Рефераты. Земельные участки в республике Беларусь

восстановление нарушенных прав землевладельцев, землепользователей и собственников в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;

возмещение в полном объеме правомерных убытков землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков;

судебную защиту важнейших прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков.

За гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами закрепляется ряд дополнительных гарантий при изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд (ст. 68 Кодекса о земле).

Порядок возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и собственникам земельных участков в самых общих чертах установлен ст. 133 Кодекса о земле. Причем возмещению подлежат правомерные убытки, вызванные:

изъятием земельных участков;

временным занятием земельных участков;

ограничением прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, в том числе арендаторов;

ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридических и физических лиц. споров существенно сузилась. Это обстоятельство, а также отнесение земельных споров в Российской Федерации к судебной подведомственности способствовали тому, что ряд представителей науки земельного права не включают разрешение земельных споров в число функций управления. Они полагают, что рассматривать разрешение земельных споров как одну из функций управления означало бы нарушение принципа разделения властей1.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь гражданам и юридическим лицам предоставлен широкий круг прав, в том числе и в области земельных правоотношений. Эти права включают в себя как содержащиеся в ранее действовавшем законодательстве, так и принципиально новые, определяющие содержание землевладения, собственности на землю, а также иных вещных и обязательственных прав на землю.

Законодательство обеспечивает восстановление этих прав от нарушений различными способами. Один из них -возможность обратиться за разрешением земельных споров, потребовать возмещения в полном объеме убытков, включая и неполученные доходы, причиненные правонарушением.

Разрешение судами земельных споров способствует защите прав и законных интересов собственников земли, землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов. За последние годы число гражданских дел по искам, вытекающим из земельных правоотношений, увеличилось, они значительно усложнились. Наметились две тенденции, связанные с разрешением земельных споров: расширился круг гражданских дел, рассмотрение которых отнесено к подведомственности судов, и, кроме того, усложнился их характер. Земельное законодательство, реформированное за последние годы, наряду с административным, предусмотрело и значительно расширило судебный порядок разрешения земельных споров.

В связи с включением земельных участков в гражданский оборот, формированием новых институтов (залога, аренды, купли-продажи земельных участков) усложнилось содержание земельных споров, расширился круг их участников и объектов. Это - споры, связанные с подтверждением (установлением) прав на земельный участок и защитой этих прав, взысканием ущерба, причиненного собственнику, владельцу и пользователю земли. В них тесно переплетаются гражданские, кооперативные, трудовые, семейные, наследственные и иные правоотношения. И не случайно поэтому земельные споры являются достаточно сложными, требуют квалифицированного рассмотрения.

Значительное число физических и юридических лиц является сегодня субъектами земельного рынка. Практика подтверждает непреложный вывод о том, что земельные споры сдерживают развитие рынка, поскольку все еще отсутствует четкое оформление прав на землю, нередки случаи превышения полномочий местных органов власти при изъятии и предоставлении земель.

Что следует понимать под земельными спорами? Земельные споры - это неурегулированные конфликты по поводу предоставления и изъятия земель, установления прав на них, установления и ограничения полномочий собственников, владельцев и пользователей земли, нарушения имущественных прав и защищаемых интересов участников земельных отношений.

Но мнению профессора Н.Н. Осокина, земельным признается спор по поводу наличного субъективного права на конкретный земельный участок у лица, которому он предоставлен (отведен в установленном порядке)1.

Определить порядок рассмотрения того или иного спора - это установить, какой государственный орган правомочен его разрешить.

При разрешении вопроса о подведомственности споров, вытекающих из земельных правоотношений, следует обратить внимание на то, какие из числа земельных споров подлежат разрешению в административном порядке и какие подведомственны общим и хозяйственным судам.

По общему правилу компетенция местных исполнительных и распорядительных органов по разрешению споров определяется местом нахождения спорного участка и характером правоотношений, возникающих между владельцами, пользователями земли и местной администрацией или между владельцами и пользователями земли.

Споры землепользователей и землевладельцев одной области по вопросам владения и пользования землей на территории другой области разрешаются областным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения земельного участка, по которому возник спор.

Споры землепользователей и землевладельцев по вопросам владения и пользования землей на территории разных районов данной области разрешаются областным исполнительным и распорядительным органом или судом.

