Рефераты. Устав муниципального образования

Устав муниципального образования

3

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Введение. 2
  • Глава 1. Устав муниципального образования в системе правовых актов местного значения. 4
    • 1.1. Правотворческая деятельность местного самоуправления: понятие и сущность правовых актов местного значения 4
    • 1.2. Специфика правового акта местного значения. 14
    • 1.3. Классификация правовых актов местного значения. 18
  • 3. Устав муниципального образования как основной правовой акт местного значения 26
    • 2.1. Сущность, структура и правовое значение устава муниципального образования 26
    • 2.2. Порядок разработки, принятия и регистрации Устава муниципального образования 31
  • Заключение. 47
    • Список литературы: 51
      • Приложение СВИДЕТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 55
  • Введение.
  • Местное самоуправление признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственной или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Иными словами можно сказать, что местное самоуправление - это власть, которая отнимается у государства и передаётся непосредственно гражданам, проживающим в данном населённом пункте, получающим возможность решать свои проблемы на референдумах, сходах, собраниях, либо выборными представителями этих граждан.
  • С 1 сентября 1995 г. - даты вступления Федерального закона «Об общих принципах организации ме-стного самоуправления в Российской Федерации» в юридиче-скую силу наступает заключительный этап становления муниципального права в Российской Федерации. На этом этапе развития правовой основы местного самоуправления формируется федеральное и региональное за-конодательство, конкретизирующее общее принципы органи-зации местного самоуправления, принимаются акты, регла-ментирующие основные стороны жизнедеятельности муниципального образования.
  • Становление муниципального права сопровождалось формированием выборных представительных органов местного самоуправления, избранием глав муниципальных образований, что позволяло перейти к юридическому оформлению статуса муниципальных образований -- к разработке и принятию их Уставов. Как основные нормативные правовые акты местного уровня они определили конкретную модель организации мест-ного самоуправления для соответствующего муниципального образования. Наряду с Уставами муниципальных образований принимаются и издаются иные правовые акты местного самоуправления, которые наряду с федеральными и регио-нальными актами формируют единую правовую основу орга-низации и деятельности местного самоуправления.
  • Цель исследования - охарактеризовать Устав муниципального образования как основной правовой акт местного значения.
  • Объектом исследования является правовое регулирование местного самоуправления.
  • Предмет исследования - Устав муниципального образования.
  • Цель исследования предполагает решение следующих задач:
  • 1. Рассмотреть особенности правового регулирования местного самоуправления.
  • 2. Дать классификацию правовых актов местного значения.
  • 3. Рассмотреть процесс разработки принятия и регистрации Устава муниципального образования
  • 4. Указать роль Устава муниципального образования в правовом регулировании местного самоуправления.
  • Структура работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение.

Глава 1. Устав муниципального образования в системе правовых

актов местного значения.

1.1. Правотворческая деятельность местного самоуправления:

понятие и сущность правовых актов местного значения

Местное самоуправление является одним из основных ви-дов самоуправления наряду с национальным, профессиональ-ным, самоуправлением по интересам и политическим.

Местное самоуправление -- это публичная власть, сочетающая в себе также признаки общественного (ес-тественного) феномена. Местное самоуправление выступает как форма гражданской самодеятельности населения, проявле-ние его социальной активности, способности участвовать в управлении собственными делами и нести за это ответствен-ность. Органы местного самоуправления в концентрированном виде должны выражать социально-экономические и духовные потребности и интересы местного сообщества. Только такая власть способна обеспечить порядок, устойчивость экономиче-ских отношений, оградить местное сообщество от произвола и анархии. Социальная основа придает устойчивость власти, так как в обществе всегда действуют социальные группы с противоре-чивыми, часто непримиримыми интересами.

