6-7. Натуральное хозяйство. Слабость хозяйственных связей. Усиление крупных феодалов. Феодальная раздробленность. Сеньор. Вассал. Король — первый среди равных. Междоусобные войны.
8. Порядок жизни, слои населения раннесредневекового общества.
9. Пятый-одиннадцатый века в Европе — период раннего средневековья.
Объяснение содержание знаков и элементов опорного конспекта по Истории средних веков для седьмого класса
|Хозяйство, | |Трёхполье. | | |экономика в | | | | |целом. | | | | |Производительност| |Феодалы. | | |ь труда, | | | | |возрастание и | | | | |совершенствование| | | | |Натуральное | |Десятина церкви. | | |хозяйство. | | | | |Переход от | |Община, общество в| | |натурального | |целом. | | |хозяйства к | | | | |торговле, обмен | | | | |между городом и | | | | |с/х. | | | | |Междоусобные | |Выделение знати, | | |войны. | |неравенство. | | |Военные походы. | |Город, центр | | | | |ремесла и | | | | |торговли. | |
|Угнетение народа,| |Распад | | |борьба за свободу| |государства, | | |и землю. | |раздробленность. | | |Церковь, | |Германия, | | |католичество. | |Священная римская | | | | |империя. | | |Православная | |Франция. | | |церковь. | | | | |Подсечное | |Италия, Рим. | | |земледелие. | | | | |Двуполье. | |Улучшения в | | | | |сельском | | | | |хозяйстве, тяжёлый| | | | |плуг. | | |Феодальная | |Торговля, торговые| | |лестница. | |пути. | | |Крестоносцы. | |Центр торговли, | | | | |пересечение | | | | |торговых путей. | | |Занятие арабов - | |Византия. | | |разведение | | | | |верблюдов. | | | | |Верблюд — | | | | |«корабль | | | | |пустыни». | | | | |Крестьяне. | |Христианское | | | | |учение о божьем | | | | |суде. | | |Сословия. | |Выступление | | | | |крестьян. | | |Столетняя война. | |Три пути | | | | |закрепощения | | | | |крестьян. | | |Централизованное | |Королевская | | |государство. | |власть, король. | | |Совершенствование| |Солнце, луна и | | |оружия. | |пять планет. | | |Верхнебойное | |Образование, | | |водяное колесо. | |школа. | | |Мореплавание. | |Города на | | | | |пересечении дорог.| | |Америка. | |Города у мостов. | | |Англия. | |Города у | | | | |монастырей. | | |Испания. | |Города у гаваней. | | |Раннефеодальное | |Цех, союз | | |государство. | |мастеров. | | |Культура. | |Насилие, разбой. | | |Ручное | |Мастер, | | |производство. | |подмастерья, | | | | |ученики. | | |Рабы. | |Деньги, доходы. | | |Рабы с хижинами. | |Препятствия в | | | | |торговле. | | |Колоны. | |Остров. | | |Объединение | |Полуостров. | | |страны в единое | | | | |государство. | | | | |Добыча металлов, | |Церковные обряды. | | |шахты. | | | | |Программы, | |Церковные | | |требования. | |должности. | | |Торговая | |Святыни церкви. | | |компания. | | | | |Поражение в | |Индульгенции. | | |войне. | | | | |Разделение труда | |Низовье рек | | |между областями | |Шельды, Мааса и | | |страны. | |Рейна. | | |Генеральные | |Еретик. | | |штаты. | | | | |Осада города. | |Парламент. | | |Восстание | |Европа. | | |крестьян. | | | | |Людовик 14. | |Африка. | | |Азия. | |Буржуа. | | |Рабочие. | |Античная культура.| | |Рабовладельцы. | |Разделение труда | | | | |на мануфактуре. | | |Огораживание. | |Кровавые законы. | | | | |Преследование и | | | | |казни огороженных | | | | |крестьян. | | |Нидерланды. | |Новые дворяне. | | |Ярмарки. | |Вторжение варваров| | | | |на территорию | | | | |Римской империи. | | |Торговые связи | | | | |между областями | | | | |страны. | | | |
приложение 6
Опорные конспекты на уроках истории
(примерный образец записей учащегося в тетради)
|Под диктовку учителя: |Тема: «Развитие ремесла и торговли. | | |Рост городов в Европе». | | |Цель: Я должен уяснить, почему и как| | |рем. Отделяется от с/х и возникают | | |города, как организов. произв-во и | | |обмен товаров, каковы последствия; | | |знать быт, жизнь и взгляды горожан. | |Во время краткой развёртки опорного | | |конспекта записи не ведутся. | | |Подробная проработка материала урока|1. Успехи в с/х | |по опорному конспекту: |излишки обмен «умельцы» ( | | |жизнь — ремесло). | | | | | | | | |Но: | | | | | |И укрепления город Т+ Р =| | | | | | | | |Рем. Мастерская: — мелкое | | |— ручное | | |б/разд. Труда | | |Мастер, подм., учен. (МПУ) «Шедевр» | | |Товар торговля | | | | | |От к | | | | | | | | |Цехи — союзы М. Одной спец. | | |Устав. Качество! | | |Цех 11 - 12 вв. — прогресс | | |К 15 веку — тормоз. | |Все записи учитель делает на доске |2. Феодал | |по ходу рассказа и развёртки |город | |опорного конспекта. Материал |борьба за свободу. | |проговаривается в сжатом виде, не | | |менее трёх раз. |МЭР | | |Слои населения: | | |Элита | | |Город. Совет | | |Средние | | |Низы | | |Суд, казна, войско. Права,| | |свободы. | | |Торговля. РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. | | |— пошлины | | |— что упало, то пропало | | |— разбойники, рыцари | | | | | |Города и купцы за объединение | | |страны. | | |Торг. Пути ярмарки-центры. | | |Шампань. | | | | | |Т — Д — Т. | | |Деньги — Банки, Ростовщики. | | |Вывод: | | | | | |Необходимость объединения страны. | |К следующему уроку. Задание учащимся|Домашнее задание: Развернуть и | |— сделать два (три) доклада о жизни |проработать опорный конспект, | |и быте горожан средневекового |материалы параграфа учебника. | |города. | |
Приложение 7
Урок-аукцион (6 класс)
«История России в датах»
Цели урока:
1. Закрепить у учащихся знание исторических фактов в их хронологической последовательности и взаимосвязи;
2. Раскрыть роль хронологии в изучении истории;
3. Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и исторической картой.
