Рефераты. Устав муниципального образования

.

Таким образом, правовой акт местного самоуправле-ния-- это официальный письменный акт, принятый непо-средственно населением муниципального образования либо органом местного самоуправления или его должностным лицом в пределах собственных полномочий и устанавливающий об-щеобязательные правила по предметам ведения местного са-моуправления в соответствии с российским законодательством и уставом муниципального образования.

1.3. Классификация правовых актов местного значения.

Правовые акты местного самоуправления многообразны. Для их изучения используется классификация правовых актов. Необходимо отметить, что их полная классификация возможна только с учетом уставов и иных актов муниципаль-ных образований, в которых определяются наименования и виды правовых актов, действующих на конкретных террито-риях. Вместе с тем, независимо от региональных особенностей, правовые акты местного самоуправления можно классифици-ровать по следующим основаниям:

1) по нормативной природе различаются:

* нормативные правовые акты длительного действия, ад-ресованные широкому кругу лиц: уставы муниципальных об-разований, регламенты представительных органов местного самоуправления, постановления представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах и др.;

* правовые акты индивидуального содержания, адресо-ванные конкретному лицу или органу и рассчитанные на одно-кратное применение: ордер -- договор найма жилого помеще-ния в муниципальном жилищном фонде социального исполь-зования, распоряжение мэра города о выделении дополнитель-ных средств на ремонт объекта социально-культурного назна-чения, приказ заместителя главы районной администрации об увольнении муниципального служащего и др.;

2) по порядку принятия среди правовых актов местного самоуправления различают:

Ш решения, принятые непосредственно населением муни-ципального образования на местном референдуме: уставы му-ниципальных образований, решения об изменении структуры органов местного самоуправления, решения о приватизации муниципальной собственности и др. Данные решения не нуж-даются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органа-ми местного самоуправления и вступают в силу после офици-ального опубликования (обнародования); граждан: решения о создании органов территориального обще-ственного самоуправления, решения об избрании старосты сельского поселения как главы муниципального образования и др.;

Ш решения, принятые коллегиально на собраниях (сходах) граждан: решения о собрании органов территориального общественного самоуправления, решения об избрании старосты сельского поселения как главы муниципального образования.

Ш правовые акты, принятые в порядке народной право-творческой инициативы: постановления представительного органа местного самоуправления об изменении структуры ор-ганов местного самоуправления и др.;

Ш правовые акты, принятые коллегиально представитель-ным органом местного самоуправления или выборным колле-гиальным органом территориального общественного само-управления: положения об органах территориального общест-венного самоуправления и др.;

Ш правовые акты, принятые на основе единоначалия: рас-поряжения и приказы главы муниципального образования (главы местной администрации) и др.;

Ш договоры, если хотя бы одна из сторон представляет ин-тересы соответствующего муниципального образования: дого-вор местной администрации с частной фирмой о строительстве муниципального жилья, договор представительного органа ме-стного самоуправления и выборного коллегиального органа территориального общественного самоуправления о разграни-чении компетенций и финансовых средств и др.;

3) по содержанию правовые акты местного самоуправ-ления можно сгруппировать в зависимости от предметов веде-ния местного самоуправления следующим образом:

* правовые акты по вопросам хозяйственной деятельно-сти;

* правовые акты по вопросам социальной политики;

* правовые акты по вопросам деятельности местного са-моуправления в культурной сфере;

* правовые акты по вопросам охраны общественного порядка и др.

4) по порядку вступления правовых актов местного самоуправления в юридическую силу различают:

* правовые акты, требующие обязательной публикации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования);

* правовые акты, не требующие официального опублико-вания (обнародования), как правило, акты для служебного пользования. Классифицировать можно и отдельные виды актов мест-ного самоуправления. Так, например, акты применения муни-ципального права в зависимости от функций, выполняемых ими в правовом регулировании, можно разделить на: (1) исполнительные акты, с помощью которых организуется исполнение предписаний норм права путем их применения к конкретным жизненным случаям, и (2) правоохранительные акты, с помощью которых нормы права ограждаются от нару-шений. Среди исполнительных и правоохранительных актов, в свою очередь, выделяют: (а) основные, которые решают вопрос по существу или содержат итоговую оценку дела о правонару-шении и завершают правоохранительные действия, являются окончательным решением, и (б) вспомогательные, которые подготавливают издание основных актов, обеспечивают пра-вильное рассмотрение дела, а также реализацию принятых решений.

