|
Рис 1. Разъем Bus Mouse
Serial Mouse - мышь с последовательным интерфейсом, подключаемая через 25 или 9-штырьковый разъем СОМ-порта (табл. 2). Имеет встроенный микроконтроллер, который обрабатывает сигналы от координатных датчиков и кнопок. Каждое событие кодируется двоичной посылкой по интерфейсу RS-232C, а питание производится от интерфейса. Мышь с последовательным интерфейсом - Serial Mouse - может подключаться к любому исправному порту. Для согласования разъемов порта и мыши возможно применение переходника DB-9S-DB-25P или DR25S-DB-9P. Для мыши требуется прерывание, для порти COM1 - IRQ4, для COM2 - IRQ3. Жесткая привязка номера IRQ к номеру порта обусловлена свойствами драйверов. Каждое событие - перемещение мыши или нажатие-отпускание кнопки - кодируется двоичной посылкой по интерфейсу RS-232C. Применяется асинхронная передача; двуполярное питание обеспечивается от управляющих линий интерфейса (табл. 2).
Таблица 2. Разъемы Serial Mouse
Сигнал
Контакт
-
-
DB-9
DB-25
Data
2
3
GND
5
7
+V (питание)
4,7
4,20
-V (питание)
3
9
Две разновидности Serial Mouse - MS-Mouse и РС-Mouse (Mouse Systems Mouse) - требуют соответствующих драйверов, многие мыши имеют переключатель MS/PC. Мышь с «чужим» драйвером либо не отзывается, либо «скачет» загадочным образом. Эти разновидности используют различные форматы посылок при одинаковой скорости 1200 бит/с, одном стоп-бите и отсутствии контроля четности Microsoft-Mouse использует 7 бит данных, а PC-Mouse - 8 бит. Мышь посылает пакет при каждом изменении состояния: перемещении, нажатии или отпускании кнопки. Пакет, передаваемый MS-Mouse, состоит из трех байт (табл. 3). РС-Mouse передает 5 байт (табл. 4). Здесь LB (Left Buttom), MB (Middle Buttom) и RВ (Right Buttom) означают состояние левой, средней и правой кнопок, Х[7:0] и Y[7:0] - биты относительного перемещения мыши с момента предыдущей посылки по координатам X и Y. Положительным значениям соответствует перемещение по координате X вправо, а по координате Y - вниз для MS-Mouse и вверх для РС-Mouse. Отсюда становятся понятными беспорядочные перемещения курсора на экране при несоответствии драйвера типу мыши.
Таблица 3. Формат пакета MS-Mouse.
Биты
D6
D5
D4
D3
D2
D1
D0
1-й байт
1
LB
RB
Y7
Y6
Y7
Y6
2-й байт
0
X5
X4
X3
X2
X1
X0
3-й байт
0
Y5
Y4
Y3
Y2
Y1
Y0
Таблица 4. Формат пакета РС-Mouse (Mouse Systems Mouse).
Биты
D7
D6
D5
D4
D3
D2
D1
D0
1-й байт
1
0
0
0
0
LB
MB
RB
2-й байт
X7
X6
X5
X4
X3
X2
X1
X0
3-й байт
Y7
Y6
Y5
Y4
Y3
Y2
Y1
Y0
4-й байт
Совпадает со 2-м байтом
5-й байт
Совпадает со 3-м байтом
PS/2-Mouse - мышь, появившаяся с компьютерами PS/2. Ее интерфейс и 6-штырьковый DIN мини-разъем аналогичны клавиатурному (рис. 2). Адаптер и разъем PS/2-Mouse устанавливается на современных системных платах brand-namе. Контроллер такой мыши может входить и в контроллер клавиатуры или занимать дополнительные адреса в пространстве ввода/вывода. Для PS/2-Mullse используется прерывание IRQI2.
Рис.2. Разъем
С интерфейсами Serial Mouse и PS/2-Mouse
иногда возникают недоразумения. Оба они последовательны, но имеют принципиальные
различия в уровнях сигналов, способе синхронизации, частоте и формате посылок:
· Интерфейс PS/2 использует однополярный сигнал с
уровнями ТТЛ, питание мыши - однополярное с напряжением +5 В относительно шины
GND. Интерфейс RS-232C, применяемый в Serial Mouse, использует двухполярный
сигнал (см. таблицу 2) с уровнями срабатывания +3 B и -3 В, требует
двухполярного питания.