Как показывает опыт исторического развития, именно на уровне местного самоуправления создаются наиболее благо-приятные условия для разрешения социальных противоречий, для организации межличностных, межгрупповых, межклассо-вых и общенациональных отношений, гармонизации различ-ных интересов. Муниципальная власть добивается доверия в: себе у самых различных социальных групп. Таким образом, обеспечивается определенная автономия и самостоятельность деятельности муниципальных органов. Местное самоуправление структурирует тот уровень са-моорганизации жизнедеятельности, на котором реализуются естественные потребности человека: в жилище, в питании, водоснабжении, в необходимых условиях воспроизводства производительных сил и благоприятной окружающей природной среды.

Выявление сущности понятия «местное самоуправление» было продолжено в ходе подготовки проекта Конституции РФ 1993 г. и разработки проекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-ской Федерации». Автор одного из первых учебных пособий по муниципальному праву В.И. Фадеев предложил рассматри-вать местное самоуправление в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, как право граждан, местного сообщества на самостоятельное заве-дование местными делами и как форму, способ организации и осуществления населением власти на местах Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994. С. 34..

Принятие Конституций РФ ознаменовало определенный рубеж в понимании местного самоуправления. В 1995 г. кон-ституционное положение было конкретизировано законодателями в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

«1. Местное самоуправление в Российской Федерации -- признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2. Местное самоуправление как выражение власти наро-да составляет одну из основ конституционного строя Рос-сийской Федерации» (ст. 2).

Однако, как в период разработки Федерального закона, так и после его принятия дискуссии активно продолжались. И.И. Овчинников, анализируя значение местного самоуправления в системе народовластия, предложил трактовать понятие местного самоуправления в двух аспектах: во-первых, как «право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами»; во-вторых, как «одну из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который вместе с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали) определяет систему управления (деление властей по вертикали)» Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999. С. 13-14..

Таким образом, местное самоуправление -- это:

* основа конституционного строя России;

* форма народовластия;

* право населения муниципального образования на само-управление;

* самостоятельная деятельность населения муници-пального образования, признаваемая и гарантируемая Консти-туцией РФ, а также предполагающая ответственность;

* наличие собственной компетенции -- вопросов местного значения;

* сочетание прямой (непосредственной) и пред-ставительной демократии;

* организация власти с учетом интересов населения муниципального образования, его исторических и иных местных традиций.

Анализируя данное определение, важно подчеркнуть, что наиболее важная сущностная характеристика заключается и признании местного самоуправления как неотъемлемого пра-ва населения муниципального образования. Это положение было, в частности, подтверждено и Конституционным Судом РФ в постановлении от 30 ноября 2000 г. Конституционный Суд рф, отметив, что часть 4 ст. 81 Устава (Основного Зако-на) Курской области предусматривает возможность самостоя-тельного и добровольного отказа населения от реализации права на организацию местного самоуправления и таким об-разом допускает возможность упразднения местного само-управления на территории отдельного муниципального обра-зования и его замену органами государственной власти, под-черкнул, что право проживающих на территории муници-пального образования граждан на осуществление местного самоуправления возникает на основании Конституции РФ и закона, а не на основании волеизъявления населения муни-ципального образования.

Конституция РФ в ст. 131 закрепила три важнейшие нор-мы, которые определили территориальные основы местного самоуправления:

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях; законодатели, выделив в качестве основного уровня осуществления местного самоуправления в РФ -- городское или сельское поселение, не стали жестко определять необходимость осуществления мест-ного самоуправления на иных уровнях.

2. Территориальные основы местного самоуправления оп-ределяются с учетом исторических и иных местных традиций.

3. Изменение границ территорий, в которых осуществля-ется местное самоуправление, допускается с учетом мнения на-селения соответствующих территорий.

Таким образом, Конституция РФ в качестве основания для установления территориальной основы местного самоуправле-ния признала административно-территориальный принцип, особое значение придав городским и сельским поселениям и допустив возможность осуществления местного самоуправле-ния на других территориях. Все административно-территориальные единицы, осуществляющие право на самоуправление, получили наименование муниципального образования.

