используемого слова.
Если электронный учебник содержит текст, то лучше всего предусмотреть возможность установки типа и размера шрифта в зависимости от желания пользователя.
Таким образом, одними компьютерами не обойтись, часть занятий необходимо проводить в натуре, однако с помощью компьютеров можно значительно раздвинуть рамки возможного, повысить интерес учащихся к предметам, и, тем самым, улучшить качество обучения.
Современные автоматизированные учебники должны обладать следующими основными свойствами:

1. соответствовать образовательным стандартам;

2. поддерживать компьютеризированную методику обучения;

3. быть реализовано на основе современных инструментальных средств;

4. иметь документацию для пользователя;

5. должно быть определено место и способ применения компьютерной обучающей программы в учебном процессе. [14]
Электронный учебник, как правило, представляет собой мультимедийный продукт и должен обеспечить эффективное обучение школьников и студентов в режиме самообразования и в режиме, при котором преподаватель от обычного инструктированного переходит к консультированию учащихся. Из этого следует, что учебник должен обеспечивать обучение студентов как по всему курсу, так и по отдельным темам. Каждый выделенный заранее смысловой фрагмент курса должен заканчиваться практическими и контрольными занятиями, а каждый большой раздел курса - тестовым занятием или зачетом.
В процессе разработки обучающей программы возникают следующие проблемы:

1. адаптация к уровню знаний и индивидуальным характеристикам обучаемых

2. повышение активности обучаемых на занятиях разработка оптимальных тестов для контроля знаний по всему материалу модуля
Все тексты готовятся с использованием современных программных средств, с учетом особенностей оформления текста: выделение заголовков, подзаголовков, определений, ключевых слов, перечислений, кроме этого вставка графического материала, который может содержать рисунки, графики, поясняющие ссылки, а также в соответствии с принципами цветового визуального восприятия информации и наглядности подачи материала. [4]
В соответствии с педагогическими стандартами цветовая палитра программы не должна содержать резких перепадов цветовой гаммы и цветов, которые способствуют быстрому утомлению глаз и не позволяют сосредоточиться на изучаемом материале.
На сегодняшний день в качестве стандарта для разработки лекционного материала рекомендуется применять пакет Microsoft Office, в частности входящие в него программы: Microsoft Word, Microsoft FrontPage.
Наиболее прогрессивная методика разработки информационного материала базируется на основе гипертекстовой системы.
Гипертекст – способ представления информации при помощи связей между документами, который состоит из документов учебного содержания, содержащего учебный материал , который можно читать на экране компьютера, а при необходимости скопировать в другой файл или отправить на принтер.
Документ представляет собой фрагменты текста и графики, соединенные между собой с помощью специальных гиперсвязей в сеть. Текст на экране компьютера содержит так называемое ключевое слово, обычно выделенное другим цветом.
Если пользователь установит курсор мыши на ключевое слово и щелкнет левой кнопкой мыши, откроется окно, содержащее данный фрагмент, разъяснения, рисунок, пример. Пользователь может быстро найти интересующего его информацию, адекватную уровню знаний. Таким образом регулируется адаптация к уровню подготовки обучаемых.
Важная характеристика гипертекстовой системы – это реализация навигации в среде гипертекста. В современных гипертекстовых системах для этих целей применяются специальные системы управления базами данных, элементами которых являются фрагменты гипертекста.
Основа гипертекстовой системы – язык разметки гипертекста, или HTML
(сокращенно с английского Hypertext markup Language).
Документ который написан на языке HTML представляет собой простой текст , в который вставлены флаги разметки, или “теги”. Это значительно упрощает разработчику лекционного материала работу с текстом, так как для редактирования можно не прибегать к использованию специальных программ, а пользоваться простейшим текстовым редактором, для примера можно предложить текстовый редактор блокнот, входящий в стандартный набор Windows.[10]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.