Рефераты. Земельные участки в республике Беларусь

Несмотря на снятие на рубеже XX столетия некоторых ограничений на пользование землей и права собственности, по-прежнему не только не разрешена частная собственность на землю сельскохозяйственного назначения, но и жестко ограничена передача земли на уровне сельхозпроизводителей. Нерешенные вопросы собственности на землю и ее передачи оставались и остаются главным препятствием на пути реформирования аграрного сектора экономики Республики Беларусь.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь коммерческие организации могут осуществлять свою деятельность только в форме хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. В связи с этим было установлено, что колхоз является сельскохозяйственным производственным кооперативом, совхоз - государственным унитарным предприятием. Приняты две новые программы реформирования агропромышленного комплекса: Республиканская программа повышения эффективности агропромышленного комплекса на 2000 - 2005 гг. и Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики <Беларусь> на 2001 - 2005 гг. В качестве основных целей современной аграрной политики государства были определены: обеспечение роста объемов производства и реализации агропромышленной продукции для стабилизации и сбалансированного функционирования внутреннего сырьевого и продовольственного рынка; увеличение поставок агропродовольственной продукции на экспорт; привлечение иностранных инвестиций; повышение качества сельскохозяйственной продукции; углубление специализации, рационализация размещения производства, концентрация ресурсов на наиболее эффективных направлениях хозяйствования; внедрение интенсивных, ресурсоэкономных и природосберегающих технологий; развитие кооперации и интеграции в системе АПК (как горизонтальной, так и вертикальной).

В отличие от предшествующих программ Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001 - 2005 гг. оказалась более востребованной. В целях её выполнения было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. N 1653 "О дополнительных мерах по реализации Программы совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001 - 2005 гг.", определившее дополнительные меры по ее реализации. Этим постановлением предусматривалось:

* разработать соответствующие областные и районные программы совершенствования агропромышленного комплекса;

* определить и утвердить перечень сельскохозяйственных организаций для их реформирования с учетом моделей, указанных в Программе;

* создать республиканскую и областные комиссии по аттестации юридических и физических лиц, претендующих на получение в собственность либо аренду сельскохозяйственных и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию организаций, подлежащих реструктуризации;

* разработать проекты законов Республики <Беларусь> "О сельскохозяйственной кооперации", "О государственном регулировании агропромышленного производства", "О личных подсобных хозяйствах граждан", а также осуществить целый ряд других мероприятий.

Подлежит реорганизации как государственный, так и частный сектор экономики, а также преследуется цель поэтапного перехода всех сельскохозяйственных организаций на полный экономический расчет, самоокупаемость и самофинансирование. В Программе совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001 - 2005 гг. предлагалось использовать дифференцированный подход при определении перспективных организационных форм и методов хозяйствования с выделением следующих трех групп организаций:

1. Сельскохозяйственные организации, обеспечивающие высокоэффективное производство, вправе сохранять свой статус или реорганизоваться в иные виды юридических лиц на основании правовых и экономических механизмов, позволяющих им нормально функционировать.

2. Сельскохозяйственные организации, ориентированные на выполнение своей производственной программы, но не обеспечивающие рентабельное производство, следует реформировать посредством совершенствования внутрихозяйственных отношений при сохранении размеров и производственной направленности.

3. Сельскохозяйственные организации с критическим экономическим положением подлежат реструктуризации с применением для каждого случая определенной модели.

В Программе определены десять возможных моделей реструктуризации последней группы сельскохозяйственных организаций:

Первая модель. Предполагает принятие неотложных мер по возврату дебиторской и реструктуризации кредиторской задолженности перед банком и другими кредиторами, а также разработку каждой сельскохозяйственной организацией программы структурных преобразований: по реорганизации производства и управления, организации труда, переспециализации, технико-технологической переоснащенности и т. д.

Вторая модель. Создание в границах реформируемой сельскохозяйственной организации нескольких небольших внутрихозяйственных подразделений, которые через подрядные отношения, экономический расчет, усиление мотивации труда выходят на рентабельное производство. В данном случае, как мы полагаем, следует использовать нормы закона "Об аренде" о внутрихозяйственном арендном подряде с учетом норм Гражданского кодекса.

Третья модель. Реструктуризация сельскохозяйственной организации путем создания в установленном законодательством порядке обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, других видов юридических лиц. Таким образом, речь идет о реорганизации сельскохозяйственной организации посредством преобразования в иную организационно-правовую форму.

Четвертая модель. Кооперирование неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций с другими экономически крепкими организациями, осуществляющими производство, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции, включение их в сырьевую зону по производству сельскохозяйственной продукции или передача в установленном законодательством порядке юридическому лицу в качестве подсобного производства.