В правовых актах местного самоуправления более подробно, как правило, определяются виды правовых актов, принимаемых представительными органами местного самоуправления и мест-ной администрацией. К актам представительного органа мест-ного самоуправления относятся: постановления, решения, резо-люции, заявления, обращения и др. Среди актов местной адми-нистрации, главы местного самоуправления наиболее часто встречаются: постановления, распоряжения и приказы.

Таким образом, основными правовыми актами местного самоуправления являются:

Устав муниципального образования -- основной нор-мативный правовой акт, определяющий статус муниципально-го образования; акт нормативно-учредительного характера.

В Уставе муниципального образования подробно указываются вопросы местного значения, относящиеся к ведению муници-пального образования; система местного самоуправления; ре-гулируются территориальная, финансово-экономическая и ор-ганизационная основы местного самоуправления, общий поря-док владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; разграничиваются полномочия отдельных му-ниципальных органов и их должностных лиц; отмечаются га-рантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного само-управления.

Регламент представительного органа местного са-моуправления -- правовой процессуальный акт, регулирую-щий общие принципы работы представительного органа мест-ного самоуправления, в том числе порядок внесения и рассмот-рения вопросов на его сессиях, образования и деятельности комитетов и комиссий, созыва очередных и внеочередных сессий, голосования по отдельным вопросам и др.

Постановление -- нормативный акт или акт, имеющий общее значение; акт, затрагивающий, как правило, права, сво-боды и обязанности человека и гражданина, а также связанный с решением крупных вопросов экономического и социального развития, охраны общественного порядка, использованием му-ниципальной собственности, финансовых ресурсов и т.п. По-становления по своей структуре состоят из (1) констатирующей части, в которой обозначаются цели и задачи предписываемых действий и причины издания акта (констатирующая часть не является обязательной), и (2) распорядительной части, которая начинается с указания наименования органа, издающего по-становление, и, как правило, включает ряд пунктов. Распоря-дительная часть обычно включает перечень предписываемых действий, исполнителей, характеристику ресурсов и конкрет-ных мероприятий, необходимых для исполнения, и сроки ис-полнения.

Как правило, только в виде постановлений могут изда-ваться акты представительного органа местного самоуправле-ния, которыми: (а) принимается или изменяется структура ор-ганизации местного самоуправления, образуется, реорганизу-ется структурное подразделение или орган местного само-управления; (б) вводится штраф или иное взыскание, устанав-ливается правило или положение, за нарушение которого на-лагается штраф или, другое взыскание; (в) устанавливаются местные налоги или сборы; (г) предоставляются, возобновля-ются или продлеваются льготы; (д) регулируется размер платы за коммунальные услуги; (е) санкционируется получение кре-дита; (ж) устанавливаются правила передачи или сдачи в аренду или санкционируется передача или сдача в аренду соб-ственности, находящейся в ведении органов местного само-управления; (з) регулируется землепользование; (и) вводятся дополнения или отменяются какие-либо из ранее принятых по-становлений.

Положение -- акт, систематизирующий нормы статутно-го (об органе) или тематического содержания и утверждаемый распорядительным актом. В виде положения обычно принима-ются акты, детально регламентирующие порядок организации и деятельности органов местного самоуправления, а также оп-ределяющие их взаимоотношения с другими органами, органи-зациями, учреждениями и гражданами. Кроме этого, на мест-ном уровне положениями регулируются полномочия отдельных органов, например, органов территориального общественного самоуправления; учреждений или организаций, например, Фонда поддержки молодых талантов, полномочия муници-пальных органов в отдельных сферах жизнедеятельности мест-ного сообщества, например, в области укрепления обществен-ного порядка.

Правила -- нормативно-правовой акт, детально регла-ментирующий порядок осуществления какого-либо вида дея-тельности.

Распоряжение -- акт ненормативного характера, изда-ваемый по оперативным вопросам; акт применения права.

