Рефераты. Классификация затрат предприятия
Если существует более двух вариантов применения
производственных ресурсов, то затраты упущенных возможностей представляют собой
потерянную выгоду для лучшего из возможных, но еще не реализованного варианта.
Вмененные затраты характеризуют возможность, которая потеряна
или которой жертвуют, когда выбор какого-то альтернативного курса действий
требует отказа от другого.
Например, компания имеет возможность
заключить контракт на производство специальной детали. Изготовление последней
требует 100-часовой обработки на станке X. Станок работает с полной нагрузкой
на производстве продукта А, поэтому контракт может быть выполнен только за
счет уменьшения выпуска продукта А. Это будет означать потерю в доходах 200
тыс. руб.. Контракт также потребует дополнительных переменных затрат на сумму
1000 тыс руб..
Если компания заключит контракт, то она понесет убытки в
доходах на 200 тыс. руб. из-за снижения выпуска продукта А. Эта сумма и есть
вмененные затраты и должна быть учтена как часть расходов при обсуждении
условий контракта. Цена контракта должна быть назначена такой, чтобы, по
крайней мере, покрыть дополнительные затраты на сумму 1000 тыс. руб. и 200
тыс. руб. вмененных затрат (что в случае заключения контракта компанией
принесет ей выгоду за короткий срок).
Важно, что понятие "вмененные затраты" применимо
только в случае ограниченности ресурсов. Там, где ресурсы не ограничены, нет
необходимости жертвовать чем-то (отказываться от чего-то желаемого), как это
бывает в случае их недостатка. Если бы в примере станок Х работал с отдачей,
составляющей 80% его потенциальной мощности, то решение о заключении контракта
не потребовало бы снижения уровня производства продукта А. Следовательно, не
будет потерь в доходах, и вмененные затраты будут равны нулю.
Инкрементные (иногда их называют дифференциальными) затраты и
доходы — это дополнительные затраты (доходы), возникающие в результате изготовления
или продажи группы дополнительных единиц продукции.
Инкрементные затраты могут включаться, а могут и не
включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате
какого-то решения, то их прирост будет являться инкрементными затратами
(поэтому средства, отпущенные на увеличение заработной платы персоналу,
занимающемуся непосредственной реализацией товаров (продавцам), должны
учитываться как инкрементные затраты). Если постоянные затраты не изменяются в
результате принятия решения, то инкрементные затраты будут равняться нулю. Это
позволяет говорить, что инкрементные затраты на арендную плату за помещение
отдела сбыта продукции также равны нулю.
Инкрементные затраты и доходы в принципе во многом сходны с
маржинальными затратами и доходами. Основное отличие заключается в том, что
маржинальные затраты и доходы представляют собой дополнительные затраты и
доходы на единицу продукта, а инкрементные, также являясь по своей сути
дополнительными затратами (доходами), есть результат увеличения объема
производства целой группы единиц продукта.
Глава III.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ.
Принципы учета затрат путем их распределения между продуктами
не подходят для осуществления контроля за ними и их регулирования, так как цикл
производства продукта может состоять из нескольких различных технологических
операций, за каждую из которых отвечает отдельное лицо. Поэтому, имея сведения
о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются
затраты между отдельными участками производства (центрами ответственности).
Эта проблема решается при установлении взаимосвязи затрат и доходов с
действиями конкретных лиц, ответственных за расходование соответствующих
средств. Такой подход к учету затрат известен как учет затрат по центрам
ответственности за расходованием средств. Он основан на принципе выделения зон
ответственности согласно организационной структуре фирмы. Эти зоны называются
центрами ответственности. Центр ответственности может быть определен как
сегмент (участок) организации (предприятия), менеджер которого индивидуально
отвечает за его работу. Существует три типа центров ответственности.
• Центр затрат, где менеджеры несут ответственность за расходы, которые
они контролируют.
• Центр прибылей, где менеджеры
ответственны за доход от продаж и за расходы; например, подразделение компании,
несущее ответственность за продажи и производство продукта.
• Центр инвестиций, где менеджеры, как
правило, ответственны за доходы от продаж и за расходы, а также за принятие
инвестиционных решений, оказывая тем самым влияние на размер инвестиций.
Затраты и доходы, регистрируемые по
центрам ответственности, классифицируются как регулируемые и нерегулируемые
менеджером центра ответственности. Все затраты регулируемы на определенном
управленческом уровне. Например, высшее руководство организации имеет право
распоряжаться всеми средствами производства организации и увеличивать или
сокращать число нанимаемых менеджеров. Однако не все затраты могут
регулироваться на низшем уровне управления, поэтому есть необходимость в том,
чтобы бухгалтер, составляя отчеты об исполнении сметы по центрам
ответственности, подразделял затраты на регулируемые и нерегулируемые. Если не
классифицировать затраты по этим двум категориям, то будет довольно трудно дать
оценку управленческой деятельности менеджера. Кроме того, менеджеры могут
быстро потерять интерес к осуществлению контроля над затратами и их регулированию,
если они обнаружат, что их работа оценивается по статьям затрат, которые
находятся вне сферы их компетенции.
Регулируемые затраты логически
являются предметом регулирования со стороны менеджера, сфера ответственности
которого связана с этими затратами. В противном случае затраты должны вполне
определенно классифицироваться как не регулируемые со стороны менеджера
данного центра ответственности.
Подразделив затраты таким образом, необходимо провести
детальный анализ регулируемых затрат для того, чтобы менеджер центра
ответственности и руководитель, стоящий над ним, могли точно определить
затраты, данные о которых расходятся с плановыми. Данный образец представляет
собой типичный отчет об исполнении сметы, который может быть представлен
менеджеру центра ответственности.
Таблица
3.1
Сметные затраты, руб.
Фактические затраты, руб.
Отклонение от сметы, руб.
Регулируемые
затраты:
Основные материалы
16500
15300
1200
Труд производственных рабочих
21000
22000
(1000)
Труд вспомогательного персонала
3000
3200
(200)
Продолжение таблицы 3.1
Время простоя
500
400
100
Горючее
800
1000
(200)
Вспомогательные материалы
400
500
(100)
Канцелярские товары
300
280
20
ИТОГО
42500
42680
(180
Нерегулируемые
затраты:
Жалованье
14000
14000
0
Амортизация
5000
5000
0
Страхование
2000
2200
200
ИТОГО
21000
212000
200