Рефераты. Структура государственного механизма

Несмотря на то, что с принятием данного Закона создание органов конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации получило правовую основу, к настоящему моменту органы конституционной юстиции созданы и функционируют только в 13 субъектах Федерации из 89, да и то в тех, где они были созданы до придания им Законом легитимного характера. В число этих 13 регионов входит Томская область. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. Сборник нормативных актов. - М., 1997. С. 4. Следует признать, что процесс формирования конституционных (уставных) судов после принятия Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" не получил своей реализации. Даже в тех субъектах Российской Федерации, где еще раньше было предусмотрено создание этого звена судебной системы, суды не сформированы и не функционируют. При наличии у субъектов Российской Федерации права на создание собственной конституционной юстиции их органы законодательной власти не торопятся это делать. Видимо, причина тут в нежелании идти на самоограничение и установление судебного контроля за их законотворчерской деятельностью. Между тем создание уставного суда в Томской области как органа уставного контроля обусловлено объективной необходимостью, имеет необходимую правовую базу и должно стать важным шагом по укреплению режима законности, обеспечить правовой механизм реализации основных законов Томской области.

Создание уставного суда в Томской области обусловлено также необходимостью реализации положений ст. 133 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право местного самоуправления на судебную защиту. Причем защита нарушенных прав и законных интересов для органов местного самоуправления является не только их правом, но и обязанностью как органов, которым народом доверено осуществлять публичную власть. Судебная защита прав местного самоуправления в Российской Федерации. Сборник судебных решений федеральных судов. М., 1997. С. 7.

Данные конституционные положения конкретизированы в ст. 46 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляющей право граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц предъявлять иски в суд или арбитражный суд. В суд могут быть заявлены требования о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений. В связи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. и высказанной в нем позицией о недопустимости расширения закрепленной в действующем процессуальном законодательстве подведомственности судебных споров это право органов местного самоуправления без дополнительного законодательного урегулирования данного вопроса практически стало невыполнимым. Реализация права органов местного самоуправления на судебную защиту также требует своего законодательного разрешения на уровне субъекта РФ с учетом трехуровневого законодательного регулирования вопросов местного самоуправления

Говоря о законодательно закрепленных социальных гарантиях в Томской области, необходимо отметить следующее.

Вот что говорится в Уставе Томской области (Глава 36, статья 94) о социальных гарантиях для должностных лиц органов Государствен-ной власти области. "Руководители органов законодательной и ис-полнительной власти области, их заместители, руководители струк-турных подразделений аппаратов Думы и Администрации области, их заместители продолжают получать назначенную им заработан-ную плату (с учетом индексации) до устройства на новое место службы (работы) в течение года после освобождения их от долж-ности в случаях упразднения должностей в связи с изменением административно-территориального устройства, реорганизации структуры Думы и Администрации области и их аппаратов, само-роспуска или окончания срока полномочий".

В этой статье 7 пунктов. В них дается подробное перечисление гарантий руководителям области, чиновникам Администрации и Думы. А какие гарантии даются областным законом ученым, рабо-чим, крестьянам, учителям, врачам, инженерам, научным работ-никам? Этому посвящена Глава 8. "Социальная защита населения".

В статье 46 два пункта:

1. "Органы государственной власти области с учетом мнения органов местного самоуправления разрабатывают и осуществляют программы социальной защиты и повышения уровня занятости населения, принимают меры по созданию фондов занятости насе-ления, предоставлению инвалидам, пенсионерам и другим соци-ально незащищенным группам населения соответствующих льгот, созданию новых рабочих мест, переобучению новым профессиям, выдаче лицензий негосударственным организациям по оказанию услуг в сфере занятости населения.

2. Законом области устанавливаются иные, не противоречащие Федеральному закону условия и порядок выплаты пособий по без-работице, определение подходящей работы, усиливающие соци-альную защищенность трудящихся, включая продление сроков выплаты и увеличение размеров пособий, вознаграждение за труд на оплачиваемых на общественных работах". В годы Советской вла-сти такого отрыва руководителей от рядовых граждан не было.

