Рефераты. Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории p> Приложение 7

Структура учебного процесса на основе дидактических игр

Создание проблемной ситуации: введение моделирующей (игровой) ситуации

Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в её игровом воплощении, действие учащихся по игровым правилам, развёртывание игрового действия

Подведение итогов игры.

Самооценка действий участников

Обсуждение хода и результатов игры – игровых

Действий и переживаний участников. Анализ игровой

(моделирующей) ситуации, её соотношения с реальностью.

Учебно-познавательные итоги игры
Приложение 8

Технология организации дидактических игр

|Этап подготовки игры |Разработка игры |Разработка сценария; |
| | |План деловой игры; |
| | |Общее описание игры; |
| | |Инструктаж; |
| | |Материальное |
| | |обеспечение. |
| |Ввод в игру |Постановка проблемы и |
| | |цели; |
| | |Условия игры; |
| | |Регламент и правила; |
| | |Распределение ролей; |
| | |Формирование групп; |
| | |Консультации. |
| | | |
|этап проведения игры |Групповая работа над |Работа с источником; |
| |заданием |Тренинг; |
| | |Мозговой штурм; |
| | |Работа с игротехником. |
| |Межгрупповая дискуссия |Выступления групп; |
| | |Защита результатов; |
| | |Правила дискуссии; |
| | |Работа экспертов. |
| | | |
|этап анализа и | |Выход из игры; |
|обобщения | |Анализ и рефлексия; |
| | |Оценка и самооценка |
| | |работы; |
| | |Выводы и обобщения; |
| | |Рекомендации для |
| | |дальнейшей работы. |

Приложение 9

Этапы организации деловой игры

|Этап 1: |Этап 2: Ввод |Этап 3: |Этап 4: |Этап 4: |
|Разработка |в игру. |Групповая |Межгрупповая |Анализ и |
|(конструирование| |работа по |дискуссия. |обобщение. |
|) игры. | |заданиям. | | |
|Диагностика |Разъяснение |Поиск |Выступление |Вывод из |
|учебно - |смысла игры и|информации. |группы (защита|игры. |
|воспитательного |её программы.| |идеи, | |
|процесса и | | |проекта). | |
|определение | | | | |
|задач, которые | | | | |
|предстоит | | | | |
|решить. | | | | |
|План, сценарий, |Знакомство с |Разыгрывание |Открытый |Оценка игры |
|ориентация |правилами, |игровой |микрофон. |экспертами. |
|участников на |условиями и |ситуации. | | |
|исполнение |регламентом. | | | |
|игровой роли. | | | | |
|Правила |Распределение|Мозговой |Коллективный |Анализ и |
|(условия), |ролей |штурм. |анализ |рефлексия. |
|инструкции для |(групповых и | |(взаимооценка)| |
|команд и |личных). | |. | |
|игроков. | | | | |
|Проблема |Постановка |Подготовка | |Выводы, |
|(название) игры,|конкретных |спикера | |рекомендации|
|формулирование |задач, |(избранного | |, принятие |
|общей и частной |определение |лидера). | |общего, |
|цели для групп, |регламента | | |коллективног|
|участников игры.|выступлений. | | |о решения. |
| |Назначение | | | |
| |(выборы) | | | |
| |группы | | | |
| |экспертов. | | | |
|Игровое последействие! |

2.3

Деловая игра «Мозговой штурм»

Правила "мозговой атаки".

1. Выбор ведущего при равноправном положении всех участников.

2. Свобода воображения. Авансированно-доброжелательный настрой на партнеров.

3. Возможны лишь уточняющие вопросы, поощрение и поддержка партнеров.
Это не относится к экспертам.

4. Неприемлемость критических замечаний и промежуточных оценок в процессе «штурма» (например: «согласен, но можно и по-другому»). Возможны дополнения и комбинирование идей.

5. Четкость и обобщенность формулирования суждений, идей. Действие по принципу: чем больше идей, решительнее атака, тем ближе достижение цели штурма.

6. Свобода от некоторых (предварительно обозначить) педагогических стереотипов и традиций. Доброжелательный настрой и раскованность участников.

7. Активность всех участников команд оценивается баллами. Пассивные участники дают повод экспертам снимать баллы команде.

8. Оптимизм и уверенность.

Этапы и методы проведения игры «Мозгового штурма».

I. Формулировка учебной проблемы, обоснование задачи ее решения.
Определение условий и правил коллективной работы. Указывается, что за нарушение правил снимается от 2 до 4 баллов с группы. Образование рабочих групп по 3-5 человек и экспертной группы, которая должна будет оценить и отобрать лучшие из идей. Весь класс распределяется по группам (не более 5).
Эксперты занимают свои места в группах. (Экспертов либо дети выбирают, либо назначает учитель, но в любом случае это должны быть хорошо подготовленные учащиеся, знающие проблему с разных сторон, способные аргументировать свою позицию.)

II. Экпресс-разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера, подготовленные ведущим (либо учителем). Это одновременно настрой и проверка работы групп: учащиеся в группах пробуют и проверяют свой интеллектуальный потенциал.

III. «Штурм» поставленной проблемы. Правила не напоминаются. Еще раз ведущим быстро уточняется задача. Напоминается о соблюдении объявленных заранее правил. Генерирование идей в группах под наблюдением экспертов начинается по сигналу учителя одновременно во всех группах (звонок будильника начинает и заканчивает работу групп, поэтому необходимо его завести на определенное время). В группе участники поочередно высказывают вслух свои идеи. Эксперты в своих группах фиксируют идеи, работу каждого, соблюдение ими правил. "Штурм" проблемы в группах длится 10-15 минут.

