Рефераты. Зарубежный опыт государственного и муниципального управления

Одним из государств, где институт монархии ликвидирован совсем недавно (май 2008 года) является Непал. Правящий в Непале король Биренда, осуществлявший демократические преобразования в стране был убит в 2001 году вместе со всей своей семьей своим старшим сыном. Из всего правящего рода уцелел лишь его двоюродный брат Пьянендра, который и стал королем, но он попытался сосредоточить всю власть, в своих руках не считаясь с парламентом и политическими партиями и применяя силу против оппозиционеров. На фоне острого экономического кризиса в стране это привело к созданию единого оппозиционного блока, который в 2006 году добился снятия с короля титула "живого воплощения бога Виниу", а в мае 2008 года и индивидуального института монархии.

2. Президентская власть в современном мире.

Первой страной, где был создан институт президентства, стали США. Конституция США была принята в 1787 году. Европейские страны последовали примеру США, лишь начиная с 1848 года, когда президентская власть была создана во Франции и Швейцарии.

Президент и Правительство, государственный аппарат.

Реальная роль Президента в государственном управлении во многом определяется не только законодательством, но и конкретной расстановкой политических сил в том или ином государстве. Определяющее значение имеет форма правления. В парламентских странах и полупрезидентских республиках глава государства лишен реальных возможностей влиять на исполнительную власть. В полупрезидентских республиках влияние Президента усиливается в том случае, если большинство в парламенте получает президентская партия (Франция). Во французской Конституции нет точного определения кому подотчетно Правительство. Одна из статей Конституции говорит, что Президент возглавляет Правительство, а другая статья утверждает, что деятельностью Правительства руководит премьер-министр. Сложившаяся практика такова, что в случае, когда в правительстве находится оппозиционная Президенту партия его влияние на Правительство сводится к нулю.

Президент республики. Президент или сам представляет исполнительную власть или назначает Кабинет ответственный перед ним. В этом случае руководство все исполнительной властью в государстве находится в руках Президента. В президентских республиках глава государства сам назначает лишь некоторую часть государственного аппарата. Прежде всего, это касается США. 2/3 государственных служащих считаются гражданскими служащими и не подлежат смене с приходом нового Президента. Из почти 2-х миллионного государственного аппарата Президент лично назначает лишь тысячу человек, при чем все они подлежат официальному утверждению Сенатом Конгресса США. Лишь состав сотрудников президентского аппарата в Белом доме Президент формирует самостоятельно. Однако увольнение назначаемых президентом должностных лиц остается его личным правом. Попытки Конгресса ограничить Президента в этом претерпели неудачу. Президент в парламентских и полупрезидентских республиках имеет право выступать с инициативой проведения внеочередного заседания Кабинета Министров. Премьер-министр обязан докладывать Президенту об основных направлениях правительственной деятельности.

Президент и Правительство.

Одной из характерных особенностей современной государственности является постоянное соперничество законодательной и исполнительной властей за расширение полномочий.

В ряде стран Президент обладает правом законодательной инициативы (Президент республики в Латинской Америке). В США такого права у Президента нет. Он, во-первых, вносит в Конгресс проект федерального бюджета, во-вторых, по Конституции обязан представить Конгрессу 2 послания: "О состоянии союза", "Экономический доклад Президента", в котором излагаются законодательные предложения администрации. В парламентских и полупрезидентских республиках у Президента права на законодательную инициативу нет. Исключения: Польша, Латвия, Венгрия. Во всех странах Президент имеет полномочия по утверждению закона, право вето. Исключения: Германия. Президент в разных странах имеет право на относительное и абсолютное вето, право вето на весь закон или постатейное вето. В США Президент может положить вето только на весь закон. Франция - постатейное вето. Постатейное вето дает больше возможностей для маневра. В США Президент имеет право карманного вето, которое записано в Конституции. Если закон поступил Президенту менее чем за 10 дней до конца парламентской сессии, он имеет право или подписать его или вернуть его с мотивированным отказом в Конгресс или не делать ни того, ни другого. В этом случае Конгресс на очередной сессии должен вернуться к обсуждению этого законопроекта. В обычной практике, если Президент в течение 10 дней после поступления к нему законопроекта не подписывает его, закон считается принятым, вступившим в силу - пассивное вето Президента.

Право на запрос конституционности принятого закона.

Право Президента издавать Указы. В разных странах эти указы имеют разный статус. В Латинской Америке эти Указы имеют статус законов. В США Президент имеет право издавать Указы, только касающиеся деятельности федерального правительства. В парламентских или президентских нем данное положение Президента или сведено к минимуму или отсутствует.

