Рефераты. Защита авторских прав в сети Интернет

Вторым по значению нормативно-правовым актом, регулирующим общие вопросы правового режима функционирования информационных сетей, определяющим систему правоотношений в данной области, является Гражданский кодекс Российской Федерации. В частности, в статье 128 части первой ГК «Виды объектов гражданских прав» перечислены: «вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага», часть 4 Гражданского кодекса, которая регулирует отношения, связанные с авторским правом, вступившая в силу с 1 января 2008 года. Предыдущим нормативным актом являлся Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». В данный момент утратил силу в связи с введение в действие четвертой части ГК РФ. Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. - М., 2008. - С. 73 Интернет - сайт, как объект авторского права, предоставляет информацию, которая и является объектом гражданского права. Но необходимо различать «информацию» как термин обыденной жизни и как правовую категорию. Термин «информация» как правовая категория первоначально был представлен в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02 1995 №24-ФЗ (утратил силу с 9 августа 2006 года на основании Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ). Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации (с изменениями на 10 января 2003 года) (утратил силу с 09.08.2006 на основании Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ)

Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ // СПС «Кодекс» Данный закон, называемый авторами "базовым", призван был положить начало формированию новой отрасли законодательства. Статья 2 данного закона дает понятие информации - это «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».

В Российском законодательстве термин «Интернет» сегодня встречается весьма часто. Его можно обнаружить в трех Кодексах - Налоговом (подп. 25 п.1 ст. 264), Арбитражном процессуальном (подп. 9 п.1 ст.247) и Кодексе РФ об админ6истративных правонарушениях (ст. 5.5), а также в десяти федеральных законах. Однако ни в одном из названных документов термин не расшифрован. Не удалось обнаружить искомой дефиниции также и в Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ.

Определение понятия «Интернет» можно обнаружить в двух законопроектах, не внесенных в Государственную Думу.

Проект Федерального Закона «О регулировании российского сегмента сети Интернет (Об использовании глобальных общедоступных информационно-телекоммуникационных сетей, Об обмене документами в российском сегменте сети Интернет)», разработанный Комитетом по информационной политике Государственной Думы Российской Федерации, использовал следующее определение: «глобальная общедоступная информационно-телекоммуникационная сеть (интерсеть) - совокупность автоматизированных информационных систем, связанных единой трансграничной телекоммуникационной сетью» (ст.1).

Появившийся несколько позднее Проект Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет» содержал более короткую дефиницию: «совокупность общедоступных информационно-телекоммуникационных сетей, взаимодействие между которыми обеспечивается применением межсетевого протокола с одноименным названием» (ст.2).

Приведенная информация позволяет сделать несколько выводов. Российский законодатель, а равно высшие органы исполнительной власти, всячески стремятся избежать легального (нормативного) определения термина «Интернет».

В настоящее время Россия имеет ряд двухсторонних соглашений по вопросам защиты прав авторов, и существенным продвижением вперед в этой области стало присоединение России в 1994 году к Бернской конвенции «Об охране литературных и художественных произведений» и Всемирной конвенции «Об авторском праве».

Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» является старейшим актом в области охраны авторских прав (она была заключена в 1886 году). В дальнейшем она неоднократно изменялась и редактировалась, и на сегодня это наиболее регламентированный международный акт, обеспечивающий защиту интересов авторов (в том числе и программ для ЭВМ в странах, где по национальному законодательству они защищаются авторским правом) в иностранных государствах. Основополагающими принципами Бернской конвенции являются принципы национального режима и минимальности прав. Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. - М., 2008. - С. 98

Всемирная конвенция об авторском праве была подписана в Париже ещё аж в 1952 г. (к этой редакции Россия присоединилась в 1973 г.) и была пересмотрена одновременно с Бернской конвенцией в 1971 г. (в этой редакции Россия присоединилась только в 1995 г.). Всемирная конвенция строится на принципе национального режима с менее жесткими правовыми рамками для стран-участников и имеет дополнительный раздел - «специальные положения», относящийся к развивающимся странам.

