Рефераты. Возникновение юридического лица

2.2 Процедура создания юридического лица

При государственной регистрации создаваемого юридического лица с одновременной постановкой на учет в налоговом органе необходимо представить следующие документы:

§ подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме, утвержденной Правительством РФ (см. Приложение А). В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

§ решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

§ учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

§ выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

§ подлинник платежного поручения об уплате государственной пошлины.

Уполномоченное лицо вправе представить в регистрирующий орган два экземпляра учредительных документов. В этом случае регистрирующий орган, осуществив государственную регистрацию юридического лица, проставляет на обороте последнего листа на месте прошивки учредительных документов штамп (основание - Приказ МНС России от 18 апреля 2003 г. N БГ-3-09/198).

Один экземпляр учредительных документов выдается (направляется) заявителю вместе со Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц [11, С. 146].

Решение о создании юридического лица, принятое его учредителями, должно приобрести форму, предписанную законом для избранной учредителями организационно-правовой формы юридического лица. Создание любого юридического лица представляет собой волевой акт, совершаемый лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью, - учредителями (учредителем). При наличии нескольких учредителей решение о создании юридического лица принимается ими совместно. Если юридическое лицо создается одним учредителем, достаточно его волеизъявления.

Решение о создании юридического лица должно быть оформлено в виде протокола, договора или иного документа, предусмотренного законодательством. Действующее законодательство не всегда дает возможность отграничить форму решения о создании юридического лица от учредительного документа этого юридического лица. Применительно к полному товариществу ст. 69 и 70 ГК РФ упоминают только один документ - учредительный договор, подписываемый его участниками. Такое же значение, согласно ст. 83 ГК РФ, имеет учредительный договор коммандитного товарищества. Двойственный характер присущ и учредительному договору, заключаемому несколькими учредителями общества с ограниченной ответственностью (ст. 89 ГК РФ, ст. 12 Закона об ООО). Если между лицами, пожелавшими создать полное товарищество, коммандитное товарищество или общество с ограниченной ответственностью, были предварительные переговоры, может быть даже с подписанием протокола, то подобные действия законодательством не предусмотрены. Такого рода письменные свидетельства предварительной деятельности по созданию юридического лица представлять в регистрирующий орган не следует. Иное значение имеет решение об утверждении устава общества с ограниченной ответственностью, но оно представляется регистрирующему органу вместе с учредительными документами.

Учреждение акционерного общества осуществляется по решению учредителей (учредителя). Согласно ст. 98 ГК РФ и п. 5 ст. 9 Закона об АО учредители заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, и т.д. Такой договор имеет самостоятельное значение и по существу представляет собой договор о совместной деятельности (договор простого товарищества), предусмотренный ст. 1041 ГК РФ. Текст договора должен быть представлен для государственной регистрации акционерного общества, как и решение учредительного собрания о создании общества, которое и должно быть внесено в протокол собрания (ст. 9 Закона об АО).

В соответствии с п. 1 ст. 87 ГК РФ и ст. 2 Закона об ООО общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом. Акционерное общество тоже может быть создано одним лицом (п. 6 ст. 98 ГК РФ, ст. 9 Закона об АО). Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (п. 1 ст. 114 ГК РФ). В соответствии со ст. 10 Закона об унитарных предприятиях для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляются решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Общие требования к учредительным документам юридического лица выражены в ст. 52 ГК РФ. В соответствии с этой статьей юридическое лицо может в качестве учредительных документов иметь либо устав, либо учредительный договор, либо и то и другое. Некоммерческая организация, обладающая правами юридического лица, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Часть 2 п. 1 ст. 52 ГК РФ определяет, что учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями. Если в предусмотренных законом случаях учредитель один, то он утверждает устав. Регистрирующий орган по представленным документам проверяет, соблюден ли порядок заключения учредительного договора и утверждения устава.

Статьи 70 и 83 ГК РФ предусматривают, что полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество) создаются и действуют на основании учредительного договора. Учредительный договор (но уже вместе с уставом) необходим обществу с ограниченной ответственностью (ст. 89 ГК РФ). Статья 14 Закона о некоммерческих организациях в качестве учредительного документа для общественной или религиозной организации, фонда, а также для некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации предлагает иметь устав. Однако учредителям некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций разрешается при желании заключать учредительный договор, по-видимому, в качестве дополнительного учредительного документа. Очевидно, что регистрирующий орган не вправе требовать от некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации представления и устава, и учредительного договора, если учредители ограничились только принятием устава.

Устав признается единственным учредительным документом для многих видов юридических лиц. Статья 11 Закона об АО объявляет устав акционерного общества единственной имеющей правоустанавливающее значение формой волеизъявления учредителей, создающих юридическое лицо. И хотя п. 5 ст. 9 Закона об АО говорит о том, что учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, этот договор - всего лишь договор о совместной деятельности по учреждению юридического лица, действие которого прекращается с момента утверждения устава. Следовательно, регистрирующий орган не вправе требовать представления этого договора. Во всех случаях, когда юридическое лицо создается несколькими учредителями, независимо от того, какой учредительный документ для него предписывает закон (устав или учредительный договор), речь идет о согласованном волеизъявлении, направленном на достижение правового результата. Поэтому для регистрирующего органа возникает необходимость проверки правоспособности и дееспособности учредителей, указанных в учредительных документах. Разумеется, такая проверка может осуществляться только по документам, представленным в регистрирующий орган. Проводить какое бы то ни было расследование регистрирующий орган не вправе.

Принимая учредительные документы, регистрирующий орган руководствуется прежде всего требованиями п. 2 ст. 52 ГК РФ, в котором перечислены общие для всех юридических лиц характеристики: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью. Другие сведения отражают особенности, свойственные юридическим лицам определенных видов. Но и общие характеристики индивидуализируются применительно к конкретному юридическому лицу. Законы об отдельных видах юридических лиц определяют содержание учредительных документов исходя из особенностей организационно-правовой формы лица. Так, ст. 11 Закона об АО, перечисляя сведения, составляющие содержание устава общества, обязывает учредителей указать тип общества (открытое или закрытое); количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа). Особенности, предусмотренные ст. 12 Закона об ООО, должны отражаться в уставе соответствующего общества. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности этих юридических лиц, что свидетельствует о наличии у них специальной правоспособности. Пункт 2 ст. 52 ГК РФ и п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях требуют, чтобы в учредительных документах некоммерческой организации были указаны предмет и цели деятельности, а согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" в уставе религиозной организации следует указать вероисповедание. Разнообразие требований специальных законов, предъявляемых к содержанию учредительных документов, создает сложности в работе регистрирующих органов и оправдывает презумпцию достоверности заявления уполномоченного лица, которое делается в соответствии с п. "а" комментируемой статьи.

Порядок представления документов при государственной регистрации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.