Пятая модель. Создание на территории бесперспективной сельскохозяйственной организации крестьянских (фермерских) хозяйств с дальнейшим объединением их в союзы (ассоциации) с целью более эффективного использования ресурсов, капитала, средств для организации совместного производства, агросервиса, переработки и сбыта продукции.

Шестая модель. Передача сельскохозяйственной организацией в установленном законодательством порядке части основных и оборотных средств в аренду другому юридическому лицу для организации эффективного производства сельскохозяйственной продукции.

Седьмая модель. Передача сельскохозяйственной организацией другому юридическому лицу в аренду части основных и оборотных средств в установленном законодательством порядке с условием последующего выкупа их этим лицом по цене не ниже остаточной стоимости указанных средств, С целью реализации шестой и седьмой моделей на республиканском и областном уровнях сформированы комиссии по аттестации юридических и физических лиц, претендующих на получение в собственность либо аренду сельскохозяйственных и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию организации, подлежащих реструктуризации.

Восьмая модель. Присоединение несостоятельной сельскохозяйственной организации к экономически крепкому колхозу или другой сельскохозяйственной организации, а также к промышленным, перерабатывающим и обслуживающим организациям. Законодательством предусмотрена государственная поддержка предприятий, объединившихся с низкорентабельными колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными организациями (для них установлены налоговые льготы, а также решен вопрос о правопреемстве по долгам сельскохозяйственной организации).

Девятая модель. Разделение в установленном законодательством порядке имущества колхоза между его членами. Новые хозяева становятся полными собственниками созданной продукции и наличных средств производства.

Десятая модель. Признание в установленном законодательством порядке сельскохозяйственной организации банкротом. В законе Республики <Беларусь> от 18 июля 2000 г. "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" содержатся специальные главы (4 и 5), посвященные особенностям банкротства сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств .

Процесс реформирования аграрных отношений был направлен на преодоление кризисного состояния агропромышленного комплекса Беларуси. Достаточно сказать, что в течение 1991 - 2001 гг. экономическое положение сельскохозяйственных предприятий значительно ухудшилось. Так, если в 1990 г. в республике было только 8 убыточных сельхозпредприятий, а уровень рентабельности реализованной ими продукции составлял 42,8%, то в 2001 г. было уже более 1600 (10%) убыточных сельхозпредприятий, а уровень рентабельности - только 3%. Хотя в 2004 г. количество убыточных сельхозпредприятий несколько сократилось в результате принимаемых реорганизационных мер, но ситуация в АПК остается сложной. Изношенность технических средств в агропромышленном комплексе страны превысила 70%, более чем на треть уменьшилась численность работников сельского хозяйства.

Демографические проблемы села, старение и износ материально-технической базы производства и социальной инфраструктуры, падение объемов производства обусловлены тяжелым финансовым положением производителей сельскохозяйственной продукции, в основе которого лежит низкий уровень цен и диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

В целом, необходимо отметить непоследовательность и противоречивость проводимой аграрной политики. С одной стороны, провозглашается расширение прав субъектов хозяйствования, их самостоятельности в вопросах производства, необходимость перехода на принципы хозрасчета и самоуправления. С другой стороны, сохраняются административно-управленческие методы и рычаги воздействия на аграрные отношения, устанавливаются задания по определению структуры и сбыта продукции, сохраняется госзаказ и централизованное ценообразование на сельскохозяйственную продукцию и т.д. Все это свидетельствует о необходимости принятия более кардинальных мер, направленных на реализацию аграрной реформы в Беларуси.

Современный этап развития сельского хозяйства Беларуси можно назвать переломным. В 2004 г. удалось преодолеть спад производства, минимизировать число убыточных предприятий, восстановить баланс продовольственного рынка за счет внутреннего производства, расширить объемы внутреннего сбыта продукции и экспорта, активизировать предпринимательскую деятельность сельхозпредприятий. Впервые за последние годы аграрный сектор страны по итогам 2004 года сработал без убытков. Так, объем производства валовой продукции в республике увеличился на 12,4%, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на 17,7%. Были получены рекордные урожаи зерна, картофеля, сахарной свеклы. При урожайности 33 центнера с гектара, или 106 килограммов в расчете на балло-гектар, было намолочено 7 млн. тонн зерна, что позволило выполнить государственный заказ - поставить для госнужд более 1 млн. тонн зерна, практически удовлетворить в нем потребности животноводства, засыпать в полном объеме семена под урожай 2005 г., сократить закупки за рубежом белкового сырья. Свекловоды впервые в стране поставили на сахарные заводы свыше 3 млн. тонн сахарной свеклы, получен хороший урожай картофеля - 198 центнеров с гектара, валовой сбор которого превысил 9,8 млн. тонн .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.