Рефераты. Задачи и основные направления деятельности организационно-инспекторских (штабных) аппаратов органов внутренних дел

17 октября 1966 г. образовано МООП СССР, в котором создано самостоятельное структурное подразделение -- Контрольно-инспекторский отдел (КИО) с подчинением непосредственно министру. В компетенцию КИО входили вопросы контроля и инспектирования служб и подразделений центрального аппарата, МВД, ГУВД, УВД, укрепление исполнительской дисциплины и совершенствование системы управления на всех уровнях. В 1968 г. отдел переименован в организационно-инспекторское управление. Задачи ОИУ -- организация информационно-аналитической, организационно-методической, статистической, нормативно-уставной работы; контроля и инспектирования; руководство дежурной службой; методическое обеспечение профилактической работы; решение вопросов научной организации труда, внешних сношений с правоохранительными органами зарубежных стран. В 1968--1969 гг. организационно-инспекторские подразделения были созданы повсеместно. В сентябре 1971 г. ОИУ было переименовано в Штаб МВД СССР2.

В 1972 г. в состав Штаба входили главная инспекция и шесть отделов: организационно-аналитический, оперативный (включая дежурную часть), организационно-зональный, организационно-научный, организационно-штатный и внешних сношений. В оперативное подчинение штабу были переданы Главный научно-исследовательский центр управления и информации (позднее -- Главный информационный центр -- ГИЦ) и Организационно-методический центр МВД СССР по передовому опыту. В 1971--1972 гг. организационно-инспекторские аппараты во всех МВД, ГУВД, УВД, УВДТ были преобразованы в штабы.

В декабре 1972 г. утверждено первое Положение о Штабе МВД СССР, определившее роль и место штаба в системе служб и органов внутренних дел: организацию информационной работы в органах внутренних дел, совершенствование системы информации; комплексный анализ оперативной обстановки и разработку на этой основе конкретных предложений по совершенствованию оперативно-служебной деятельности, повышение уровня аналитической работы; организационное обеспечение осуществляемых руководством МВД СССР мероприятий по совершенствованию организаторской и оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел страны; разработку и осуществление совместно с отраслевыми службами мер по своевременному реагированию на изменения оперативной обстановки; текущее планирование работы МВД СССР и коллегии, контроль за их выполнением; перспективное планирование деятельности органов внутренних дел на основе научных прогнозов; обеспечение согласованной деятельности МВД, УВД и отраслевых служб МВД СССР при решении вопросов, требующих комплексного использования сил и средств; организационное обеспечение согласованных с другими ведомствами и организациями мероприятий Министерства в целях более эффективного укрепления правопорядка; комплексное инспектирование органов внутренних дел; текущее и перспективное планирование, координацию научно-исследовательской работы; организацию работы по обобщению и внедрению в работу органов внутренних дел отечественного и зарубежного передового опыта; руководство издательской деятельностью МВД СССР; внедрение в практику органов внутренних дел научных основ управления и организации труда; организацию нормотворческой деятельности; совершенствование организационной структуры органов внутренних дел, оргштатную работу; разработку и осуществление мер по обеспечению высокой боевой готовности органов и подразделений внутренних дел; организацию оперативной подготовки высшего руководящего состава органов внутренних дел в области управления силами и средствами; оперативно-методическое руководство и контроль за деятельностью штабов (в том числе дежурных частей) МВД, УВД и горрайорганов внутренних дел; повышение профессиональной подготовки штабных кадров.

На основе Положения о Штабе МВД СССР в целях обеспечения единообразия структуры, задач и функций в 1973 г. было разработано Типовое положение о штабе МВД, УВД. К концу 1982 г. штабы функционировали во всех министерствах и управлениях внутренних дел (из них в 37 -- на правах управлений), а также в наиболее крупных горрайорганах России.

В 1983 г. штаб центрального аппарата и штабы МВД, ГУВД, УВД, УВДТ преобразованы в инспекторские управления (отделы, отделения, группы), фактически исполнявшие лишь функции контроля, инспектирования и планирования работы. Штабы горрайлинорганов ликвидированы. Созданная огромным трудом профессиональная дежурная служба, повсеместно ставшая центром оперативного управления силами и средствами по охране общественного порядка и раскрытию преступлений по горячим следам, была низведена до уровня механического регистратора событий; дежурные части подчинены секретариатам, численность их резко сокращена. Подразделения, занимавшиеся информацией и анализом, разработкой нормативных актов и организационно-методической работой по внедрению передового опыта, Ленинградские высшие штабные курсы расформированы. Опытные управленческие кадры распылены.

Бывший начальник штаба МВД СССР генерал А. Н. Косачев пишет по этому поводу: «Вокруг самой идеи штабов, их функций, практической деятельности постоянно сталкивались диаметрально противоположные мнения, взаимоисключающие суждения и разного рода волюнтаристские проявления. Было время, когда само понятие «штаб» подвергалось остракизму и яростно вычеркивалось из лексикона и управленческих документов. От штабных подразделений произвольно отсекались внутренне присущие им функции, а соответствующие структурные образования, ранее включавшиеся в состав штабов, оказывались в самых неподходящих ячейках».