К ведению местного самоуправления относится образова-ние, объединение, преобразование или упразднение внутриго-родских муниципальных образований, установление или изме-нение их территорий. Эти вопросы решаются с учетом мнения населения соответствующих территорий представительным органом местного самоуправления. Кроме этого, население му-ниципального образования и органы местного самоуправления также, как органы государственной власти субъектов РФ, мо-гут проявить инициативу установления и изменения границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении преобразовании или упразднении муниципаль-ных образований.

Регулирование местного самоуправления осуществляется с по-мощью совокупности различных видов социальных норм. Они выражают объективную потребность любого общества в упоря-дочении муниципальных отношений и имеют исторический характер. По мнению B.C. Нерсесянца, системная целостность всех видов социальных норм для обеспечения оптимальной ре-гуляции социальных отношений обусловливает необходимость сочетания правовых форм воздействия с регулятивными воз-можностями других социальных норм Нерсесяц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1998. С. 50. С другой стороны, такое сочетание предусматривает выбор наиболее эффективных в тот или иной момент социальных норм. Формы и методы социаль-ного регулирования в значительной степени зависят от обще-ственных потребностей, государственной политики, реальной обстановки на местах.

К вопросам местного значения относятся:

- принятие и изменение Устава муниципального образования, контроль за его соблюдением;

- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

- местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

- комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования и его отдельных территорий;

- содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения;

- охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

- регулирование планировки и застройки территорий;

- создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

- контроль за использованием земель на территории муниципального образования ;

- регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

- организация, содержание и развитие муниципальных энерго, газо, тепло и водоснабжения и канализации;

- организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

- благоустройство и озеленение территории населенных пунктов;

- организация утилизации и переработки бытовых отходов;

- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

- организация и содержание муниципальных архивов;

- организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

- создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

- создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

- сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

- организация и содержание муниципальной информационной службы;

- создание условий для деятельности средств массовой информации района;

- создание условий для организации зрелищных мероприятий;

- создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

- обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

- участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

- обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

В процессе правового регулирования организации и деятельно-сти местного самоуправления значительное место принадлежит его актам.

Говоря о становлении нормативного правового акта как основного социального регулятора местного самоуправле-ния, поучительно вспомнить известное выражение Гераклита о том, что «граждане должны отстаивать законы своего города так же, как и его стены». Закон как веление разума, по мнению другого великого мыслителя Ф. Аквинского, должен обладать следующими признаками: 1) разумность веления; 2) соответ-ствие общему благу; 3) компетентность органа, его установив-шего; 4) обнародование. С учетом данных требований, нельзя не отметить особую значимость нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы местного самоуправления, а также от-ветственность субъектов правотворчества. Именно на местном уровне в полной мере и ранее всего проверяется разумность принятого нормативного акта, его соответствие не только об-щему благу, но и благу локального коллектива, каждого от-дельного человека. На этом же уровне очевиднее и компетент-ность отдельного руководителя, муниципального органа. Здесь сложнее уйти от ответственности за непродуманное решение, сослаться на «высшие» или общегосударственные интересы. С другой стороны, если местные акты адекватно отражают инте-ресы местного сообщества, отвечают его установкам и потреб-ностям, граждане будут отстаивать «законы своего города».

Органы местного самоуправления принимают решения по таким важным вопросам местной жизни, как: структура органов местного самоуправления, разграничение полномочий между отдельными муниципальными органами и их должностными лицами, административно-территориальная организация муниципального образования, бюджетное устрой-ство и бюджетный процесс в муниципальном образовании, му-ниципальные займы и кредиты, правила учета нуждающихся в жилой площади и т.д.

Правовой акт местного самоуправления -- это офици-альный документ, регулирующий муниципальные отноше-ния. Его официальный характер определяется тем, что он из-дается от имени конкретного субъекта местного самоуправле-ния, а его право на принятие правового акта определяется за-конодательством или уставом муниципального образования. Отсюда следует ряд важнейших требований.

