Рефераты. Администрирование локальных сетей p> (real_stop - real_start) / (double)HZ, real_stop - real_start); exit(n);

}

/* По сигналу SIGALRM - завершить процесс */ void onalarm(int nsig){ printf("Выход #%d ================n", getpid()); bye(0);

}

/* Порожденный процесс */ void dochild(int n){ hello(); printf("Старт #%d ================n", getpid()); signal(SIGALRM, onalarm);

/* Заказать сигнал SIGALRM через 1 + n*3 секунд */ alarm(1 + n*3);

for(;;){} /* зациклиться в user mode */

}

#define NCHLD 4 int main(int ac, char *av[]){ int i;

/* Узнать число тиков в секунде */

HZ = sysconf(_SC_CLK_TCK); setbuf(stdout, NULL);

hello(); for(i=0; i < NCHLD; i++) if(fork() == 0) dochild(i); while(wait(NULL) > 0); printf("Выход MAIN =================n"); bye(0); return 0;

}

Сигналы.

Процессы в UNIX используют много разных механизмов взаимодействия. Одним из них являются сигналы.
Сигналы - это асинхронные события. Что это значит? Сначала объясним, что такое синхронные события: я два раза в день подхожу к почтовому ящику и проверяю - нет ли в нем почты (событий). Во-первых, я произвожу опрос -
"нет ли для меня события?", в программе это выглядело бы как вызов функции опроса и, может быть, ожидания события. Во-вторых, я знаю, что почта может ко мне прийти, поскольку я подписался на какие-то газеты. То есть я предварительно заказывал эти события.
Схема с синхронными событиями очень распространена. Кассир сидит у кассы и ожидает, пока к нему в окошечко не заглянет клиент. Поезд периодически проезжает мимо светофора и останавливается, если горит красный. Функция Си пассивно "спит" до тех пор, пока ее не вызовут; однако она всегда готова выполнить свою работу (обслужить клиента). Такое ожидающее заказа (события) действующее лицо называется сервер. После выполнения заказа сервер вновь переходит в состояние ожидания вызова. Итак, если событие ожидается в специальном месте и в определенные моменты времени (издается некий вызов для ОПРОСА) - это синхронные события. Канонический пример - функция gets, которая задержит выполнение программы, пока с клавиатуры не будет введена строка. Большинство ожиданий внутри системных вызовов - синхронны. Ядро ОС выступает для программ пользователей в роли сервера, выполняющего сисвызовы
(хотя и не только в этой роли - ядро иногда предпринимает и активные действия: передача процессора другому процессу через определенное время
(режим разделения времени), убивание процесса при ошибке, и.т.п.).
Сигналы - это асинхронные события. Они приходят неожиданно, в любой момент времени - вроде телефонного звонка. Кроме того, их не требуется заказывать
- сигнал процессу может поступить совсем без повода. Аналогия из жизни такова: человек сидит и пишет письмо. Вдруг его окликают посреди фразы - он отвлекается, отвечает на вопрос, и вновь продолжает прерванное занятие.
Человек не ожидал этого оклика (быть может, он готов к нему, но он не озирался по сторонам специально). Кроме того, сигнал мог поступить когда он писал 5-ое предложение, а мог - когда 34-ое. Момент времени, в который произойдет прерывание, не фиксирован.
Сигналы имеют номера, причем их количество ограничено - есть определенный список допустимых сигналов. Номера и мнемонические имена сигналов перечислены в includeфайле и имеют вид SIGнечто. Допустимы сигналы с номерами 1..NSIG-1, где NSIG определено в этом файле. При получении сигнала мы узнаем его номер, но не узнаем никакой иной информации: ни от кого поступил сигнал, ни что от нас хотят. Просто "звонит телефон". Чтобы получить дополнительную информацию, наш процесс должен взять ее из другого известного места; например - прочесть заказ из некоторого файла, об имени которого все наши программы заранее
"договорились". Сигналы процессу могут поступать тремя путями:
От другого процесса, который явно посылает его нам вызовом kill(pid, sig); где pid - идентификатор (номер) процесса-получателя, а sig - номер сигнала. Послать сигнал можно только родственному процессу - запущенному тем же пользователем.
От операционной системы. Система может посылать процессу ряд сигналов, сигнализирующих об ошибках, например при обращении программы по несуществующему адресу или при ошибочном номере системного вызова. Такие сигналы обычно прекращают наш процесс.
От пользователя - с клавиатуры терминала можно нажимом некоторых клавиш послать сигналы SIGINT и SIGQUIT. Собственно, сигнал посылается драйвером терминала при получении им с клавиатуры определенных символов. Так можно прервать зациклившуюся или надоевшую программу.
Процесс-получатель должен как-то отреагировать на сигнал. Программа может: проигнорировать сигнал (не ответить на звонок); перехватить сигнал (снять трубку), выполнить какие-то действия, затем продолжить прерванное занятие; быть убитой сигналом (звонок был подкреплен броском гранаты в окно);
В большинстве случаев сигнал по умолчанию убивает процесс-получатель.
Однако процесс может изменить это умолчание и задать свою реакцию явно. Это делается вызовом signal:

#include void (*signal(int sig, void (*react)() )) ();
Параметр react может иметь значение:
SIG_IGN сигнал sig будет отныне игнорироваться. Некоторые сигналы (например

SIGKILL) невозможно перехватить или проигнорировать.
SIG_DFL восстановить реакцию по умолчанию (обычно - смерть получателя). имя_функции Например void fr(gotsig){ ..... } /* обработчик */

... signal (sig, fr); ... /* задание реакции */

Тогда при получении сигнала sig будет вызвана функция fr, в которую в качестве аргумента системой будет передан номер сигнала, действительно вызвавшего ее gotsig==sig. Это полезно, т.к. можно задать одну и ту же функцию в качестве реакции для нескольких сигналов:

... signal (sig1, fr); signal(sig2, fr); ...

