Рефераты. Структура и регламент деятельности палат Федерального Собрания РФ

Структура и регламент деятельности палат Федерального Собрания РФ

2

по дисциплине

на тему:

Москва, 2002 год

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………………3

2. Федеральное Собрание - парламент РФ ……………………………………4-7

3. Совет Федерации ……………………………………………………………..7-9

4. Деятельность Совета Федерации согласно его Регламента ………………9-10

а) Председатель Совета Федерации. Первый заместитель председателя Совета Федерации. Заместители председателя Совета Федерации…………………10-12

б) Порядок проведения сессий и заседаний Совета Федерации……………12-14

в) Порядок голосования и принятия решений на заседании Совета Федерации………………………………………………………………………….14-16

5. Государственная Дума ……………………………………………..………16-20

6. Деятельность Государственной Думы, согласно ее Регламента …………...20

а) Председатель Государственной Думы. Первый заместитель председателя. Заместители председателя Государственной Думы. …………………..……21-22

б) Совет Государственной Думы ………………………………………….…22-23

в) Депутатские объединения …………………………………………….……23-27

г) Порядок голосования и принятия решений ……………………………..……27

д) Дача согласия Президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ ………………………………………………………………………………28-31

е) Порядок выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ ………………………………………………………………...31-34

7. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания ……………….…34-40

8. Парламентские слушания ……………………………………………….…40-41

9. Законодательный процесс …………………………………………………42-45

10. Заключение ……………………………………………………………………46

Список используемой литературы……….………………………………………47

1. Введение

Глава 5 Конституции Российской Федерации посвящена деятельности парламента Российской Федерации - Федеральному Собранию, осуществляющему в нашей стране законодательную власть. Согласно конституционному положению государственная власть в России действует на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Федеральное Собрание - парламент представляет собой на федеральном уровне законодательную ветвь власти.

Федеральное Собрание Российской Федерации является носителем суверенитета, единственным источником власти в нашей стране и выступает в качестве выразителя воли многонационального российского народа.

Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту и Правительству. Парламент Российской Федерации занимает влиятельное положение в системе государственных органов, оно активно взаимодействует с другими Федеральными органами. Федеральное Собрание осуществляет законодательную деятельность в масштабе всей Российской Федерации.

Именно об этой деятельности далее пойдет речь.

2.Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испан-ские кортесы) возникли еще в XII--XIII веках. Однако история совре-менного парламента как представительного общенационального учреждения, отличного от представительных сословных учреждений вре-мен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы, которых парламент становится важнейшим органом государст-ва. Именно тогда оформился и получил распространение парламента-ризм -- особая система государственного руководства обществом, кото-рая характеризуется разделением труда законодательного и исполни-тельного при существенной политической и идеологической роли пар-ламента.

Парламент и парламентаризм -- понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламен-та. В то же время парламент может существовать без важнейших эле-ментов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разде-ление властей, представительность и законность.

Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент при-обретает характер демократически легитимированного народного со-брания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративного сословного предста-вительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства. Наличие такого рода народного собра-ния позволяет говорить о парламентской демократии как форме госу-дарства, базирующейся на принципе народного суверенитета.

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену “двухступенчатому” механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавше-му Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

Созданные в годы советской власти в качестве представительных органов “нового, социалистического типа, коренным образом отлича-ющихся от учреждений буржуазного парламентаризма”, эти государ-ственные органы по мере демократизации российского общества, от-ражения в Конституции принципа разделения законодательной, ис-полнительной и судебной властей и постепенного проведения его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли, во-первых, в силу возла-гавшихся на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, про-тиворечивших принципу разделения властей (распорядительные и не-которые контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных орга-нов с граны, совершенно не свойственного представительным парламентским органам.

В ст. 94 Конституции Российской Федерации указывается, что Федеральное Собрание -- представительный орган Российской Федера-ции. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демо-кратия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно прини-мающее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собра-ние характеризуется и как законодательный орган Российской Федера-ции. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание испол-няет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством феде-рального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы.

Государст-венная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из чле-нов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Фе-дерации призван выражать интересы местностей, региональные мне-ния и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации -- государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

До принятия новой Конституции в Российской Федерации сущест-вовал двухпалатный высший представительный орган государственной власти -- Верховный Совет. Однако на деле он функционировал как однопалатный орган, поскольку большая часть компетенции Верховно-го Совета осуществлялась совместно обеими палатами, и весьма серьез-ную роль играли общие для всего Верховного Совета органы: Предсе-датель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она уста-навливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руко-водителей иностранных государств.

Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему “сдержек и противовесов” в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить воз-можность установления в Российской Федерации “тирании большин-ства”, завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Следует заметить, что в нашем обществе существует определенное недоверие к представительным органам государственной власти вооб-ще и к парламенту в частности. Такое недоверие является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию дейст-вующей Конституции Российской Федерации.

Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты ин-тересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньши-ми возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие россий-ского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.