В частности, субъ-екты муниципального правотворчества должны принимать (издавать) правовые акты в рамках закрепленных за ними полномочий. Важно, чтобы принимаемые решения и издавае-мые акты не выходили за пределы компетенций соответст-вующих субъектов правотворчества.

Правовой акт принимается управомоченньм субъектом местного самоуправления. Основным из указанных субъектов является население муниципального образования. Законодательство о местном самоуправлении, регламентируя достаточно традици-онный способ принятия населением правового решения на ме-стном референдуме, одновременно с этим вводит новую фор-му-- народную правотворческую инициативу. Ее реализация создает новую разновидность правовых актов местного само-управления -- решение органа местного самоуправления, при-нятое в порядке народной правотворческой инициативы.

Наряду с населением муниципального образования в соот-ветствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об общих принци-пах организации местного самоуправления в Российской Феде-рации» право на принятие (издание) правового акта по вопро-сам своего ведения имеют также органы местного самоуправ-ления и их должностные лица. Наименование и виды правовых актов местного самоуправления, полномочия по их изданию, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с закона-ми субъектов Федерации.

Акт местного самоуправления характеризуется особой формой выражения содержащейся в нем информации. Такой формой является норма муниципального права. Федераль-ный закон «Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации» в ст. 15 определяет сущ-ность нормы муниципального права как «общеобязательного правила по предметам ведения муниципального образования, предусмотренного уставом муниципального образования». Учитывая, что нормы муниципального права устанавливаются также Конституцией РФ, федеральными и региональными нормативными правовыми актами, муниципальные акты соз-дают лишь часть норм муниципального права.

Пределы правотворческой деятельности органов местного самоуправления ограничиваются, как правило, двумя способа-ми:

1) закреплением прав органов местного самоуправления на принятие конкретных видов нормативно-правовых актов (так, Федеральный закон «Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации» в ч. 2 ст. 6 пре-дусматривает, что к вопросам местного значения относится принятие и изменение уставов муниципальных образований);

2) определением перечня вопросов, в рамках которых местно-му самоуправлению предоставляется относительная свобода выбора средств, включая и правовое регулирование.

1.2. Специфика правового акта местного значения.

Правовой акт местного самоуправления обладает общеобязательностью. Это значит, во-первых, что решения, при-нятые путем прямого волеизъявления граждан, решения орга-нов местного самоуправления и должностных лиц местного са-моуправления, принятые в пределах их полномочий, обяза-тельны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также органами местного самоуправления и гражда-нами. Во-вторых, правовой акт местного самоуправления офи-циально признается государством и его органами, т.е. не нуж-дается в дополнительном утверждении органами государствен-ной власти. В силу этого, как предусмотрено законодательст-вом, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами. Так государство обеспечивает юридическую силу правовых актов местного самоуправления наряду с другими актами.

Акты местного самоуправления отличает специфиче-ский язык, в том числе и собственные юридические понятия и термины. В литературе высказывалось опасение в связи с тем, что право местного самоуправления стремительно насыщается понятиями, чуждыми нашим правовым традициям. Так, пред-лагалось вместо понятия «муниципальное право» использовать понятие «самоуправленческое право» Тихомиров ЮЛ. Публичное право. М., 1995. С. 126.. Но большинство поня-тий муниципального права прочно вошло в правовую лексику, тем более, что юриспруденция, как и ряд наук (политология, социология, психология) традиционно «разговаривает» на ла-тинизированном и древнегреческом языках.

Одно из наиболее значительных и актуальных требований к правовым актам местного самоуправления состоит в необхо-димости их соответствия российскому законодательству. Отсутствие необходимого опыта, достаточно подготовленных кадров нередко приводит к появлению нормативных актов, со-держание которых подчас грубо нарушает российское законо-дательство. В таких случаях предусматривается процедура их отмены или признания недействительными. Правовые акты, если они противоречат законодательству и также могут быть опротестованы в порядке прокурорского надзора.