Право на созыв и роспуск парламента. Президент имеет право на внеочередную чрезвычайную сессию Парламента. В полупрезидентских и парламентских республиках Президентом реализуется право роспуск нижней палаты Парламента при 3 условиях:

- когда этого требует политическая обстановка;

- если Парламент выражает недоверие Правительству;

- если Парламент отвергает предложенную Президентом главу Правительства.

Во Франции Президент обладает неограниченным правом роспуска Парламента. В других странах это право Президента оговорено определенными условиями. Данное право Президента является одним из выражений механизма сдержек и противовесов. В настоящее время чаще прослеживается тенденция отделения президентской власти от исполнительной власти. В ряде случаев формируется особый институт президентской власти. Впервые тенденция проявилась в Конституции Франции 1958 года (Конституция V республики) - Шарль де Голь. Президент является арбитром над всеми публичными властями. Эта формулировка оказала влияние на пост социалистические страны и вошла во многие Конституции (Армения, Азербайджан, Казахстан, Белоруссия). Стремление президентов этих стран к сильной личной власти приводит к "демократическому вождизму". Он характеризуется борьбой против тоталитаризма, но авторитарными методами, наличие харизматического лидера. Передача полномочий законодательной, судебной властей в руки Президента.

Правительство в зарубежных странах.

Правительственные структуры, закрепленные в Конституции существуют не во всех странах. в ряде президентских республик Правительства как юридического института не существует. Есть разные подходы к структуре Правительства: структура правительства не одинакова в англо-саксонских и континентальных странах.

Англосаксонские страны:

Правительство (80-100) и Кабинет (20-25) - внутренний (3-5)

В Правительство входят помимо министров еще и министры без портфеля (чиновники, которые выполняют поручения премьер-министра, имеют право решающего голоса), руководители ведомств. Правительство в полном составе почти никогда не собирается, и оперативная деятельность переносится в Кабинет.

В континентальных странах различают:

Совет Министров Совет Кабинета

Президент Премьер-министр

На заседаниях совета министров решаются наиболее важные вопросы. Для всех правительств характерна "диктатура" премьер-министров. Это объясняется тем, что состав Правительства особенно его внутренней части определяется лично премьер-министром. Если какой-либо член Правительства не согласен с точкой зрения премьера, он подает в отставку.

Способы формирования Правительства.

В полуабсолютных и дуалистических монархиях правительство назначается монархом. В основном в нем преобладают члены правящей семьи. В демократических государствах формирование Правительства во многом зависит от сложившейся партийной системы. В тех случаях, когда в государстве существует устойчивая двухпартийная система и в Парламенте формируется стойкое парламентское большинство, Правительство создается как однопартийное. Лидер победившей партии становится премьер-министром. Часто этот человек избирается Парламентом. Если в Парламенте ни одна из ведущих партий не набирает большинства возможно формирование двухпартийного правительства. Крупная партия заключает соглашение с небольшими парламентскими партиями (ФРГ). В странах Северной Европы чаще всего формируется коалиционное правительство, так как голоса в парламенте почти поровну разделяются между несколькими партиями. Правительство "партийного меньшинства". Это Правительство формируется в том случае, если парламентские партии, имеющие значительное количество мест не могут договориться друг с другом о создании коалиционного правительства. В этом случае формирование Правительства поручается парламентским фракциям, которые даже вместе взятые не составляют парламентского большинства (при условии поддержки такого Правительства одной из крупных парламентских фракций) - страны Северной Европы, Индия.

Беспартийное Правительство:

- в условиях монархического режима (полуабсолютные монархии - Саудовская Аравия, Оман, Кувейт);

- в условиях военных режимов (Пакистан, Нигерия);

- в условиях парламентского кризиса (Северная Европа, Финляндия, Нидерланды, Португалия);

- Правительство национального единства. В условиях авторитарного государства (в странах Латинской Америки).

Степень самостоятельности Правительства зависит от степени включенности его в Парламент. Если Правительство формируется парламентским большинством, то возможность его отставки сводится к минимуму. На другом полюсе находятся президентские республики, где Правительство и Парламент фактически независимы друг от друга. Эти 2 варианта дают наибольшую свободу Правительству. Существуют другие варианты ответственности Правительства перед Парламентом:

- отставка Правительства путем выражения конструктивного вотума недоверия;

- отставка путем выражения простого вотума недоверия;

- отставка путем непринятия Парламентом какого-либо важного правительственного законопроекта;

- отставка из-за отклонения любого правительственного законопроекта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.