Истец, представив опубликованные в печати сведения, доказал факт их распространения.
При этом автором и редактором газеты были нарушены требования ст. ст. 26, 49, 51 "О средствах массовой информации", согласно которым журналисты обязаны проверять достоверность сообщаемой им информации.
Распространителем сведений является газета "Площадь свободы".
Статья "Контора пишет, завод еле дышит..." имеет автора - П., который в статье дал оценку производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Тольяттиазот". Данная статья является сознательным набором автором, на первый взгляд, не связанных между собой фактов, но все они отрицательные и имеют цель - формирование негативного отношения к деловой репутации ОАО "Тольяттиазот", начиная с заголовка статьи - "Контора пишет, завод еле дышит..." и подзаголовка "Лидеры городских профсоюзов предрекают социальный взрыв на крупнейшем химическом предприятии города - ТоАЗе", которые уже негативно характеризуют производственно-хозяйственную деятельность истца.
Изложенные в статье выводы, по мнению истца, не соответствуют действительности, подрывают деловую репутацию предприятия.
Истец считает, и суд согласен с мнением истца о том, что употребленные в вышеназванной статье выражения, в частности "...завод еле дышит", порочат деловую репутацию предприятия, так как утверждают о его плохом финансовом состоянии, что является несоответствующим действительности и сразу же настраивает широкий круг читателей с подозрением относиться к производственной деятельности истца, так как буквальное значение слов "еле дышит" в соответствии с толковым словарем русского языка под редакцией С.И. Ожегова (М., 1989 г.) - "умирает", "еле жив", тогда как ОАО "Тольяттиазот" известно в России и за рубежом как надежный партнер, производящий качественную продукцию.
Ответчики никаких доказательств того, что сведения, опубликованные в 218 номере выпуска газеты "Площадь свободы" от 25.11.2003 в статье "Контора пишет, завод еле дышит...", соответствуют действительности, не представили.
В соответствии со ст. 56 Закона РФ "О средствах массовой информации" ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации возлагается на учредителей, редакцию, издателей, распространителей, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностных лиц, журналистов, авторов распространенных сообщений и материалов.
Таким образом, ответчиками по искам об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство или деловую репутацию, являются лица, распространившие эти сведения.
Опубликовав статью "Контора пишет, завод еле дышит...", редакция нанесла вред деловой репутации истца и обязана опубликовать опровержение.
При изложенных обстоятельствах требования истца о признании опубликованных сведений не соответствующими действительности и требующими опровержения подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 43 ФЗ "О средствах массовой информации" редакция обязана опубликовать опровержение сведений, не соответствующих действительности, которые были распространены в данном средстве массовой информации.
В соответствии со ст. 44 того же закона редакция газеты "Площадь свободы" обязана опубликовать опровержение на том же месте полосы, тем же шрифтом, что и опровергаемый материал Решение Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2004 по делу № А55-6255/2004-27 [Текст]//Правосудие в Поволжье.- 2005.-№1.-С.44..
По мнению A.M. Эрделевского, понятие «деловая репутация» близко понятию «честь» и полностью охватывается им. «Собственно говоря, честь и репутация -- это полные синонимы. Отсюда видно, что деловая репутация - это отдельный вид репутации (чести) как родового понятия, содержанием которого является оценка в общественном мнении любых качеств лица» Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. - С. 108..
На наш взгляд, следует выявить отличие понятий «честь» и «достоинство» от понятия «деловая репутация». Можно выделить два отличия.
Первое - это субъективный состав правоотношений. Носителем деловой репутации может быть только субъект - производитель материальных благ (товаров, услуг, работ). Хоть деловая репутация - термин общегражданский и не относится только к коммерческому праву, он обозначает весьма конкретное понятие. Носителем же чести и достоинства может быть любое лицо.
Второе отличие состоит в том, что деловая репутация не является личным, но лишь связанным с лицом благом. Честь - это оценка личности обществом, достоинство - внутренняя самооценка личности. Они появляются с возникновением субъекта, который автоматически их приобретает. Деловая репутация - создавшееся с течением времени мнение публики, может быть как отрицательным, так и положительным.
Обладая деловой репутацией в каком-либо секторе хозяйстве1шой деятельности, субъект не будет автоматически обладать похожей деловой репутацией в другой области общественного производства.
Исходя из изложенного, «деловая репутация» - это сложившаяся общественная оценка, касающаяся деловых качеств лица независимо от сферы деятельности, в которой оно занято.
Честь и достоинство гражданина, а также деловая репутация физических и юридических лиц неразрывно связаны с правом, ибо их ущемление или утрата влекут за собой потерю нормальных общественных связей, а значит, и утрату определенного статуса в правоотношениях с другими субъектами. Поэтому честь, достоинство, деловая репутация являются важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества и нуждаются в соответствующей законодательной защите Анисимов А.Л. Указ. соч. - С. 18..
Отсутствие определения данных понятий в текстах нормативно-правовых актов вызывает сложности в правоприменительной практике, связанные с их единообразным пониманием. Законодателю следует закрепить легальное определение рассматриваемых дефиниций в тексте закона. Это исключит путаницу в терминологии и снимет один из спорных вопросов в области защиты нематериальных благ.
Действующий Гражданский кодекс РФ содержит правила, направленные на защиту нематериальных благ, которые существенно отличаются от прежнего законодательства. В настоящее время в ГК РФ закрепляются общие для всех личных неимущественных прав и нематериальных благ правила об их регламентации и защите.
Страницы: 1, 2, 3