Рефераты. Классификация затрат предприятия

Если существует более двух вариантов применения производственных ресурсов, то затраты упущенных возможностей представляют собой потерянную выгоду для лучшего из возможных, но еще не реализованного варианта.

Вмененные затраты характеризуют возможность, которая потеряна или которой жертвуют, когда выбор какого-то альтерна­тивного курса действий требует отказа от другого.

Например, компания имеет возможность заключить контракт на производство специаль­ной детали. Изготовление последней требует 100-часовой обработки на станке X. Станок работает с полной нагрузкой на производ­стве продукта А, поэтому контракт может быть выполнен только за счет уменьше­ния выпуска продукта А. Это будет означать потерю в доходах 200 тыс. руб.. Контракт также потребует дополнительных переменных затрат на сумму 1000 тыс руб..

Если компания заключит контракт, то она понесет убытки в доходах на 200 тыс. руб. из-за снижения выпуска продукта А. Эта сумма и есть вмененные затраты и долж­на быть учтена как часть расходов при обсуждении условий контракта. Цена кон­тракта должна быть назначена такой, чтобы, по крайней мере, покрыть дополни­тельные затраты на сумму 1000 тыс. руб. и 200 тыс. руб. вмененных затрат (что в случае заклю­чения контракта компанией принесет ей выгоду за короткий срок).

Важно, что понятие "вмененные затраты" применимо только в случае огра­ниченности ресурсов. Там, где ресурсы не ограничены, нет необходимости жертвовать чем-то (отказываться от чего-то желаемого), как это бывает в случае их недостатка. Если бы в примере станок Х работал с отдачей, составляю­щей 80% его потенциальной мощности, то решение о заключении контракта не потребовало бы снижения уровня производства продукта А. Следовательно, не будет потерь в доходах, и вмененные затраты будут равны нулю.

2.6. Инкрементные (приростные) и маржинальные (предельные) затраты и доходы.

Инкрементные (иногда их называют дифференциальными) затраты и дохо­ды — это дополнительные затраты (доходы), возникающие в результате изго­товления или продажи группы дополнительных единиц продукции.

Инкрементные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты из­меняются в результате какого-то решения, то их прирост будет являться инкрементными затратами (поэтому средства, отпущенные на увеличение за­работной платы персоналу, занимающемуся непосредственной реализацией товаров (продавцам), должны учитываться как инкрементные затраты). Если постоянные затраты не изменяются в результате принятия решения, то инкрементные затраты будут равняться нулю. Это позволяет говорить, что инкрементные затраты на арендную плату за помещение отдела сбыта про­дукции также равны нулю.

Инкрементные затраты и доходы в принципе во многом сходны с мар­жинальными затратами и доходами. Основное отличие заключается в том, что маржинальные затраты и доходы представляют собой дополнительные за­траты и доходы на единицу продукта, а инкрементные, также являясь по сво­ей сути дополнительными затратами (доходами), есть результат увеличения объема производства целой группы единиц продукта.

Глава III. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Принципы учета затрат путем их распределения между продуктами не подходят для осуществления контроля за ними и их регулирования, так как цикл производства продукта может состоять из нескольких различ­ных технологических операций, за каждую из которых отвечает отдельное лицо. Поэтому, имея сведения о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными участ­ками производства (центрами ответственности). Эта проблема решается при установлении взаимосвязи затрат и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование соответствующих средств. Такой подход к учету затрат известен как учет затрат по центрам ответственности за расходованием средств. Он основан на принципе выделения зон ответственности согласно организационной структуре фирмы. Эти зоны называются центрами ответственности. Центр ответственности может быть определен как сегмент (участок) организации (предприятия), ме­неджер которого индивидуально отвечает за его работу. Существует три типа центров ответственности.

• Центр затрат, где менеджеры несут ответственность за расходы, которые они контролируют.

• Центр прибылей, где менеджеры ответственны за доход от продаж и за расходы; например, подразделение компании, несущее ответственность за продажи и производство продукта.

• Центр инвестиций, где менеджеры, как правило, ответственны за доходы от продаж и за расходы, а также за принятие инвестиционных решений, оказывая тем самым влияние на размер инвестиций.

3.1. Регулируемые и нерегулируемые затраты и доходы

Затраты и доходы, регистрируемые по центрам ответственности, классифицируются как регулируемые и нерегулируемые менеджером центра ответственности. Все затраты регулируемы на определенном управлен­ческом уровне. Например, высшее руководство организации имеет право распоряжаться всеми средствами производства организации и увеличи­вать или сокращать число нанимаемых менеджеров. Однако не все затра­ты могут регулироваться на низшем уровне управления, поэтому есть необходимость в том, чтобы бухгалтер, составляя отчеты об исполнении сметы по центрам ответственности, подразделял затраты на регулируе­мые и нерегулируемые. Если не классифицировать затраты по этим двум категориям, то будет довольно трудно дать оценку управленческой дея­тельности менеджера. Кроме того, менеджеры могут быстро потерять интерес к осуществлению контроля над затратами и их регулированию, если они обнаружат, что их работа оценивается по статьям затрат, кото­рые находятся вне сферы их компетенции.

Регулируемые затраты логически являются предметом регулирования со стороны менеджера, сфера ответственности которого связана с этими затра­тами. В противном случае затраты должны вполне определенно классифи­цироваться как не регулируемые со стороны менеджера данного центра от­ветственности.

Подразделив затраты таким образом, необходимо провести детальный анализ регулируемых затрат для того, чтобы менеджер центра ответственно­сти и руководитель, стоящий над ним, могли точно определить затраты, данные о которых расходятся с плановыми. Данный образец представляет собой типичный отчет об исполнении сметы, который может быть представлен менеджеру центра ответственности.

Таблица 3.1


Сметные затраты, руб.

Фактические затраты, руб.

Отклонение от сметы, руб.

Регулируемые затраты:




Основные материалы

16500

15300

1200

Труд производственных рабочих

21000

22000

(1000)

Труд вспомогательного персонала

3000

3200

(200)

Продолжение таблицы 3.1

Время простоя

500

400

100

Горючее

800

1000

(200)

Вспомогательные материалы

400

500

(100)

Канцелярские товары

300

280

20

ИТОГО

42500

42680

(180

Нерегулируемые затраты:




Жалованье

14000

14000

0

Амортизация

5000

5000

0

Страхование

2000

2200

200

ИТОГО

21000

212000

200


В этом отчете регулируемые затраты классифицированы по различным важным категориям расходов. При этом подчеркивается отличие между сметными показателями и фактическими результатами. Разни­ца между сметными и фактическими затратами, называется отклонением от нормативных (сметных) затрат. На практике может потребоваться более де­тальный анализ регулируемых затрат. Например, иногда следует прибегнуть к анализу, как труда основных производственных рабочих, так и основных материалов по категориям работ и различным типам используемых материа­лов соответственно.

3.2. Динамика затрат

Классификация затрат по такому параметру, как динамика в зависимости от изменения объема (уровня) производства, представляется также очень важной для осуществления контроля и регулирования. Предположим, что в структуру регулируемых затрат по данному центру ответственности включаются только перемен­ные затраты. Сметная сумма затрат на единицу произведенной продук­ции составляет 1 руб., и по смете запланирован на следующий период вы­пуск 400 ед. продукции. Фактический объем производства на данный пе­риод составил 500 ед. при фактических затратах 480 руб. Образец, представленный ниже (таблица 3.2), со­держит два возможных варианта отчета об исполнении сметы, состав­ленных при помощи двух методов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.