Рефераты. Зарубежный опыт государственного и муниципального управления

- политика штата зачастую идет вразрез с общегосударственной политикой;

- происходит распыление средств, в результате это ведет к тому, что на отдельные программы международного сотрудничества выделяются довольно скромные средства;

- недостаточная координация между штатами.

Кроме этого увеличивается самостоятельность штатов в области социального обеспечения, охраны окружающей среды, развитии систем здравоохранения и образования. В современных федерациях широкое распространение получил кооперативный федерализм. Классический пример кооперативного федерализма - Германия. Кооперативный федерализм - это система когда широкое распространение получает сотрудничество, обсуждение важнейших вопросов между федеральным центром и субъектами, а также субъектами между собой. В Германии существует огромное количество комитетов и комиссий, в которые входят представители различных земель, призванных решать проблемы межземельного сотрудничества, при чем решения этих комитетов и комиссий становятся обязательными для соответствующих земельных ведомств. Основные проблемы, стоящие перед федерализмом Германии - восстановление баланса властей на земельном уровне и уровне федераций. Законодательная власть неизбежно передает часть своих полномочий на уровень правительства, в итоге теряя законодательную инициативу. Федеральный центр, стремясь сохранить контроль над ситуацией в стране, уменьшает финансовую независимость земель. Земельные ландтаги (парламент) соглашаются на передачу части своих полномочий на федеральный уровень в обмен на расширение своего представительства в центре. В 2003 году была создана комиссия по федерализму, в 2006 году были приняты поправки Конституции Германии. Они более четко распределили полномочия между центром и землями (ограничили право федерального центра на передачу землям определенных (дополнительных) полномочий без финансового обеспечения). В 2006 году начался второй этап реформ федерализма в Германии, целью которого было создание новой системы финансовых взаимоотношений между центром и землями. Пока принципиального решения по этому вопросу не принято, удалось ли достичь соглашения, что уровень задолженности земель не должен превышать определенного уровня.

Способы разграничения компетенций федеративных государств.

- однозвенный. В Конституции устанавливается исключительная компетенция федерации (Германия, Эфиопия, Швейцария).

- совмещенный. Закрепляется сферой федерации и совместной компетенции (РФ, Нигерия, Пакистан). Сложность этого подхода - проблематично провести границу между совместной сферой полномочий субъекта.

- двухзвенный. Выделяется компетенция федерации и субъекта (Канада).

- трехзвенный. Выделяется сфера федерального субъекта совместной компетенции (Бразилия, ФРГ, Австрия, Индия, Малайзия).

- четырехзвенный. Т.е. федеральная сфера (и законодательные и исполнительные полномочия принадлежат федерации); земельная (и законодательные и исполнительные полномочия у субъекта), совместная сфера (законодательные компетенции у федерации, исполнительные компетенции у субъекта), рамочная (законодательные полномочия и у федерации и у субъекта, а исполнительные у субъекта).

Общие проблемы в сфере разграничении компетенции: все большая концентрация власти внутри общенационального правительства; повышение финансового бремени субъекта федерации, выполняют от 50 до 100 государственных функций без должного финансового обеспечения, ущемление прав МСУ, постоянная борьба между субъектами за субсидии, налоги. В составе Европы выделяют следующие федерации: Германия, Австрия, РФ, Бельгия, Швейцария. К унитарным государствам относятся Испания и Италия. В Азии: Индия, Пакистан, Малайзия, ОАЭ. В Африке: Коморские острова, Эфиопия, Нигерия, Танзания. В Америке: Канада, США, Мексика, Аргентина, Бразилия, Венесуэла. В Океании: Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Соединенные штаты Микронезии.

Основные модели систем органов государственной и муниципальной власти.

3 основные модели органов государственной власти:

- централизованно сегментарная;

- моноцефальная;

- монотеократическая.

Различия определяются формами взаимодействия между различными ветвями власти, способами их формирования и функционирования.

Централизованно сегментарная модель характерна для правовых государств с развитой системой разделения властей. Тот факт, что различные ветви государственной власти формируются не одинаковым способам, функционирует автономно друг от друга, придает этой системе сегментарный характер, с другой стороны все ветви власти действуют исходя из общих целей, что определяет централистский характер модели.

Моноцефальная модель характеризуется всевластием или одной ветви власти или всевластием одного человека (моно - один; цефал - голова). Характерна для авторитарных государств, полуфашистских или фашистских режимах.