Оборудование: карточки-даты, иллюстрации памятников культуры, плакаты с инграми по хронологии.
Ход урока:
Класс делится на три команды: «московские купцы», «тверские купцы», нижегородские купцы». Команды выбирают «купеческого старшину». Формируется «совет времени» (из трёх человек) во главе с богом времени Хроносом.
Аукцион состоит из четырёх этапов, на каждом разыгрывается определённое количество дат. Задача участников – назвать как можно больше событий, связанных с датой. Каждый ответ фиксируется экспертами. Выигрывает дату та команда, которая сможет назвать больше всех исторических фактов связанных с ней.
Первый этап.
1547 – провозглашение царём Ивана Грозного.
1613 – провозглашение царём Михаила Романова, воцарение новой династии.
1700 – переход России на новое летоисчисление.
Ученик, изображающий Петра первого, зачитывает указ:
«Поелику в России считают новый год по-разному, с сего дня перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря, а в знак того доброго починания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения елей, детей забавлять, на санках катать с гор, а взрослым людям, пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».
1711 – создание Сената.
Ученик-глашатай зачитывает указ Петра первого:
«Повелеваю! Думным боярам!
Отныне по бумаге не читать,
Дабы дурость каждого узнать.
Думные чины боярам не давать.
Вместо Думы создать сенат».
1741 – воцарение на российский престол Елизаветы Петровны.
Стоят школьники-«гренадёры». К ним подходит школьница, исполняющая роль цесаревны Елизаветы:
- Ребята! Вы знаете чья я дочь. Ступайте за мной!
- Матушка! – кричат солдаты, -- Мы готовы!
- Хотите ли вы служить мне, как служили отцу моему и вашему Петру Великому?
На аукционе наступает перерыв, «торговых гостей» приглашают в «игровой зал», где они могут пополнить свою хронологическую копилку, если по представленному сюжету определят о каком событии идёт речь, и назовут его точную дату. Для этого разыгрывается несколько мини-сценок, заранее подготовленных учащимися.
Второй этап
1565 – Учреждение опричнины.
1649 – Принятие Соборного Уложения.
После розыгрыша этих дат « торговых гостей» приглашают на выставку картин русских художников, где они также могут пополнить свои хронологические копилки, определив точные даты изображенных на картинах исторических событий.
Предложенные картины:
Иванов М. В. «Земской собор» (1549)
Суриков В. И. «Покорение Ермаком Сибири» (1582)
Суриков В. И. «Утро стрелецкой казни» (1698)
Серов В. А. «Пётр Первый в Петербурге» (1703)
Третий этап
1564 – Начало книгопечатания в России.
1605 – Воцарение Лжедмитрия первого.
1670-1671 Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина.
1773-1775 Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва.
После розыгрыша дат «купцы» приглашаются в видеозал, где они должны определить, в связи с какими историческими событиями и когда были построены памятники культуры.
На экран проецируются следующие иллюстрации:
Церковь Вознесения в Коломенском (1530 год, построена в честь рождения Ивана четвёртого).
Храм Василия Блаженного ( 1552 год, построен в честь взятия Казани).
Казанский собор в Москве (1612, в память освобождения Москвы от поляков).
Здание Московского государственного университета (1755, открытие первого российского университета).
Подведение итогов игры. 1. Полнота содержания ответа (разносторонняя характеристика исторического деятеля, исторического события или факта прошлого) – 10 баллов. 2. Историчность (учёт особенностей соответствующего периода) – 10 баллов. 3. Артистизм исполнителей – 15 баллов. 4. Использование средств наглядности – 10 баллов. 5. Степень участия каждого участника группы – 15 баллов каждому активному участнику.
Группы не принимавшие непосредственного участия в игре, получают баллы за активную работу в классе (при подготовке к игре), выполнение проблемных заданий в ходе игры, ответы на вопросы героев игры и участие в разрешении их споров, оценки поступков того или иного исторического деятеля.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15