Рефераты. Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории p> 5. Повинности крестьян. Оброк. Барщина. Десятина. Сопротивление крестьян.

6-7. Натуральное хозяйство. Слабость хозяйственных связей. Усиление крупных феодалов. Феодальная раздробленность. Сеньор. Вассал. Король — первый среди равных. Междоусобные войны.

8. Порядок жизни, слои населения раннесредневекового общества.

9. Пятый-одиннадцатый века в Европе — период раннего средневековья.

Объяснение содержание знаков и элементов опорного конспекта по Истории средних веков для седьмого класса

|Хозяйство, | |Трёхполье. | |
|экономика в | | | |
|целом. | | | |
|Производительност| |Феодалы. | |
|ь труда, | | | |
|возрастание и | | | |
|совершенствование| | | |
|Натуральное | |Десятина церкви. | |
|хозяйство. | | | |
|Переход от | |Община, общество в| |
|натурального | |целом. | |
|хозяйства к | | | |
|торговле, обмен | | | |
|между городом и | | | |
|с/х. | | | |
|Междоусобные | |Выделение знати, | |
|войны. | |неравенство. | |
|Военные походы. | |Город, центр | |
| | |ремесла и | |
| | |торговли. | |

|Угнетение народа,| |Распад | |
|борьба за свободу| |государства, | |
|и землю. | |раздробленность. | |
|Церковь, | |Германия, | |
|католичество. | |Священная римская | |
| | |империя. | |
|Православная | |Франция. | |
|церковь. | | | |
|Подсечное | |Италия, Рим. | |
|земледелие. | | | |
|Двуполье. | |Улучшения в | |
| | |сельском | |
| | |хозяйстве, тяжёлый| |
| | |плуг. | |
|Феодальная | |Торговля, торговые| |
|лестница. | |пути. | |
|Крестоносцы. | |Центр торговли, | |
| | |пересечение | |
| | |торговых путей. | |
|Занятие арабов - | |Византия. | |
|разведение | | | |
|верблюдов. | | | |
|Верблюд — | | | |
|«корабль | | | |
|пустыни». | | | |
|Крестьяне. | |Христианское | |
| | |учение о божьем | |
| | |суде. | |
|Сословия. | |Выступление | |
| | |крестьян. | |
|Столетняя война. | |Три пути | |
| | |закрепощения | |
| | |крестьян. | |
|Централизованное | |Королевская | |
|государство. | |власть, король. | |
|Совершенствование| |Солнце, луна и | |
|оружия. | |пять планет. | |
|Верхнебойное | |Образование, | |
|водяное колесо. | |школа. | |
|Мореплавание. | |Города на | |
| | |пересечении дорог.| |
|Америка. | |Города у мостов. | |
|Англия. | |Города у | |
| | |монастырей. | |
|Испания. | |Города у гаваней. | |
|Раннефеодальное | |Цех, союз | |
|государство. | |мастеров. | |
|Культура. | |Насилие, разбой. | |
|Ручное | |Мастер, | |
|производство. | |подмастерья, | |
| | |ученики. | |
|Рабы. | |Деньги, доходы. | |
|Рабы с хижинами. | |Препятствия в | |
| | |торговле. | |
|Колоны. | |Остров. | |
|Объединение | |Полуостров. | |
|страны в единое | | | |
|государство. | | | |
|Добыча металлов, | |Церковные обряды. | |
|шахты. | | | |
|Программы, | |Церковные | |
|требования. | |должности. | |
|Торговая | |Святыни церкви. | |
|компания. | | | |
|Поражение в | |Индульгенции. | |
|войне. | | | |
|Разделение труда | |Низовье рек | |
|между областями | |Шельды, Мааса и | |
|страны. | |Рейна. | |
|Генеральные | |Еретик. | |
|штаты. | | | |
|Осада города. | |Парламент. | |
|Восстание | |Европа. | |
|крестьян. | | | |
|Людовик 14. | |Африка. | |
|Азия. | |Буржуа. | |
|Рабочие. | |Античная культура.| |
|Рабовладельцы. | |Разделение труда | |
| | |на мануфактуре. | |
|Огораживание. | |Кровавые законы. | |
| | |Преследование и | |
| | |казни огороженных | |
| | |крестьян. | |
|Нидерланды. | |Новые дворяне. | |
|Ярмарки. | |Вторжение варваров| |
| | |на территорию | |
| | |Римской империи. | |
|Торговые связи | | | |
|между областями | | | |
|страны. | | | |

приложение 6

Опорные конспекты на уроках истории

(примерный образец записей учащегося в тетради)