Монотеократическая модель имеет сходство с моноцефальной. В этой системе определяющее влияние на государственные институты имеет официальная религия. Она сочетает в себе 2 основных элемента: единовластие, основанное на догмах и религии и сохранение некоторых видоизмененных общинных порядков. Наиболее ярко монотеократическая модель проявляется в исламских государствах: Иран, Саудовская Аравия. До марта 2008 года таким был и Непал. Непал - бедная страна, в ней идут постоянные гражданские войны. В настоящее время Непал - федеративная республика. Складывание монотеократических государств относится к 70 - началу 80-х годов. В отличие от арабских стран, граничащих с Израилем и вынужденные быстрыми темпами проводить модернизационные процессы (Иран, Сирия, Ливия). Страны персидского залива развивались более эволюционно. Первый скачок цен на нефть в 1973 году дал им дополнительные средства для проведения модернизации, которые не затрагивает устоев общества, исключением стал Иран, во главе с шахом Рез Пехлеви. Ислам делится на 2 направления: суннитское; шеридское. Быстрые темпы модернизации усилили социальный протест в обществе. Огромные массы людей, оторванные от привычной жизни и не улучшившие свое положение попав в города стали под знамя шеридского духовенства и в 1979 году в результате революции Иран был провозглашен исламской республикой став монотеократическим государством. Идеологом государства является аитолла Хамейни.

Имам - глава государства (избирается из числа наиболее уважаемых исламских богословов). В настоящее время Хаменои.

Консультационные советы при имаме (согласительные, наблюдательные, совет старейшин, совет стражей исламской революции). Президент избирается на 4 года всеобщим голосованием. Избирательным правом обладают граждане, достигшие возраста 14 лет. Законодательная власть: Меджлис избирается на 4 года. Судейская коллегия, которая назначается имамом.

На президентских выборах 2005 года был избран сторонник исламского радикализма - Махмуд Ахмадинежад. Его политика направлена на возврат к традиционному исламизму, на создание исламского государства на территории всех арабских стран, на разрыв отношений с Западом. Иран - 70 % населения ниже уровня бедности.

Глава государства.

1. Институт монархии в современных зарубежных странах.

2. Президентская власть в современном мире.

1. Институт монархии в современных зарубежных странах.

2 вида главы государства: монархия и президентская республика.

Институт монархии сохранился во многих странах Западной Европы, Ближнего Востока, Японии. В Канаде, Новой Зеландии, Австралии формально главой государства считается монарх.

Особенности правового статуса монарха:

- власть монарха не производна от какой-либо другой власти;

- он считается источником всей государственной власти;

- все государственное управление осуществляется от имени монарха;

- личность монарха считается неприкосновенной и даже священной;

- он обладает целым рядом почетных прав и прерогатив не свойственных президенту;

- специальные атрибуты монархической власти;

- уголовное законодательство предусматривает особый состав преступления направленного против личности монарха.

В конкретных монархиях права монарха являются своеобразным конституционным резервом, который используется в критических случаях.

Существует несколько систем престолонаследия:

- салическая (наследование по мужской линии);

- костейская (женщина наследует трон только в том случае, если нет наследников мужского рода).

Современная костейская система - наследует трон старший ребенок (без разницы мужчина или женщина). Также существует австрийская система (женщина наследует трон только при полном отсутствии в роду мужчин).

В современном мире существуют абсолютные, дуалистические и парламентские монархии. Хотя конституционно абсолютных монархий в современном мире нет, фактически они сохраняются в ряде государств (Азия, Африка). Дуалистическая монархия характеризуется тем, что наряду с монархом, в руках которого сосредоточена вся исполнительная власть, существует также парламентская структура, действующая достаточно автономно от короля. В том случае, если в парламенте представлено несколько политических партий, сделать его карманным (послушным) монарху особенно проблематично. Большинство современных монархических государств - парламентские монархии, где полномочия главы государства сведены лишь к представительным функциям.

Одним из классических примеров конституционной монархии является Великобритания. Это первая страна где было введено правило контрасигнатур. Это правило исходит из принципа "король не может ошибаться", ответственность за принятые и подписанные им законы должен нести премьер-министр. В современном мире это правило означает, что любой законодательный акт подписанный главой государства вступает в законную силу лишь после утверждения его премьер-министром. Не смотря на то, что Елизавета II лишена реальных властных полномочий и даже не может открыто высказывать свои политические убеждения, тем не менее, ее влияние на общественное мнение страны настолько велико, что любые сведения об ее отношении к той или иной проблеме вызывает оживленную дискуссию в обществе, к которой вынуждены прислушиваться политики.

Испанская монархия. Монархия в Испании была свергнута в 1936 году, и после гражданской войны был установлен режим генерала Франка. Правящий в Испании род Бурбонов был вынужден эмигрировать, но в 1947 году по инициативе Франка Испания была провозглашена королевством и преемником был провозглашен Хуан Карлос (родился в 1937 году). В 1975 году генерал Франк умер и главой государства был провозглашен Хуан Карлос. Король пошел по пути проведения демократических преобразований. Со всех командных путей были отстранены последователи Франка, было принято негласное соглашение с коммунистической партией Испании о сохранении гражданского мира в стране. Следующим шагом было принятие поправок в конституцию, которые расширяли демократические свободы в стране, а с другой стороны серьезно ограничивали властные полномочия монарха. Хуан Карлос воспринимался как свой человек. Пример современной испанской монархии наглядно демонстрирует, что глава государства, даже не имея серьезных властных полномочий, может влиять на политические процессы в стране, так и на само государственное управление.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.