После возврата из функции fr() программа продолжится с прерванного места.

Перед вызовом функции-обработчика реакция автоматически сбрасывается в реакцию по умолчанию SIG_DFL, а после выхода из обработчика снова восстанавливается в fr. Это значит, что во время работы функции- обработчика может прийти сигнал, который убьет программу.
Приведем список некоторых сигналов; полное описание посмотрите в документации. Колонки таблицы: G - может быть перехвачен; D - по умолчанию убивает процесс (k), игнорируется (i); C - образуется дамп памяти процесса: файл core, который затем может быть исследован отладчиком adb; F - реакция на сигнал сбрасывается; S - посылается обычно системой, а не явно. сигнал G D C F S смысл

SIGTERM + k - + - завершить процесс

SIGKILL - k - + - убить процесс

SIGINT + k - + - прерывание с клавиш

SIGQUIT + k + + - прерывание с клавиш

SIGALRM + k - + + будильник

SIGILL + k + - + запрещенная команда

SIGBUS + k + + + обращение по неверному

SIGSEGV + k + + + адресу

SIGUSR1, USR2 + i - + - пользовательские

SIGCLD + i - + + смерть потомка
Сигнал SIGILL используется иногда для эмуляции команд с плавающей точкой, что происходит примерно так: при обнаружении "запрещенной" команды для отсутствующего процессора "плавающей" арифметики аппаратура дает прерывание и система посылает процессу сигнал SIGILL. По сигналу вызывается функция- эмулятор плавающей арифметики (подключаемая к выполняемому файлу автоматически), которая и обрабатывает требуемую команду. Это может происходить много раз, именно поэтому реакция на этот сигнал не сбрасывается.
SIGALRM посылается в результате его заказа вызовом alarm() (см. ниже).
Сигнал SIGCLD посылается процессу-родителю при выполнении процессом- потомком сисвызова exit (или при смерти вследствие получения сигнала).
Обычно процессродитель при получении такого сигнала (если он его заказывал) реагирует, выполняя в обработчике сигнала вызов wait (см. ниже). По- умолчанию этот сигнал игнорируется.
Реакция SIG_IGN не сбрасывается в SIG_DFL при приходе сигнала, т.е. сигнал игнорируется постоянно.
Вызов signal возвращает старое значение реакции, которое может быть запомнено в переменную вида void (*f)(); а потом восстановлено.
Синхронное ожидание (сисвызов) может иногда быть прервано асинхронным событием (сигналом), но об этом ниже.

Деления просесса

Системный вызов fork() (вилка) создает новый процесс: копию процесса, издавшего вызов. Отличие этих процессов состоит только в возвращаемом fork- ом значении:

0 - в новом процессе. pid нового процесса - в исходном.
Вызов fork может завершиться неудачей если таблица процессов переполнена.
Простейший способ сделать это: main(){ while(1) if( ! fork()) pause();

}
Одно гнездо таблицы процессов зарезервировано - его может использовать только суперпользователь (в целях жизнеспособности системы: хотя бы для того, чтобы запустить программу, убивающую все эти процессы-варвары).

Пайпы и FIFO-файлы.

Процессы могут обмениваться между собой информацией через файлы. Существуют файлы с необычным поведением - так называемые FIFO-файлы (first in, first out), ведущие себя подобно очереди. У них указатели чтения и записи разделены. Работа с таким файлом напоминает проталкивание шаров через трубу
- с одного конца мы вталкиваем данные, с другого конца - вынимаем их.
Операция чтения из пустой "трубы" проиостановит вызов read (и издавший его процесс) до тех пор, пока кто-нибудь не запишет в FIFOфайл какие-нибудь данные. Операция позиционирования указателя - lseek() - неприме- нима к
FIFO-файлам. FIFO-файл создается системным вызовом

#include

#include mknod( имяФайла, S_IFIFO | 0666, 0 ); где 0666 - коды доступа к файлу. При помощи FIFO-файла могут общаться даже неродственные процессы.
Разновидностью FIFO-файла является безымянный FIFO-файл, предназначенный для обмена информацией между процессом-отцом и процессом-сыном. Такой файл
- канал связи как раз и называется термином "труба" или pipe. Он создается вызовом pipe: int conn[2]; pipe(conn);
Если бы файл-труба имел имя PIPEFILE, то вызов pipe можно было бы описать как mknod("PIPEFILE", S_IFIFO | 0600, 0); conn[0] = open("PIPEFILE", O_RDONLY); conn[1] = open("PIPEFILE", O_WRONLY); unlink("PIPEFILE");
При вызове fork каждому из двух процессов достанется в наследство пара дескрипторов: pipe(conn); fork();

conn[0]---------conn[0] процесс A процесс B
Пусть процесс A будет посылать информацию в процесс B. Тогда процесс A сделает: close(conn[0]);

// т.к. не собирается ничего читать write(conn[1], ... ); а процесс B close(conn[1]);

// т.к. не собирается ничего писать read (conn[0], ... );
Получаем в итоге: conn[1]---->----FIFO---->-----conn[0] процесс A процесс B
Обычно поступают еще более элегантно, перенаправляя стандартный вывод A в канал conn[1] dup2 (conn[1], 1); close(conn[1]); write(1, ... ); /* или printf */ а стандартный ввод B - из канала conn[0] dup2(conn[0], 0); close(conn[0]); read(0, ... ); /* или gets */
Это соответствует конструкции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.