|Под диктовку учителя: |Тема: «Развитие ремесла и торговли. |
| |Рост городов в Европе». |
| |Цель: Я должен уяснить, почему и как|
| |рем. Отделяется от с/х и возникают |
| |города, как организов. произв-во и |
| |обмен товаров, каковы последствия; |
| |знать быт, жизнь и взгляды горожан. |
|Во время краткой развёртки опорного | |
|конспекта записи не ведутся. | |
|Подробная проработка материала урока|1. Успехи в с/х |
|по опорному конспекту: |излишки обмен «умельцы» ( |
| |жизнь — ремесло). |
| | |
| | |
| |Но: |
| | |
| |И укрепления город Т+ Р =|
| | |
| | |
| |Рем. Мастерская: — мелкое |
| |— ручное |
| |б/разд. Труда |
| |Мастер, подм., учен. (МПУ) «Шедевр» |
| |Товар торговля |
| | |
| |От к |
| | |
| | |
| |Цехи — союзы М. Одной спец. |
| |Устав. Качество! |
| |Цех 11 - 12 вв. — прогресс |
| |К 15 веку — тормоз. |
|Все записи учитель делает на доске |2. Феодал |
|по ходу рассказа и развёртки |город |
|опорного конспекта. Материал |борьба за свободу. |
|проговаривается в сжатом виде, не | |
|менее трёх раз. |МЭР |
| |Слои населения: |
| |Элита |
| |Город. Совет |
| |Средние |
| |Низы |
| |Суд, казна, войско. Права,|
| |свободы. |
| |Торговля. РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. |
| |— пошлины |
| |— что упало, то пропало |
| |— разбойники, рыцари |
| | |
| |Города и купцы за объединение |
| |страны. |
| |Торг. Пути ярмарки-центры. |
| |Шампань. |
| | |
| |Т — Д — Т. |
| |Деньги — Банки, Ростовщики. |
| |Вывод: |
| | |
| |Необходимость объединения страны. |
|К следующему уроку. Задание учащимся|Домашнее задание: Развернуть и |
|— сделать два (три) доклада о жизни |проработать опорный конспект, |
|и быте горожан средневекового |материалы параграфа учебника. |
|города. | |

Приложение 7

Урок-аукцион (6 класс)

«История России в датах»

Цели урока:

1. Закрепить у учащихся знание исторических фактов в их хронологической последовательности и взаимосвязи;

2. Раскрыть роль хронологии в изучении истории;

3. Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и исторической картой.

Оборудование: карточки-даты, иллюстрации памятников культуры, плакаты с инграми по хронологии.

Ход урока:

Класс делится на три команды: «московские купцы», «тверские купцы», нижегородские купцы». Команды выбирают «купеческого старшину». Формируется
«совет времени» (из трёх человек) во главе с богом времени Хроносом.

Аукцион состоит из четырёх этапов, на каждом разыгрывается определённое количество дат. Задача участников – назвать как можно больше событий, связанных с датой. Каждый ответ фиксируется экспертами. Выигрывает дату та команда, которая сможет назвать больше всех исторических фактов связанных с ней.

Первый этап.

1547 – провозглашение царём Ивана Грозного.

1613 – провозглашение царём Михаила Романова, воцарение новой династии.

1700 – переход России на новое летоисчисление.

Ученик, изображающий Петра первого, зачитывает указ:

«Поелику в России считают новый год по-разному, с сего дня перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря, а в знак того доброго починания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения елей, детей забавлять, на санках катать с гор, а взрослым людям, пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».

1711 – создание Сената.

Ученик-глашатай зачитывает указ Петра первого:

«Повелеваю! Думным боярам!

Отныне по бумаге не читать,

Дабы дурость каждого узнать.

Думные чины боярам не давать.

Вместо Думы создать сенат».

1741 – воцарение на российский престол Елизаветы Петровны.

Стоят школьники-«гренадёры». К ним подходит школьница, исполняющая роль цесаревны Елизаветы:

- Ребята! Вы знаете чья я дочь. Ступайте за мной!

- Матушка! – кричат солдаты, -- Мы готовы!

- Хотите ли вы служить мне, как служили отцу моему и вашему Петру
Великому?

На аукционе наступает перерыв, «торговых гостей» приглашают в «игровой зал», где они могут пополнить свою хронологическую копилку, если по представленному сюжету определят о каком событии идёт речь, и назовут его точную дату. Для этого разыгрывается несколько мини-сценок, заранее подготовленных учащимися.

Второй этап

1565 – Учреждение опричнины.

1649 – Принятие Соборного Уложения.

После розыгрыша этих дат « торговых гостей» приглашают на выставку картин русских художников, где они также могут пополнить свои хронологические копилки, определив точные даты изображенных на картинах исторических событий.

Предложенные картины:

Иванов М. В. «Земской собор» (1549)

Суриков В. И. «Покорение Ермаком Сибири» (1582)

Суриков В. И. «Утро стрелецкой казни» (1698)

Серов В. А. «Пётр Первый в Петербурге» (1703)

Третий этап

1564 – Начало книгопечатания в России.

1605 – Воцарение Лжедмитрия первого.

1670-1671 Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина.

1773-1775 Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва.

После розыгрыша дат «купцы» приглашаются в видеозал, где они должны определить, в связи с какими историческими событиями и когда были построены памятники культуры.

На экран проецируются следующие иллюстрации:

Церковь Вознесения в Коломенском (1530 год, построена в честь рождения
Ивана четвёртого).

Храм Василия Блаженного ( 1552 год, построен в честь взятия Казани).

Казанский собор в Москве (1612, в память освобождения Москвы от поляков).

Здание Московского государственного университета (1755, открытие первого российского университета).

Подведение итогов игры.
1. Полнота содержания ответа (разносторонняя характеристика исторического деятеля, исторического события или факта прошлого) – 10 баллов.
2. Историчность (учёт особенностей соответствующего периода) – 10 баллов.
3. Артистизм исполнителей – 15 баллов.
4. Использование средств наглядности – 10 баллов.
5. Степень участия каждого участника группы – 15 баллов каждому активному участнику.

Группы не принимавшие непосредственного участия в игре, получают баллы за активную работу в классе (при подготовке к игре), выполнение проблемных заданий в ходе игры, ответы на вопросы героев игры и участие в разрешении их споров, оценки поступков того или иного исторического деятеля.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.