Рефераты. Защита избирательного права и права на участие в референдуме

Установлено, что решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие) (п. 6 ст. 75 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

При рассмотрении жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда рассматривается вопрос о нарушениях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, на заседание комиссии приглашаются заинтересованные стороны (авторы жалоб (заявлений), лица, действия (бездействие) которых обсуждаются) (п. 12 ст. 75 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Особенностью рассмотрения жалоб на нарушения избирательных прав граждан избирательными комиссиями является то, что эта процедура является менее формальной, чем процесс рассмотрения соответствующих заявлений в суде. В частности, в законодательстве подробно не регламентированы права и обязанности лиц, принимающих участие в заседании комиссии, не определена процедура оповещения заинтересованных лиц о заседании комиссии. Отдельные положения об этом могут содержаться в регламентах, принимаемых избирательными комиссиями. Однако на практике многие процедурные вопросы остаются недостаточно четко решенными, что создает определенные сложности для заинтересованных сторон.

Для предварительного рассмотрения жалоб на нарушения избирательных прав граждан избирательные комиссии создают рабочие группы. Положения об этих рабочих группах утверждаются избирательными комиссиями, при которых данные группы создаются. Решения рабочих групп носят сугубо рекомендательный характер.

Необходимо обратить внимание, что на письменные жалобы о нарушениях избирательных прав граждан, поступившие в избирательную комиссию, ответ должен даваться избирательной комиссией как коллегиальным органом, а не ее отдельными членами или должностными лицами.

Итак, нарушения избирательных прав граждан по выбору заявителя могут быть обжалованы в суд либо в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд (п. 8 ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), то есть заявитель вправе самостоятельно определять, какой механизм защиты избирательных прав ему целесообразно использовать. Вместе с тем следует иметь в виду, что судебный порядок решения избирательных споров имеет приоритетный характер по сравнению с рассмотрением этих споров избирательными комиссиями. Этим и объясняется то обстоятельство, что рассмотрение всех наиболее серьезных избирательных споров переносится из избирательных комиссий в суды.

Приоритетность судебной процедуры, в частности, проявляется в следующем. Решение, принятое по жалобе вышестоящей избирательной комиссией, может быть обжаловано в суд. Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию, эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает комиссию о поступившей жалобе и о принятии ее к рассмотрению. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

Помимо защиты избирательных прав в суде и путем подачи жалоб в избирательные комиссии граждане могут обращаться с жалобами и заявлениями в органы внутренних дел и прокуратуру. Это, например, актуально при совершении административных правонарушений и преступлений, посягающих на избирательные права граждан.

Защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации осуществляется в судебном порядке. "Во-первых, допускается обращение в суд тех субъектов избирательного процесса или участия в референдуме, которые полагают, что их права нарушены. Во-вторых, предусмотрена и возможность обращения в суд соответствующей избирательной комиссии или комиссии референдума в случае выявления нарушений избирательного законодательства со стороны субъектов избирательного процесса или участия в референдуме".

Таким образом, право обращаться в суд с жалобами на нарушения избирательных прав граждан имеют избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии. В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" оговаривается также особый порядок обращения в суд с жалобой на наиболее серьезные нарушения избирательных прав граждан: в случае, если указанные в заявлении нарушения касаются значительного числа граждан или в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть заявление по существу (п. 10 ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Кроме того, в пункте 1 статьи 259 ГПК РФ в качестве субъектов обращения с заявлениями о нарушении избирательных прав в суд указаны политические партии, их региональные отделения, а также прокурор.

Следует иметь в виду, что право на судебную защиту избирательных прав, в отличие от других прав и свобод, принадлежит не каждому лицу, достигшему возраста 18 лет, а только избирателю, то есть гражданину Российской Федерации, при отсутствии у него обстоятельств, исключающих в соответствии с частью 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации участие в выборах (недееспособность или нахождение в местах лишения свободы по приговору суда).

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением избирательного законодательства органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, политической партией, ее региональным отделением, а также иным общественным объединением, избирательной комиссией (ч. 2 ст. 259 ГПК). Обращаясь в суд при указанных обстоятельствах, избирательные комиссии обеспечивают контроль за соблюдением избирательных прав граждан.

В ч. 1 ст. 259 ГПК РФ содержится положение, согласно которому при наличии массовых нарушений, указанных в заявлении или заявлениях, либо когда нарушение в силу иных обстоятельств приобрело особое общественное значение, с заявлением об устранении такого (таких) нарушений непосредственно в Верховный Суд РФ вправе обратиться Центральная избирательная комиссия РФ. Отметим, что впервые указанная норма появилась в Законе об основных гарантиях избирательных прав (п. 10 ст. 75). Во втором случае право на обращение в суд предоставлено Центральной избирательной комиссии РФ, избирательным комиссиям субъектов РФ, избирательным комиссиям муниципальных образований, окружным, территориальным и участковым избирательным комиссиям. Такое право у перечисленных комиссий возникает в связи с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме со стороны органа государственной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц, кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, политической партии, ее регионального отделения, а также другого общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума, избирательной комиссии, комиссии референдума.

В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, судебная защита в порядке гражданского судопроизводства осуществляется судами общей юрисдикции (ст. 23-27 ГПК), арбитражными (ст. 22 АПК) и третейскими судами (ч. 3 ст. 3 ГПК).

"Подведомственность в широком смысле означает отнесение вопроса или спора на рассмотрение и разрешение того или иного компетентного органа, в том числе суда".

Институт подведомственности служит для разграничения полномочий различных органов (в данном случае - судов), исходя из их компетенции по защите прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других лиц.

Споры по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются судами общей юрисдикции.

В ст. 22 ГПК РФ определен перечень гражданских дел, рассмотрение и разрешение которых отнесено к ведению судов общей юрисдикции.

Обращение в суд предусмотрено в форме заявления об устранении тех или иных нарушений избирательных прав граждан или права на участие граждан в референдуме. Заявление подается в суд по подсудности, установленной ст. 24, 26 и 27 ГПК РФ.

В соответствии со ст.89 ГПК граждане, обращающиеся в суд с заявлениями о защите своих избирательных прав и права на участие в референдуме, освобождаются от уплаты государственной пошлины, что создает для указанной категории заявителей дополнительную гарантию эффективной реализации конституционного права на судебную защиту в случаях нарушения законодательства о выборах и о референдуме.

В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" система судов общей юрисдикции состоит из: районных судов, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, Верховного Суда Российской Федерации. В статьях 24, 26, 27 ГПК установлены полномочия судов по рассмотрению гражданских дел в качестве суда первой инстанции. При обжаловании решений, действий (бездействия) избирательных комиссий учитывается прежде всего их уровень.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.