Рефераты. Валютный контроль и внешнеэкономическая деятельность в Украине

Применение, изменение вида, восстановление действия (далее - применение) и отмена, приостановка действия (далее - отмена) к резидентам и нерезидентам специальных санкций осуществляется в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Министерства экономики относительно применения к резидентам и нерезидентам специальных санкций, предусмотренных ст. 37 Закона.

Под специальными санкциями в Положении №?198 понимается применение к конкретным субъектам внешнеэкономической деятельности Украины и иностранным субъектам хозяйственной деятельности индивидуального режима лицензирования или временной остановки внешнеэкономической деятельности.

Согласно п. 2.1 Положения № 198 информацию о применении (отмене) к резидентам и нерезидентам специальных санкций формирует Министерство экономики.

Информация о применении (отмене) к резидентам и нерезидентам специальных санкций в зашифрованном виде предоставляется Департаменту валютного контроля и лицензирования НБУ (далее - Департамент) электронными средствами пересылки информации. Департамент проверяет на неповрежденность полученную от Министерства экономики информацию о применении (отмене) к резидентам и нерезидентам специальных санкций, после чего посылает ее в форме файла электронной базы данных или файлов-дополнений к электронной базе данных Операционному и территориальным управлениям НБУ, уполномоченным банкам Украины. Уполномоченные банки эту информацию в полном объеме размещают в собственной базе данных (далее - собственная электронная база специальных санкций).

В соответствии с п. 3.1 Положения № 198 уполномоченный банк, который получил от Департамента информацию о применении (отмене) к резидентам и нерезидентам специальных санкций, должен руководствоваться ею при осуществлении валютного контроля по операциям своих клиентов в сфере внешнеэкономической деятельности.

Положением № 198 установлено, что уполномоченный банк каждый раз при получении поручения на перечисление средств в пользу нерезидента обязан проверить, были ли применены специальные санкции к этому нерезиденту. В случае получения от Департамента информации о применении к резидентам и нерезидентам специальных санкций уполномоченный банк обязан проверить, были ли применены специальные санкции к его клиентам. Такую проверку банк должен осуществлять также относительно всех новых клиентов во время принятия их на обслуживание (предоставление разовых услуг).

Если к клиенту уполномоченного банка применена специальная санкция, то уполномоченный банк со дня, следующего после даты получения от Департамента информации о применении этой специальной санкции, но не раньше даты, с которой санкция начинает действовать, принимает от такого клиента поручения на осуществление перечислений средств в пользу нерезидентов на выполнение обязательств перед ними при осуществлении внешнеэкономической деятельности и осуществляет их перечисление в пользу нерезидентов на основании ранее полученных поручений от такого клиента при наличии индивидуальной лицензии Министерства экономики.

В случае применения к нерезиденту, который является контрагентом клиента уполномоченного банка, специальной санкции, уполномоченный банк со дня, следующего после даты получения от Департамента информации о применении этой специальной санкции, но не раньше даты, с которой санкция начинает действовать, принимает от своих клиентов поручения на осуществление перечислений средств в пользу такого нерезидента и осуществляет их перечисление в пользу такого нерезидента на выполнение обязательств перед ним при осуществлении внешнеэкономической деятельности на основании ранее полученных поручений от своих клиентов при наличии индивидуальной лицензии Министерства экономики.

В силу п. 3.4 Положения об осуществлении уполномоченными банками контроля за проведением резидентами и нерезидентами, к которым применимы специальные санкции в соответствии со ст. 37 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности", утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 21.05.2003 № 198 (далее - Положение № 198), если информация об отмене специальной санкции, которая применена к клиенту банка или его контрагенту, получена в одной из таких форм:

а) копии Приказа об отмене специальной санкции, засвидетельствованной в установленном законодательством порядке Министерством экономики (структурным подразделением Министерства экономики в областях, в г. Киеве и Севастополе, Автономной Республике Крым, к компетенции которых отнесены вопросы относительно осуществления внешнеэкономической деятельности) или нотариусом и поданной уполномоченному банку;

б) файла электронной базы данных (файл-дополнение к электронной базе данных), который содержит Приказ об отмене специальной санкции;

в) письма-сообщения (в том числе полученного по электронной почте) Департамента с подтверждением отмены специальной санкции;

г) оригинала или засвидетельствованной нотариусом копии решения, определения, постановления суда, вступивших в законную силу, об отмене специальной санкции, то банк осуществляет перечисление средств по внешнеэкономическим соглашениям резидента или нерезидента, к которому была применена специальная санкция, начиная с даты ее отмены, указанной в Приказе об отмене специальной санкции или решении, определении, постановлении суда, которые вступили в законную силу.

