Рефераты. Законодательство о защите персональных данных работника

- анкетно-биографические и характеризующие документы;

- дополнительные документы (анкета; автобиография; копии (ксерокопии);

- документы об образовании;

- личные заявления о приеме на работу или об увольнении и копии приказов об этом;

- заявления работника о перемещениях и переводах и копии приказов;

- представления к поощрению;

- аттестационные листы и др.;

- дополнительные документы (характеристики с прежнего места работы;

- справки о состоянии здоровья; фотографии и др.

Все документы личного дела подшивались в обложку (папку) установленного образца.

Личное дело оформлялось после издания приказа о приеме на работу.

После увольнения работника его личное дело оформлялось для передачи на хранение.

Личные дела выдавались для ознакомления только работникам, занимающим определенные должности. Круг таких лиц, допускаемых к работе с документом личного дела, определялось законодательством и работодателем.

При работе с личным делом, выданным для ознакомления, запрещалось производить какие-либо исправления в ранее сделанных записях, вносить в него новые записи, извлекать из личного дела имеющиеся там документы или помещать в него новые и разглашать содержащиеся в нем конфиденциальные сведения.

При извлечении каких-либо документов из личного дела лицо, ответственное за ведение личных дел, обязано было сделать во внутренней описи соответствующую запись.

В кадровом подразделении хранились только личные дела работников. Для хранения должны были использоваться сейфы или конторские шкафы, в которых личные дела располагаются по порядку номеров. Шкафы или металлические сейфы должны были запираться на замок и опечатываться.

Ст. 24 Конституции РФ запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ 1993 года, а также Конституциями государств-участников СНГ граждане этих стран обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Каждый имеет право знакомиться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях со сведениями о себе, не являющимися государственной или иной защищенной законом тайной.

Каждому гарантируется судебная защита права опровергать недостоверную информацию о себе и членах своей семьи и права требовать изъятия любой информации, а также право на возмещение материального и морального ущерба, причиненного сбором, хранением, использованием и распространением такой недостоверной информации».

В трудовых кодексах стран-участников СНГ, принятых в период с 1997 года по 2001 года, содержатся статьи, устанавливающие перечень документов, необходимых для заключения трудового договора. К ним относятся:

- трудовая книжка;

- документ, удостоверяющий личность;

- документ о профессиональной подготовке или образовании, если это необходимо для выполнения трудовой функции;

- справка о состоянии здоровья для определенных работ, профессий и должностей, а также трудовая рекомендация для инвалидов;

- документы воинского учета.

Запрещается требовать при приеме на работу документы, не предусмотренные трудовыми кодексами или действующим законодательством.

30 марта 1995 года в России был принят Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Государством гарантируются:

- регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;

- эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации;

- производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях;

- доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции, в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование;

- бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации, бесплатное получение ими медикаментов при лечении в амбулаторных или стационарных условиях, а также их бесплатный проезд к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации;

- развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции;

- включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию;

- социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство;

- подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;

- развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.

ВИЧ-инфицированные граждане РФ обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством РФ, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров.

Правила, в соответствии с которыми осуществляется обязательное медицинское освидетельствование лиц в целях охраны здоровья населения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, а также в местах лишения свободы, устанавливаются Правительством РФ и пересматриваются им не реже одного раза в пять лет.

В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, а также у лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, работники медицинских учреждений уведомляют об этом родителей или иных законных представителей указанных лиц.

Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных (ст. 17).

Медицинские работники и другие лица, которым в связи с выполнением служебных или профессиональных обязанностей стали известны сведения о результатах проведения медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции, обязаны сохранять эти сведения в тайне.

За разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лица, которым эти сведения стали известны в связи с выполнением ими своих служебных или профессиональных обязанностей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае выявления ВИЧ-инфекции у работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством РФ, эти работники подлежат переводу на другую работу, исключающую условия распространения ВИЧ-инфекции.

При отказе от прохождения обязательного медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции без уважительных причин работник подлежит дисциплинарной ответственности в установленном порядке.

Свод практических правил МОТ по защите персональных данных работника был принят на совещании экспертов в 1996 года. Он не имеет обязательной силы, но мог быть использован при разработке национального законодательства.

В нем изложены основные принципы сбора, обработки, использования и хранения личной информации о работниках, а также о лицах, обращающихся к работодателю в целях трудоустройства.

Специальные разделы Свода посвящены личным правам работника, возникающим в связи со сбором персональных данных, в частности, праву на уведомление о сборе персональных данных, на ознакомление в рабочее время со сведениями о себе, которые имеются у работодателя, на получение копий документов, право на доступ к медицинским документам через своего врача-представителя и др.

Свод практических правил МОТ по защите персональных данных работника явился практическим руководством для разработчиков проекта Трудового кодекса Российской Федерации, которые включили в него главу 13 «Защита персональных данных работника». Нормы этой главы полностью соответствуют положениям Свода.

В Трудовых кодексах других государств-участников СНГ подобные главы отсутствуют.

2. Понятие персональных данных

2.1 Законодательное регулирование

В современном мире к защите конфиденциальных сведений предъявляют все большие требования. Поскольку персональные данные работников содержат данные личного характера, к обеспечению гарантий по их сохранности и неразглашению относятся очень серьезно. В связи с этим нормативные акты, регулирующие обеспечение сохранности персональных данных вообще и работников в частности предусмотрены не только национальным законодательством, но и международными актами.

Статья 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 года гласит «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Право на уважение к личной и семейной жизни содержится так же и в Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Эти международные правовые акты заложили основу создания национальных правовых систем. Необходимо отметить, что принимались они спустя несколько лет после разрушительной Мировой войны, в то время, когда права человека были чем-то очень далеким от реальности. И, тем не менее, право неприкосновенности частной жизни (в том числе конфиденциальных сведений) было вписано в Декларацию как одно из основных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.