Только спустя три года сделан шаг к восстановлению ряда важных штабных функций. Но потребовалось еще много времени и усилий, чтобы восполнить нанесенный ущерб. В 1986 г. в структуру вновь образованных организационно-инспекторских управлений, отделов, отделений МВД, ГУВД, УВД, УВДТ возвращены подразделения информации и анализа, обобщения передового опыта и дежурные части. В УВД крупных городов и районов образованы оргинспекторские отделения. Во многих других горрайлинорганах введены должности старших инспекторов и инспекторов по анализу, планированию и контролю. На Оргинспекторское управление МВД СССР были возложены; комплексный анализ оперативной обстановки в стране, РСФСР и отдельных регионах, обеспечение планирования работы центрального аппарата и командировок, контроль за выполнением планов; проверка фактического исполнения МВД, ГУВД, УВД и органами внутренних дел основополагающих приказов и указаний МВД СССР, зональный контроль, организационное обеспечение мер МВД СССР по укреплению взаимодействия с другими правоохранительными органами СССР и РСФСР, обобщение передового опыта и контроль за его внедрением.

В новом Положении об ОИУ МВД СССР, утвержденном в 1989 г, подчеркнуто, что оно является головной в системе МВД службой по организации анализа, планирования и контроля. На первое место среди основных поставлена задача координации действий служб центрального аппарата. В январе 1990 г. из МВД СССР, осуществлявшего до того времени одновременно и функции российского министерства, выделено МВД РСФСР. На базе организационно-инспекторских аппаратов были созданы: в МВД РСФСР -- служба организации управления и правового обеспечения (СОУПО), в МВД, УВД, УВДТ -- службы, отделы, отделения организации управления.

В состав СОУПО входили отделы: информационно-аналитический, оперативный (включая дежурную часть МВД), правового обеспечения и международных связей, инспекция, пресс-служба; в оперативном подчинении находился информационный центр. После упразднения МВД СССР и МВД РСФСР, и образования на их базе Министерства внутренних дел Российской Федерации приказом МВД России от 10 февраля 1992 г. № 30 был создан Штаб МВД России. В нем образовано три управления: Информационно-аналитическое, Организационно-плановое и Оперативное (включая дежурную часть МВД), а также Главная инспекция.

Штабу министерства вновь, как было до 1983 г., предоставлены права «... координации оперативно-служебной деятельности подразделений центрального аппарата... при выполнении комплексных межрегиональных задач по борьбе с преступностью и охране общественного порядка; контроля и проверки фактического выполнения подразделениями центрального аппарата... действующего законодательства и ведомственных нормативных актов... а также состояния исполнительской дисциплины».

Среди первоочередных мер совершенствования работы горрайлинорганов внутренних дел, предусмотренных приказом МВД России № 420-93 г., было предусмотрено создание штабов во всех управлениях, отделах внутренних дел городов, районов, районов в городах, а также в линейных отделах внутренних дел на транспорте. На штабы возложены: организационное обеспечение управленческих решений начальников горрайлинорганов по комплексным проблемам борьбы с преступностью, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, проведение информационно-аналитической и учетно-регистрационной работы, планирование, контроль, организация работы дежурной части, связь со средствами массовой информации.

1.2 Система и структура организационно-инспекторских (штабных) аппаратов органов внутренних дел

Структуру и штат Организационно-инспекторского департамента МВД России утверждает министр внутренних дел Российской Федерации.

Систему организационно-инспекторских (штабных) аппаратов составляют следующие уровни управления. Высшим является Организационно-инспекторский департамент МВД России. Средним уровнем являются штабы ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте, УВД (ОВД) ГУВДРО МВД России. Низшим звеном являются штабы горрайорганов внутренних дел, линейных управлений, отделов внутренних дел на транспорте.

Структура Организационно-инспекторского департамента МВД России включает в себя руководство, в состав которого входят: начальник, его первый заместитель, заместители и помощник начальника по кадрам. Начальник Организационно-инспекторского департамента МВД России назначается на должность и освобождается от должности министром по представлению заместителя министра, курирующего Организационно-инспекторский департамент. Первый заместитель и заместители назначаются на должность и освобождаются от должности министром по представлению начальника организационно-инспекторского департамента, согласованному с курирующим заместителем министра.

В структуру Организационно-инспекторского департамента МВД России входят также: Организационно-аналитическое управление, Контрольно-плановое управление, Организационно-штатное управление, Инспекция, Контрольно-ревизионное управление, Оперативное управление, Управление выработки государственной политики и управленческих решений в области внутренних дел, секретариат коллегии МВД России,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.