Споры землепользователей и землевладельцев по вопросам владения и пользования землей на территории района разрешаются районным исполнительным и распорядительным органом. Исключение из данного правила составляют споры, отнесенные к ведению городского и сельского исполнительного и распорядительного органа или к компетенции суда.

Таким образом, круг споров, вытекающих из земельных отношений и отнесенных к компетенции местных исполнительных и распорядительных органов, достаточно широк. Их можно условно подразделить на четыре группы.

Первая - это споры, связанные с предоставлением земель для тех или иных надобностей и возникновением прав на земельные участки. Стороны в этих спорах - граждане, заинтересованные субъекты хозяйствования и соответствующие органы власти и управления. Местные исполнительные и распорядительные органы действуют в пределах полномочий, установленных законодательством Республики Беларусь.

Вторая - это споры, связанные с принудительным изъятием земельных участков. В спорах, возникших в связи с принудительным изъятием земель для государственных и общественных нужд, сторонами, кроме собственников земли, могут быть землевладельцы, землепользователи, арендаторы, физические и юридические лица, а также органы власти и управления. Изъятие земельных участков у землепользователей, землевладельцев и арендаторов для государственных и общественных нужд производится на основании решений Президента Республики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Третью группу составляют неурегулированные конфликты по вопросам аренды земель, отчуждения и приобретения земельных участков.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов об изъятии и предоставлении земельных участков, о передаче их в собственность, не соответствующие действующему законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими органами, Советом Министров Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, передают свои полномочия в части изъятия и предоставления земельных участков, передачи их в аренду администрации свободных экономических зон.

Землепользователь должен быть предупрежден о необходимости устранения нарушений земельного законодательства в установленный срок. Земельный участок может быть у него изъят только в том случае, если в деле имеются материалы, свидетельствующие о предупреждении, а также о том, что и после него землевладелец, землепользователь не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений.

При прекращении права владения и права пользования землей соответствующий исполнительный и распорядительный орган с участием заинтересованных сторон решает вопрос о компенсации землевладельцам или землепользователям затрат, связанных с улучшением земель, или возмещении им нанесенного ущерба.

2 Земельная реформа в Белоруссии

В процессе формирования правовой базы проведения аграрной реформы с начала 1990-х годов в Республике Беларусь можно выделить несколько этапов.

1-й этап создания правовой базы для обеспечения аграрной реформы - это начало 1990-х годов.

В 1990 г. была разработана первая Программа перехода агропромышленного комплекса Белорусской ССР к регулируемой рыночной экономике. В республике предлагалось создать равные условия хозяйствования как для государственных, так и для кооперативных и личных подсобных хозяйств граждан; признать право собственности за сельскохозяйственными предприятиями на производимую продукцию и доходы, право выбора форм ее реализации, право частной собственности на землю; создать условия для становления и развития крестьянских (фермерских) хозяйств и др. Во многом положения вышеназванных программ нашли свое отражение в принятых в дальнейшем нормативно-правовых актах, которые в определенной мере раскрепостили крестьянство.

Земельный кодекс Беларуси 1990 г. впервые за годы Советской власти разрешил создавать частные индивидуальные хозяйства вне коллективных сельскохозяйственных предприятий - колхозов и совхозов. Такие хозяйства стали, как правило, называться крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в отличие от приусадебных участков работников коллективных хозяйств. Кодекс предоставил право выхода работника колхоза или совхоза с паем земли с целью создания крестьянского хозяйства. Лица, не являющиеся работниками колхоза или совхоза, могли обратиться с просьбой о выделении им участка земли для создания фермерского хозяйства к местным органам власти. Вместе с тем, площадь фермерского хозяйства ограничивалась 50 га земли и передавалась фермерам в пожизненное наследуемое владение, т.е. применялась стандартная советская форма землепользования, которая допускала индивидуальное землепользование без права передачи. Так, землю в крестьянских (фермерских) хозяйствах нельзя было делить на меньшие участки, продавать, обменивать или сдавать в субаренду. В известном смысле, крестьянские (фермерские) хозяйства вообще не являлись частными, поскольку земля оставалась в исключительной собственности государства и передавалась фермерам на правах пользования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.