План
Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой появление частной собственности. Возникает и рабство, источниками которого ста-новятся войны, а вместе с тем и зачатки классо-вого деления общества.
В родах выделяются богатые ари-стократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участ-ки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появля-ется и обособленная социальная группа обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, от-пущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограни-ченными в правах, они находились под покровительством патро-нов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.
Благоприятные для скотоводства и земледелия климатиче-ские условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли геогра-фическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в рим-скую общину Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима Ш-I вв. до н.э. - М., 1977., С. 39.
Оказавшееся вне рим-ской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами об-щины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.
Во главе римской общины стоял выборный вождь -- реке. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным.
Органом управления был совет старейшин родов -- сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его реше-ния могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог изда-вать общеобязательные постановления.
В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.
Военизированный характер римской родовой организации по-зволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Появляются плебеи -- богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плеб-са в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой Сизиков М.И. «История государства и права». М.: - «Юридическая литература», 1997., С. 113
.
Положение осложнялось и тем, что римляне были вынужде-ны привлекать плебеев к участию в военных походах. Развиваю-щееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внут-ренними противоречиями римской родовой общины, представлен-ной ее ведущей силой -- патрициями. Она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и рас-чистившей тем самым путь к образованию государства.
Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнооб-щинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами рим-ской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима.
Победа пле-беев и возникновение государства в Древнем Риме связывают с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.
1.2. Реформы Сервия Туллия.
Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима -- и члены римских родов, и плебеи -- было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входи-ли в первый разряд, тремя четвертями надела -- во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа гра-ждан -- всадники, а безземельные -- пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.
Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии -- сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1--3 разряды -- тяжеловооружен-ной пехоты, 4--5 разряды -- легковооруженной пехоты. Пролета-рии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число цен-турий равнялось 193. Из них. 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий Струве В.В. Хрестоматия по истории древнего мира. - М., 1975., С. 182.
Наиболее важным в этой части реформ было то, что центу-рии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные коми-ции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформ -- деление свободного населения по тер-риториальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских терри-ториальных округов, за которыми сохранили старое название пле-мен -- трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Не-сколько позднее по территориальным трибам также стали созы-ваться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепен-ной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появ-лении в организации общественной власти в Риме территориаль-ного, а не кровнородственного принципа ее действия.
Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-полити-ческим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном на-родных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных про-летариев.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5