IV. Обсуждение экспертами итогов работы групп.

V. Отбор и оценка наилучших идей.

VI. Сообщение о результатах «мозговой атаки» («штурма») по очередности выполнения задания или по часовой стрелке (обговорить заранее).

VII. Публичная защита наилучших идей.

Перечень примерных заданий для «Мозгового штурма».

1. Сравните культуру европейского и русского крестьянства. Найдите отличия между ними.

2. Л.Гумилев высказывал мысль, что монголо-татарского ига Руси не существовало. Приведите аргументы "за" и "против" данной точкой зрения.
Аргументируйте свою позицию.

3. Определите преимущества и недостатки политического курса московских князей по сравнению с другими русскими князьями в XIV веке.

5. Покажите роль Реформации и Контрреформации в формировании ценностей и идеалов европейца.

6. Сравните католическое, православное и лютеранское учения. Что общего между ними и в чем отличия ?

7. Роль интеллигенции в культурной и общественной жизни России в XIX веке.

-----------------------
[1] Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.
М., 2001. С. 3.
[2] Левитес В. Г. Школа для профессионалов. Семь уроков для тех кто учит.
Воронеж, 2001. С. 26.
[3] Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999. С. 8.
[4] Эльконин Д. Б. Психология игры. С. 45.
[5] Борзова Л. П. Игры на уроке истории. С.23.
[6] Гуревич А. Я. История конца 20 века в поисках метода. М., 1999. С. 15.

[7] Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр // Преподавание истории в школе. 1997. № 3. С. 38.
[8] Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю С. 29.
[9] Алексеева Н. М. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе.
1994. № 4. С. 27.
[10] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные технологии. 2000. № 1. С. 183.
[11] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. С. 187.
[12] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. С. 187.
[13] Борзова Л. П. Игры на уроках истории. С. 18.
[14] Занько С. Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. В 2 т. М., 1992. Т 1. С. 6.
[15] Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.
С. 24.
[16] Чуракова Р. Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх
//Преподавание истории в школе. 1997. № 3. С. 28.

[17] Игровое моделирование: теория и практика /под ред. Ладенко И. С.
Новосибирск, 1987. С. 132.
[18] Занько С. Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. В 2 т. Т 2. С. 130.
[19] Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей // Преподавание истории в школе. 1989. № 4. С. 36.

[20] Игровое моделирование: теория и практика /под ред. Ладенко И. С.
С. 141.
[21] Занько С. Ф., Тюнников С. Ф., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. В 2 т. Т 2. С. 132.
[22] Борзова Л. П. Игры на уроках истории. С. 95.
[23] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. С. 37.
[24] Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей. С. 40.
[25] Там же.
[26] Голов А. А. Методологический анализ игры. Проблемы методологии. М.,
1984. С. 173.
[27] Алапьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебно- технических и деловых игр. Екатеринбург, деловая книга, 1999. С. 4.
[28] Айламазьян А. М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра. М.: Владос, 2000. С. 32.
[29] Ладенко И. С. Игровое моделирование: методология и практика. С. 19.
[30] Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка
//Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 35.
[31] Абрамова Г. С. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург:
Деловая книга, 1999. С. 12.
[32] Ананьева В. Г. методические рекомендации по организации учебно- технических и деловых игр. С. 34.
[33] Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация.
С. 27.
[34] Ладенко И. С. Игровое моделирование: методика и практика. С. 78.
[35] Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов.
Новосибирск: НГПИ, 1985. С.275.
[36] Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и практика. С.
4.
[37] Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Классный руководитель. 2001. № 8. С. 40.
[38] Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Владос-пресс, 1998. С. 32.
[39] Гуревич А. Я. История конца двадцатого века. В поисках метода. М.:
Владос-пресс, 1999. С. 10.
[40] Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1989. С. 41.
[41] Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение,
1998. С. 54.
[42] Кулакова Н. И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории
// Преподавание истории в школе. 1999. № 8. С. 31.
[43] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф.
Шаталова //Преподавание истории в школе. 1990. № 4. С. 21.
[44] Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Владос-пресс,
1999. С 54.
[45] Там же. С. 34.
[46] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 11.
[47] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф.
Шаталова // Преподавание истории в школе. 1990. № 6.
[48] Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Владос, 1998. С. 123.
[49] Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. С. 35.
[50] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. С. 98.
[51] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф.
Шаталова. С. 25.
[52] Там же. С. 26.
[53] Монахов М. В. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. С. 87.
[54] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 64.
[55] Оберман В. Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории. //
Преподавание истории в школе. 1996. № 3 . С. 20.
[56] Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Владос, 1998.
С. 47.
[57] Борзова Л. П. Игры на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001. С. 23.
[58] Там же. С. 25.
[59] Занько С. Ф., Тюников Ю. С., Тюникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. В 2 т. М., 1992. Т 1. С. 49.
[60] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 78.
[61] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. С. 56.
[62] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф.
Шаталова // Преподавание истории в школе. 1990. № 4. С. 39.
[63] Кулакова Н. И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории
// Преподавание истории в школе. 1999. № 8. С. 42.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.