СОДЕРЖАНИЕ
Впервые в советском гражданском праве понятия чести и достоинства нашли свое закрепление в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых Верховным Советом СССР 8.12.61г. (до этого нормы о защите чести и достоинства предусматривались только уголовными кодексами союзных республик). Позднее в Гражданском кодексе РСФСР 1964г. было включено положение, касающееся гражданско-правовой охраны чести и достоинства. Вместе с вышеназванными документами закрепление Конституцией СССР 1977г. в ст.57 права граждан на судебную защиту от посягательств на их честь и достоинство имело декларативный характер и не создавало реальной возможности осуществления провозглашенной правовой защиты. В ряде союзных нормативных актов также нашли свое закрепление положения об охране чести и достоинстве граждан.
В ст.14 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, например, было записано: «профессиональные права, честь и достоинство врачей и других медицинских работников охраняются законом». Однако практической реализации данные положения не получили в силу фиктивности большинства правозащитных документов советского права, а также в силу того, что на тот период в СССР на практике отсутствовали необходимые условия для реализации упомянутых прав. Следует отметить, что предложения о включении в советское гражданское законодательство нормы о защите чести и достоинства обсуждались в советской юридической науке еще в довоенные годы. Поэтому долгое время существование понятий чести и достоинства было возможно только в теории советского гражданского права.
Разработка категорий чести и достоинства советской юридической наукой была одним из инструментов разоблачения «клеветнических утверждений о том, что социализм якобы подавляет личность, и, что только капитализм является единственным оплотом свободы личности и защитником ее достоинства». Основой подобной идеологической борьбы служила марксистская теория чести и достоинства.
Таким образом, категории чести и достоинства в советской юридической науке носили не универсальный, нравственно-правовой, а непостоянный, меняющийся в зависимости от политического строя в государстве, характер.
В соответствии с социалистическим кодексом чести строить свою жизнь на основе принципов коммунистической морали значило высоко нести свою честь и достоинство. При этом признавалось, что достоинство и честь советского человека измеряется объемом его общественно-полезного труда, выполнением общественного долга и вкладом в строительство коммунизма. В связи с этим, индивидуальная ценность чести и достоинства как таковая не принималась во внимание, и на первое место выдвигалась так называемая «коллективная честь», которая, в свою очередь, могла способствовать формированию у человека сознания собственного достоинства. Под «коллективной честью» понималось «присущее данной личности или группе людей чувство большого удовлетворения достоинствами и успехами не своими лично, а того коллектива, к которому она принадлежит». Причем в понятие «коллектив» включалось как понимание коллектива в узком смысле слова, так и таких явлений, как страна, народ, партия. Провозглашение приоритета коллективной чести помимо идеологического, имело чисто практическое значение: с точки зрения действий экономических рычагов в управлении производством данный принцип позволял ставить оплату труда каждого работника в более тесную зависимость от успехов производственного коллектива.
Одним из главных положений социалистического кодекса чести было то, что каждому конкретному гражданину, коллективу в целом, честь оказывается за выполнение общественного долга. То есть наличие чести и достоинства ставилось в зависимость от степени выполнения общественного долга. Следовательно, полагалось, что человек, не занятый в общественном производстве, не обладает честью и достоинством в той степени, в какой ею обладает работающий человек.
Страницы: 1, 2, 3