Правовые акты резолютивного характера -- резо-люции, заявления, обращения -- акты, как правило, принятые по результатам обсуждения конкретного вопроса (события) и предусматривающие новые решения (действия) со стороны иных органов, организаций, должностных лиц для принятия реальных мер.

Протокол -- документ коллективного органа, фиксирую-щий основные этапы его работы, перечень обсужденных во-просов, содержание выступлений и принятых решений.

Приказы и инструкции -- правовые акты оперативно-распорядительного характера. Инструкции обычно излагают правила, регулирующие специальные стороны деятельности организации или должностного лица.

Указание -- распорядительный документ, издаваемый органом местного самоуправления преимущественно по вопро-сам информационно-методического характера, связанным с исполнением приказов, инструкций и других актов.

В соответствии с существующим законодательством имеются механизмы контроля со стороны населения деятельности органов местного самоуправления. Так, реализация населением права на правотворческую инициативу в вопросах местного значения закреплена в статье 25 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления», которая обязывает органы местного самоуправления рассматривать проекты правовых актов по вопросам местного значения, вынесенные населением на открытые заседания с участием своих представителей. Результаты рассмотрения должны быть официально обнародованы. Эта же статья Федерального закона закрепляет и обязывает органы и должностные лица местного самоуправления давать ответы по существу индивидуальных и коллективных обращений гражданам в течение месяца Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 г.. Практика местного самоуправления свидетельствует, что наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения (например проект Устава муниципального образования) могут быть опубликованы в целях обсуждения их населением.

Формы контроля со стороны населения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления должны закрепляться в Уставах муниципальных образований.

Выводы:

Местное самоуправление выступает как форма гражданской самодеятельности населения, проявле-ние его социальной активности, способности участвовать в управлении собственными делами и нести за это ответствен-ность. Органы местного самоуправления в концентрированном виде должны выражать социально-экономические и духовные потребности и интересы местного сообщества. Только такая власть способна обеспечить порядок, устойчивость экономиче-ских отношений, оградить местное сообщество от произвола и анархии. Социальная основа придает устойчивость власти, так как в обществе всегда действуют социальные группы с противоре-чивыми, часто непримиримыми интересами.

Правовой акт местного самоуправления -- это офици-альный документ, регулирующий муниципальные отноше-ния. Его официальный характер определяется тем, что он из-дается от имени конкретного субъекта местного самоуправле-ния, а его право на принятие правового акта определяется за-конодательством или уставом муниципального образования.

В правовых актах местного самоуправления более подробно, как правило, определяются виды правовых актов, принимаемых представительными органами местного самоуправления и мест-ной администрацией. К актам представительного органа мест-ного самоуправления относятся: постановления, решения, резо-люции, заявления, обращения и др. Среди актов местной адми-нистрации, главы местного самоуправления наиболее часто встречаются: постановления, распоряжения и приказы.

Основным правовыми актами местного самоуправления является Устав муниципального образования -- основной нор-мативный правовой акт, определяющий статус муниципально-го образования; акт нормативно-учредительного характера.

2. Устав муниципального образования как основной правовой акт

местного значения

2.1. Сущность, структура и правовое значение устава

муниципального образования

В системе местных нормативных правовых актов особое место занимает устав муниципального образования. Исторический анализ деятельности муниципальных образований показывает, что устав (хартия) один из наиболее традиционных актов местного самоуправления.
История этого документа в российском нормотворчестве началась в 1991 году с принятия Закона РСФСР о местном самоуправлении . Закон предусматривал принятие районным и городским Советами положений (уставов) о местном самоуправлении. Поселковые и сельские Советы согласно данному закону могли принимать положение (устав) о местном самоуправлении. Закон определял, что в положении (уставе) о местном самоуправлении конкретизируются функции, порядок работы, система и структура местных органов власти и управления, разграничение полномочий между ними, организация территориального общественного самоуправления населения. Устанавливалось, что положение (устав) о местном самоуправлении регистрируется органами государственной власти соответствующих краев, областей, автономной области и автономного округа.