В целях упорядочивания местного нормотворчества, со-вершенствования качества принимаемых актов органами госу-дарственной власти субъектов РФ обычно более детально раз-рабатываются общие принципы подготовки, принятия и ут-верждения муниципальных актов. Их содержание можно све-сти к следующим основным положениям:

1. Все акты представительных органов местного само-управления, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов депутатов от числа избранных в пред-ставительный орган. Иные акты представительного органа ме-стного самоуправления принимаются в порядке, установленном представительным органом самостоятельно, однако для их принятия требуется большинство голосов депутатов, приняв-ших участие в голосовании.

2. Акты по вопросам принятия устава муниципального об-разования или внесения в него поправок и дополнений, адми-нистративно-территориального устройства, об отрешении от должности главы администрации и иных должностных лиц ис-полнительного органа, назначение которых согласовывается с представительным органом местного самоуправления, счита-ются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от числа депутатов, избранных в представительный орган.

3. Акты, принимаемые представительным органом, затра-гивающие права, свободы и обязанности человека и граждани-на, не могут применяться, если они не опубликованы (обнаро-дованы) официально.

4. Глава местной администрации вправе опротестовать решение соответствующего представительного органа местного самоуправления, адресованное местной администрации, если это решение, по его мнению, противоречит законодательству или другим решениям представительного органа, либо недос-таточно обеспечено финансовыми, материально-техническими и организационными средствами. Протест с необходимым обоснованием вносится в письменной форме в соответствую-щий представительный орган не позднее пяти дней со дня принятия решения представительным органом местного само-управления. Действие опротестованного решения приостанав-ливается с момента получения представительным органом ме-стного самоуправления протеста главы местной администра-ции.

Представительный орган местного самоуправления откло-няет протест главы местной администрации, если за опротесто-ванное решение проголосует не менее чем 2/3 от числа избранных депутатов данного представительного органа. В этом слу-чае решение представительного органа местного самоуправле-ния вступает в силу в срок, указанный представительным ор-ганом, и не может быть опротестовано повторно главой мест-ной администрации. Бели решение представительного органа местного самоуправления опротестовано по мотивам его проти-воречия действующему законодательству, глава местной адми-нистрации после отклонения его протеста представительным органом вправе обжаловать решение представительного органа в суд. Если в течение месяца протест главы местной админист-рации не будет отклонен представительным органом, опроте-стованное решение представительного органа считается отме-ненным.

Правом возврата акта для повторного рассмотрения может обладать глава местной администрации, если он не обладает правом подписывать акты, принимаемые представительным органом местного самоуправления.

5. Глава местной администрации (муниципального образо-вания) имеет право «вето», т.е. право отклонить правовые ак-ты, принятые представительным органом местного самоуправ-ления.

Правовой акт, принимаемый представительным органом местного самоуправления, после принятия направляется главе местной администрации (муниципального образования) для подписания. В течение не более чем семи дней после поступле-ния правового акта глава местной администрации (муници-пального образования) может возвратить его для повторного рассмотрения в представительный орган по мотивам несоот-ветствия правового акта нормам действующего законодатель-ства или невозможности исполнения в силу недостаточной фи-нансовой или материальной обеспеченности.

Если после этого представительный орган местного само-управления повторно примет правовой акт в прежней редакции или с учетом всех или части поправок, предложенных для рассмотрения главой администрации (муниципального образо-вания), большинством не менее чем 2/3 голосов от числа из-бранных депутатов представительного органа, он подлежит безусловному подписанию главой местной администрации (му-ниципального образования) в течение трех дней и опубликова-нию (обнародованию).

6. Порядок подготовки и подписания правовых актов мест-ной администрации устанавливается главой местной админи-страции в соответствии с законодательством. Порядок офици-ального опубликования (обнародования) и вступления в силу правовых актов местной администрации устанавливается соответствующим представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Акмалова А.А. Муниципальное право России. - М., 2002. - С. 117-121

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.