|
Материалоотдача |
2,2319 |
2,2470 |
Из таблицы видно, что предлагаемые выше условия производства позволили бы увеличить уровень материалоотдачи на 0,0151 руб. ил на 0,58%. Рассмотрим влияние факторов на это изменение:
МО1=2,247-2,2319=0,0151 руб.
в т.ч. за счет:
1. изменения объема выпуска
МОТП= ТП / МЗ0=0/3809=0
2. изменения материальных затрат
в том числе за счет:
а) стоимости материалов
б) стоимости покупных изделий
в) затрат на энергоресурсы
Таким образом, материалоотдача увеличилась в значительной степени за счет изменения стоимости материалов ( на 0,21 % ). Уменьшение стоимости ПКИ увеличило материалоотдачу, однако не в той степени, что было прежде (0,9% и 3,1% соответственно после и до предлагаемых изменений).
Приведенные расчеты показали, что выпуск покупных деталей собственными силами более экономичен и выгоден для предприятия. Поэтому среди общего объема покупных изделий следует с помощью дополнительного анализа выявить те, производство которых намного эффективнее, чем их приобретение на стороне (поскольку для производства отдельных комплектующих на предприятии может не оказаться соответствующего оборудования, либо загрузка производственных мощностей не позволит наладить производство).
Рассмотрим еще одну покупную деталь, входящую в наиболее трудоемкое изделие «Сеялка», которое в общем объеме производства занимает 30,9 %. Ранее редуктор приобретался у ОАО «Минский приборостроительный завод» за 887770 руб. При изготовлении этого узла на предприятии общие затраты составляют 718852 руб. Структура затрат представлена в таблице.
Таблица № 5
Структура затрат на производство редуктора.
Наименование статьи
Факт
Проект
Материалы
–
86072
Покупные изделия
–
199945
Заработная плата
–
95452
Отчисления на соц. страх.
–
33408
Затраты на электроэнергию
–
71805
Прочие затраты
–
232170
Итого себестоимость
–
718852
Прибыль нормативная
–
35948
Цена оптовая
887770
754800
Поскольку в 2007 г. было выпущено 105 единиц сеялки, а применяемость редуктора на одно изделие составляет 2 шт., то за год экономия от снижения затрат составила бы 27,9237 млн. руб. так как план на 2005 г. составляет 108 единиц, то при внедрении предлагаемой технологии предприятие имеет возможность сэкономить 28,721 млн. руб.
Так как наибольшим спросом у потребителя пользуется электрокипятильник, то есть смысл уменьшения затрат и соответственно увеличения прибыли на этом товаре. По имеющемуся на заводе технологическому процессу засыпка трубки для изделия производится сырьем в виде периклаза. Однако по технологическим условиям на это изделие для этих целей может использоваться и песок кварцевый, который по стоимости намного дешевле используемого материала ( к тому же он имеется на рынках РБ, а периклаз – закупается в РФ). Сравнительные данные по изменению затрат представим в таблице.
Таблица № 6
Наименование товара
Материал
Норма расхода, кг.
Цена за 1 кг сырья
Затраты на 1 шт. руб.
Факт
Проект
Факт
Проект
Факт
Проект
Факт
Проект
Электрокипятильник
Периклаз
Песок кварцевый
0,063
0,063
3173
138
200
7
Фактически объем производства электрокипятильников в 2007 г. составил 94767 шт., план на 2005 г. составляет 105000 шт. Учитывая данные таблицы можно заключить что предприятие могло уменьшить затраты на производство на сумму 18,29 млн. руб., в 2005 г. есть возможность экономии в сумме 20,265 млн. руб.
Результаты внедрения всех предложенных вариантов замены покупных изделий на производство их собственными силами представлены в таблице.
Таблица № 7
Наименование статьи
Значение, млн. руб.
Удельный вес
До проекта
После проекта
2007
2008
2007
2008
2007
2008
До
После
До
После
Объем выпуска продукции
4339
5534
4339
5534
Затраты на производство, всего
в том числе:
материалы
ПКИ
топливо
энергозатраты
3809
745
512
48
639
4659
669
617
51
692
3752
749
350
48
655
4300
672
450
51
709
100
19,5
13,4
1,3
16,8
100
20
9,3
1,3
17,4
100
14,3
13,2
1,2
14,8
100
15,6
10,5
1,2
16,5
Итого материальные затраты
1944
2029
1802
1882
51
48
43,5
43,8
Затраты на оплату труда
1165
1447
1186
1169
30,6
31,6
31
27,3
Отчисления на соц. страх.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.