Для обеспечения более эффективной защиты прав авторов и правообладателей в этой сфере 14 июля 1967 г. была заключена Стокгольмская конвенция об учреждении всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). В соответствии со ст. 2 Конвенции, "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а так же все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы защиты интеллектуальной собственности, и разрабатывает соответствующие правовые вопросы, относит к интеллектуальной собственности информацию, которая может быть представлена на материальном носителе (как, впрочем, и на веб-сайте, который в свою очередь является виртуальным носителем) и распространена на неограниченном количестве копий.

Организация была создана в целях содействия охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией; обеспечения административного сотрудничества Союзов.

В 2000 году в России в сфере защиты авторских в сети Интернет реально функционируют: Российское авторское общество (РАО) - некоммерческая общественная организация, созданная авторами для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности. Общество действует на основе принципов добровольного и равноправного членства и демократического самоуправления. РАО осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации, в соответствии с Уставом РАО, зарегистрированном в Министерстве юстиции РФ 30 сентября 1993 г. http://rao.ru/orao/, Союз Операторов Интернет (СОИ) - некоммерческая организация, созданная в целях координации деятельности организаций, работающих в российском сегменте сети интернет, Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву - ведет свою историю от июня 1998 года, когда Генеральный директор ЮНЕСКО и ректор Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова подписали Соглашение о ее создании. За прошедшие годы Кафедра стала региональным центром международного сотрудничества по проблемам интеллектуальной собственности и информационного права на всем пространстве СНГ и Балтии, создав свои филиалы в ряде субъектов Российской Федерации и другим отраслям права интеллектуальной собственности и некоторые другие организации, существующее скорее виртуально, нежели реально. Однако официально. http://www.iile.ru/unesko.html

Фонд развития Интернет-культуры начал Web-депонирование сайтов и Интернет-публикаций, что позволит защитить авторские права в сети Интернет. "Мы не предотвращаем пиратское копирование и использование информации, так как в сети Интернет это невозможно осуществить в принципе. Мы даем возможность авторам законным образом бороться с последствиями такого воровства", - именно так декларируют свою цель сами создатели этого проекта. http://www.fontanka.ru/2000/11/09/30444/

Фонд развития Интернет-культуры берет на себя роль "независимого свидетеля" для конкретной электронной публикации. Фактически, Фонд собирает "вещественные доказательства" в виде копии сайта на компакт-диске, которые впоследствии могут быть использованы для защиты авторских прав. Отметим, что эта услуга - платная, хотя и весьма недорогая. В свете первых судебных процессов о защите авторских прав в Интернете такой проект может оказаться достаточно популярным у авторов сайтов, обеспокоенных проблемой плагиата.

На семинаре, который проходил в Сеуле, по проблеме защиты авторских прав в Интернете эксперты из Соединенных Штатов, Японии, Китая и Финляндии, а также исполнители и бизнесмены обсуждали способы борьбы против веб-сайтов и технологий, которые позволяют распространять музыкальные произведения бесплатно. В частности, музыкальная индустрия теряет миллионы долларов из-за пользователей Интернета, которые предпочитают обмениваться записями между собой вместо того, чтобы покупать диски в магазине. Возможные меры против "музыкальных пиратов" включают в себя шифрование записей, жесткий контроль над соответствующими веб-сайтами и введение более жестких законов для защиты авторских прав. По словам корреспондента компании «Би-би-си», представители музыкальной индустрии признают, что остановить пиратство будет нелегко из-за темпов развития новых технологий и глобального масштаба Интернета. Калятин В.О. Защита авторских прав в Интернете. - М., 2007. - С.67 Но музыкальная индустрия страдает в последнюю очередь. А в первую - информационная, когда информация становится абсолютно доступной любому пользователю сети. Выполнив такие несложные операции, как копирование и вставка текста, любой желающий станет обладателем той или иной информации. Исключая, пожалуй, flash-технологию, с помощью которой можно обеспечить небольшую степень защиты представленной на сайте информации. Однако процесс комплектации текстов в формат flash довольно трудоёмкий и крайне нерациональный. Особенно в том случае, если речь идёт об объёмных текстах (например, свод законов или же содержание книги в цифровом виде). А тексты небольшого объема, как правило, прочитываются целиком, легко усваиваются и поэтому не требуют дословного сохранения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.