Рефераты. Возникновение государства в Древнем Риме

Глава IV. Римская империя.

4.1. Общественный и государственный строй.

Установление военно-диктаторского ре-жима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые клас-совые и социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет чис-ленность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права граж-данства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс про-должался и с переходом к империи: права граждан все чаще пре-доставлялись и внеиталийским жителям провинций -- завоеван-ных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Кара-каллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная диффе-ренциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укре-пился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сослов-ное деление в нем. Ряды нобилей и всадников, поредевшие в пери-од гражданских войн, пополняются крупными рабовладельцами из Италии и провинций -- муниципалами, провинциальной знатью, а также государственными чиновниками. Нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев История древнего мира. Античность. М.: - «Владос», 2000., С. 47

.

То обстоятельство, что социально-эко-номические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима -- уста-ревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Немалую роль в этом сыграли и тради-ционные республиканские представления, утверждавшиеся почти половину тысячелетия, покончить с которыми сразу было невоз-можно.

Период империи принято делить на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. -- III в. нэ.), от "принце пс-сенатус" -- первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основа-тель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего;

2) доминат (III--V вв.), от "доминус" -- господин, владыка, что

свидетельствовало об окончательном признании абсолютной вла-сти императора.

4.2. Принципат.

Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью торегшт, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образовани-ем собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.

Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо тра-диционного командования армией (он взял на себя командование всеми армиями) право объявлять войну, заключать мир и между-народные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Постановления принцепса начинают рассматри-ваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепри-знанным станет положение: "что решил принцепс, то имеет силу закона" Немировский А.И. У истоков исторической мысли. - Воронеж, 1979., С. 109

.

Принцепсы избираются в нарушение республиканских тради-ций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами. Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор -- формировать сенат из своих сторонников, как трибун -- наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика -- верховного жреца, ведав-шего отправлением религиозных культов.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усы-новленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с по-мощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя пона-чалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената.

Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената -- сенатус-кон-сульты получают силу закона. Но право принцепса назначать се-наторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" се-ната привели к тому, что со II в. сенат практически только утвер-ждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешед-шим от народного собрания к сенату правом избирать и контроли-ровать магистратов -- часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права се-ната по распоряжению государственными финансами и управле-нию провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в во-енной и внешнеполитической областях.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ве-домств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "дру-зья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ве-домств канцелярии назначались самим принцепсом из его прибли-женных.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставши-ми составными частями Римского государства. Они были разделе-ны на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и граж-данскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вто-рые -- назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, из-биравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении -- сената и принцепса.

Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций по-ступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса -- фикс. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные и, следовательно, разграбленные Римом про-винции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громад-ные доходы, увеличиваемые поступлениями от императорских по-местий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы.

Постепенно власть принцепса распространялась и на сенат-ские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

4.3. Доминат.

Уже в период принципата рабовладельческий строй в Риме начинает клониться к упадку, а во II--III вв. назревает его кризис. Углубляется социальное и сословное расслоение свобод-ных, усиливается влияние крупных земельных собственников, рас-тет значение труда колонов и уменьшается роль рабского труда, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идео-логия, на смену культу традиционных римских богов идет христи-анство. Экономическая система, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих формах эксплуатации и зависимости (ко-лонат), не только перестает развиваться, но и начинает деградиро-вать. К III в. становятся все более частыми и широкими восстания рабов, почти неизвестные начальному периоду принципата. К вос-ставшим рабам присоединяются колоны и свободная беднота. По-ложение осложняется освободительным движением покоренных Римом народов. От захватнических войн Рим начинает переходить к оборонительным. Резко обостряется борьба за власть между вра-ждующими группировками господствующего класса Поляк Г.Б., Маркова А.Н. «Всемирная история». М.: - «ЮНИТИ»,1995., С. 162

.

Принципат подавил дух гражданственности у римлян, рес-публиканские традиции ушли теперь уже в далекое прошлое, по-следний оплот республиканских учреждений -- сенат окончатель-но подчинился принцепсу. С конца III, в. начинается новый этап истории империи -- доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.

Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом.

Титулы императора -- Август и Доминус подчеркивали не-ограниченный характер его власти. Как правило, императоры обо-жествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись бога-ми со своими религиозными культами. Население империи пре-вратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы -- сервы.

Существовавший при принципате совет принцепса превра-щается в государственный совет -- консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, разделенных на ранги, с опреде-лившейся иерархией и правилами повышения в должности. С отделением гражданской власти от военной появляются гражданские и военные чиновники. Особняком стоит третья группа чиновников -- придворные, возглавляемые играющим большую роль управляю-щим дворцом императора.

В отличие от принципата старые республиканские учрежде-ния потеряли всякое общегосударственное значение. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты -- в муни-ципальных должностных лиц.

Изменилась и военная организация. В связи с массовыми вос-станиями рабов и покоренных народов, а также возросшей необхо-димостью защищать пределы государства от вторжения герман-ских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают "варвары", порой использу-ется и вооруженная сила их племен.

Преторианская гвардия, сыгравшая важную роль в эпоху "сол-датских императоров", преобразуется в дворцовую стражу, кото-рая, впрочем, порой тоже определяла судьбу императоров. Обще-имперская полиция возглавлялась начальником императорской канцелярии (в Риме -- префектом города), развившаяся тайная полиция -- префектом претория.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.