Местные органы власти активно включились в разработку новых нормативных актов, но столкнулись в этой деятельности с массой трудностей и вопросов. Эти трудности, и вопросы проистекали из-за слабой проработанности основных положений в российском законе. По этим причинам в период действия данного Закона было принято незначительное количество уставов.

Итак, Устав муниципального образования -- один из наиболее традиционных актов местного самоуправления. Хартии вольно-стей в Англии, уставные грамоты в Русском централизованном государстве XVI-XVII вв. и другие источники постепенно фор-мировали опыт создания подобных актов местного самоуправ-ления. К концу XX в. мировая муниципальная практика имела в своем распоряжении огромное разнообразие уставов, разли-чающихся как по форме, так и по содержанию. Так, только в США можно встретить четыре основных типа уставных доку-ментов, основанием для классификации которых является ха-рактер функций местного самоуправления:

1) устав общего типа -- разрешает осуществлять органам местного самоуправления самые разнообразные функции;

2) классифицированный устав -- регламентирует функции в зависимости от численности населения муниципального об-разования;

3) устав необязательный -- предполагает, что органы ме-стного самоуправления имеют право менять формы деятельно-сти в зависимости от реальных обстоятельств;

4) уставы «местных правил» -- наиболее гибкий тип уста-ва, предоставляющий органам местного самоуправления наи-большую свободу в выборе форм деятельности.

Устав муниципального образования является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятель-ности местного самоуправления. Правовое значение устава му-ниципального образования заключается в том, что он является правовым актом, которым городское, сельское, а также иное поселение фиксирует свой статус муниципального образования, т.е. предметы ведения, права, обязанности и компетенцию органов местного самоуправления, обеспечивающие осуществ-ление местного самоуправления населением ладного муници-пального образования.

Устав муниципального образования, как правило, начина-ется с преамбулы, в которой, как в разъясняющей части, нахо-дят отражение те нормативные правовые акты, на основании которых был разработан данный устав муниципального образо-вания, а также его роль, цели и задачи. Преамбула может иметь и другой вид, например, как в Европейской Хартии местного са-моуправления или Декларации «О принципах местного само-управления в государствах-участниках Содружества». Пример-ный текст преамбулы может иметь следующее содержание: «Со-брание представителей муниципального образования (наиме-нование муниципального образования), руководствуясь Конституцией Российской Федерации, выражая волю и интересы жителей муниципального образования, утверждая права и свободы человека и гражданина, желая сохранить и неуклонно развивать духовные, культурные (и иные исторические и ме-стные) обычаи и традиции, стремясь к наилучшей организа-ции и устройству на принципах демократии, добиваясь боль-шей эффективности в деятельности органов власти, обеспе-чения законности действий всех органов и должностных лиц, принимает настоящий устав муниципального образования». При написании подобного текста в нем перечисляются все ос-новные причины, по которым был создан и принят устав муни-ципального образования.

Устав -- это своеобразный свод норм, регламентирующих жизнь муниципального образования. Он должен содержать нормы четырех типов:

* Нормы-понятия. Всякий, кто обращается к тексту уста-ва, должен примерно одинаково воспринимать все понятия и термины, встречающиеся в нем. Разумеется, полного совпадения в понимании и трактовке содержания устава добиться невозможно, однако следует, по крайней мере, стремиться максимально сблизить представления всех, кто им руково-дствуется.

* Нормы, определяющие структуры представительного и исполнительного органов муниципального образования, на-именования подразделений, основных должностей, их права и функциональные обязанности. Это необходимо для стабильно-сти в работе подразделений, их взаимодействия друг с другом, с населением, со всеми предприятиями и организациями.

* Нормы процедурного характера, регулирующие порядок разработки, принятия и отмены основных актов местного са-моуправления, формирования органов местного самоуправле-ния и избрания либо назначения его должностных лиц, разре-шения споров между органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и иными физическими и юри-дическими лицами.

* Нормы-запреты, которые ограничивают деятельность органов местного самоуправления и его должностных лиц (де-путатов), в том числе занятие ими определенных должностей, деятельность в общественных организациях, получение допол-нительных доходов и т.д. Акмалова А.А. Муниципальное право России. - С. 100

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.