Для идентификации резидента (нерезидента), к которому применена (упразднена) специальная санкция, банк обязан сравнить реквизиты этого резидента (нерезидента) из собственной электронной базы специальных санкций с реквизитами в документах, которые есть в банке, в том числе в учредительных документах клиента, внешнеэкономических договорах, контрактах, соглашениях клиента, а также использовать информацию с WEB-страницы по адресу www.ukrdzi.com.ua.

В случае совпадения основных, но частичного несоответствия некоторых реквизитов (например, названия, местонахождения или местожительства) клиента банка-резидента или его контрагента-нерезидента, указанных в документах, договорах, контрактах, соглашениях клиента, с данными собственной электронной базы специальных санкций, банк обращается с запросом (электронной почтой) в Департамент валютного контроля и лицензирования Национального банка Украины (далее - Департамент) для получения подтверждения относительно применения (отмены) к этому резиденту или нерезиденту специальной санкции. Кроме того, в запросе банк указывает полные данные собственной электронной базы специальных санкций относительно такого резидента или его контрагента-нерезидента и несовпадение в реквизитах собственной электронной базы специальных санкций и документах, которые есть в банке. На основании ответа Департамента (электронной почтой) банк принимает решение относительно осуществления соответствующих операций.

Департамент должен дать ответы на запросы банков электронной почтой в течение 5 рабочих дней с даты их получения. Если в Департаменте нет информации для точной идентификации резидента или нерезидента, то Департамент в течение 5 рабочих дней, начиная с даты получения запроса от уполномоченного банка, обращается с запросом в Министерство экономики и принимает окончательное решение относительно идентификации резидента (нерезидента) на основании полученного ответа. После получения ответа от Министерства экономики Департамент в течение 5 рабочих дней посылает банку электронной почтой соответствующее сообщение.

Согласно ст. 1 Закона Украины от 23.09.1994 № 185/94-ВР "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" (далее - Закон о порядке расчетов) выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки вывозной грузовой таможенной декларации) экспортируемой продукции, а в случае экспорта работ (услуг), прав интеллектуальной собственности - с момента подписания акта или иного документа, удостоверяющего выполнение работ, оказание услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности. Превышение указанного срока требует заключения центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики.

На основании ст. 2 Закона о порядке расчетов импортные операции резидентов, осуществляемые на условиях отсрочки поставки, в случае, когда такая отсрочка превышает 180 календарных дней с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг), требуют заключения центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики. При применении расчетов по импортным операциям резидентов в форме документарного аккредитива указанный срок начинает исчисляться с момента осуществления уполномоченным банком платежа в пользу нерезидента.

Нарушение резидентами указанных выше сроков (180 календарных дней) влечет взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % от суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу Национально банка Украины (далее - НБУ) на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара).

В случае принятия до рассмотрения судом, Международным коммерческим арбитражным судом либо Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины искового заявления резидента о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие несоблюдения нерезидентом сроков, предусмотренных экспортно-импортными контрактами, сроки, указанные в Законе о порядке расчетов, приостанавливаются, и пеня за их нарушение в этот период не уплачивается.

При принятии судом решения об отказе в иске полностью или частично или прекращении (закрытии) производства по делу либо оставлении иска без рассмотрения указанные выше сроки восстанавливаются, и пеня за их нарушение уплачивается за каждый день просрочки, включая период, на который эти сроки были приостановлены.

В случае принятия судом решения об удовлетворении иска пеня за нарушение сроков, предусмотренных Законом о порядке расчетов, не уплачивается с даты принятия иска до рассмотрения судом или арбитражным судом.

Государственные налоговые инспекции вправе по результатам документальных проверок непосредственно взыскивать с резидентов пеню, предусмотренную Законом о порядке расчетов.

В соответствии со ст. 6 Закона о порядке расчетов сроки экспортно-импортных операций могут быть продлены центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики при выполнении резидентами операций по договорам производственной кооперации, консигнации, комплексного строительства, тендерной поставки, гарантийного обслуживания, поставки сложных технических изделий и товаров специального назначения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.