· Синхронный интерфейс PS/2-Mouse использует две
раздельные сигнальные линии. Одну - для передачи данных, другую - для сигналов
синхронизации. Serial Mouse использует асинхронный способ передачи данных по
одной линии. Ясно, что совместимости между этими интерфейсами нет. Тем не
менее, выпускаются и продаются переходники (пассивные!), позволяющие выбирать
способ подключения мыши. Они предназначены только для универсальных (combo)
мышей, у которых встроенный контроллер по напряжению питания способен
распознать, к какому интерфейсу его подключили, и. установить соответствующий
тип своего выходного интерфейса. Универсальные мыши не особо распространены,
поэтому часто приходится слышать о неудачных попытках применения таких
переходников к обычным Serial Mouse или PS/2-Mouse. Дополнительную путаницу
вносят мыши для компьютеров Macintosh, которые имеют разъем, с виду
напоминающий PS/2. Однако разъемы эти разные, да и интерфейс совершенно иной.
Манипулятор трекбол (trackball) («шар») представляет собой перевернутую мышь,
шарик которой вращают пальцами. Иногда встраивается в клавиатуру.
Способы подключения
Традиционно мышь подключалась к компьютеру с
помощью провода, но в последнее время разработаны способы радио и инфракрасной
связи. Достоинство таких систем состоит в том, что провод не мешает
передвижениям мыши и освобождает рабочий стол. Недостатком может служить
необходимость мышки в автономном питании, то есть в ней будут находиться либо
батарейки, либо в лучшем случае аккумулятор. В самых современных моделях
питание обеспечивается за счет энергии, вырабатываемой при перемещения мышки.
Отслеживание перемещения
С самого начала своего существования и по сей день
основной метод отслеживания перемещения мыши - это система из шарика,
связанного с двумя роликами. На оси каждого ролика находится диски с прорезями,
которые проходят между пары светодиод-фотодиод. Во время движения мыши ролики
вращаются с разной скоростью, фотодиод регистрирует прерывание светового
потока, и тем самым можно определить направление и скорость движения мыши. Но
со временем ролики загрязняются и проскальзывают, появляется необходимость в их
чистке. Довольно давно, как альтернатива механическим мышкам, появились
оптические мышки. Для таких мышей нужен специальный коврик, на котором нанесены
вертикальные и горизонтальные линии, а в мышке встроен датчик, регистрирующий
пересечение этих линий.
Совсем недавно Microsoft представила следующее поколение оптических мышек -
IntelliMouse Explorer. Эта мышь может перемещаться по любой плоской
поверхности, кроме толстого стекла или зеркала. Она имеет датчик, который
получает изображение с поверхности, по которой перемещается мышь, и сравнивает
его с изображением, полученным ранее, тем самым регистрируя перемещение.
Прокрутка
Возможность прокрутки или скроллинга, наверное,
самое замечательное изобретение в области эргономики за последнее время. Как
установили ученые, более 30% движений и щелчков мыши при повседневной работе
приходятся на перемещение указателя к полосам и кнопкам прокрутки. Все это
можно делать легким движением пальца, даже не двигая мышь. Если вы работаете с
текстом или просматриваете странички Интернет, то прокрутка вам просто
необходима. Все современные приложения поддерживают новые возможности мышек с
прокруткой, помимо основного предназначения, с помощью устройства прокрутки
можно масштабировать текст, включать режим панорамирования (MS Office 97/2000, IE
4/5), регулировать громкость (Winamp), переключаться между приложениями и
многое другое. Игры также не остались в стороне, на функцию прокрутки можно
назначить: приближение и удаление, смену оружия и заранее заданные
последовательности действий. Прокрутка может быть реализована различными
способами: кнопки, мини джойстик, рычажок, колесико. Колесико значительно
удобнее, но такие мышки немного дороже.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.