Руководители области и областного центра стараются доказать жителям области, что теперь-то они стали жить в условиях насто-ящей демократии. Поэтому поводу они нередко высказываются и на страницах областных газет. В феврале этого года в газете "Томс-кий вестник" губернатор В. Кресс заявил: "Областное правитель-ство -- первый шаг на пути к настоящей демократии". Г. Казак. В газете "Красное зна-мя" он заявил; "Томская область является образцом демократии". Не больше и не меньше. См.: Николаев М.Г. Народовластие в годы советской власти и теперь // Звездные годы земли Томской / под ред. М.Г. Николаева. - Томск: Издательство «Красное знамя», 2000. С. 274-281.

По мнению М.Г. Николаева, то, что записано в Уставе области не отражает равных прав и возможностей граждан. Есть полные права и гарантии для высоко-поставленных чиновников и урезанные до минимума - для всех остальных. Принятый порядок выборов в областную Думу не от-ражает интересов всех слоев населения области. Теперешний её со-став не мог принять Устав, в котором были бы записаны действи-тельно равные права и гарантии как для предпринимателей, биз-несменов и руководящей верхушки в области, так и для рабочих, крестьян, учителей, врачей, ученых, студентов и пенсионеров.

По мнению М.Г. Николаева, в уставы Томской области области и г. Томска необходимо внести изменения. Там должна быть отражена реальная возможность профсоюзным орга-низациям, организациям ветеранов труда и войн, студенческим объединениям избирать в составы Дум различных уровней своих представителей. Находясь в законодательной ветви власти, такие депутаты смогут отстаивать свои права, принимать законы обеспе-чивающие действительное народовластие. Николаев М.Г. Народовластие в годы советской власти и теперь // Звездные годы земли Томской / под ред. М.Г. Николаева. - Томск: Издательство «Красное знамя», 2000. С. 280.

В настоящее время, по словам губернатора В.М. Кресса, самый продуктивный путь для Томской области - это «разработка и реализация совместных экономических программ, преимуще-ственно долгосрочных. Скажем, строи-тельство современных автодорог, так необходимых Сибири. Без пшеницы Алтая большинству сибирских регио-нов просто не прожить; безлесный Ал-тай очень нуждается в томском газе; томичи кровно заинтересованы в де-шевом угле Кузбасса; кемеровчанам же необходима электроэнергия Хакасии...» Лойша В. Россия, без которой нам не жить. // Родина. 2000. №5. С. 165..

Необходимо также сказать о возглавляемой В.М. Крессом организации «Сибирское соглашение». Вот что он сам говорит о ней: «Сибирское соглашение» -- пер-вая в России организация, объединив-шая руководителей крупных географо-экономических регионов. «Большая Волга», «Северо-Запад» и прочие поя-вились уже потом. Нас толкнула на-встречу друг другу сама жизнь, необ-ходимость вести отношения с центром согласованно. В той же Государствен-ной Думе сибирское представительст-во, по сути, ничтожно: по численности населения Томская область имеет там одного депутата, Хакасия и Республи-ка Алтай -- тоже по одному, и даже та-кие гиганты, как Тюмень или Краснояр-ский край, -- всего по три депутата... Порознь нас -- в силу удаленности от Москвы -- никто не услышит. Но когда девятнадцать субъектов Федерации образуют эдакий монолит, с нами не-возможно не считаться. За последние несколько лет ни одного совещания ассоциации не проходило без участия премьер-министра. Соответственно принимаемые нами решения находят в правительстве реальную поддержку». Лойша В. Россия, без которой нам не жить. // Родина. 2000. №5. С. 165.

В рамках темы данной курсовой работы необходимо привести слова В.М. Кресса о самоуправлении и самостоятельности регионов в принятии решений: «самоуправление в рамках федера-тивного государства -- на большее мы не замахиваемся. Ни о каком «сибир-ском сепаратизме» речи быть не может. Подобные лозунги и даже попытки их проведения в жизнь истории уже извест-ны: ничем хорошим они не кончались. Вообще взаимоотношения центра и регионов в нашей стране строятся по принципу качелей. То есть федераль-ные власти давят на нас всей чинов-ничьей силой, мы же, как можем, со-противляемся и даже пытаемся проти-водействовать. За счет такого движе-ния и достигается баланс интересов. Образ, конечно, несколько легкомыс-ленный, но сам принцип хорош, по-скольку позволяет соблюдать устано-вившийся паритет сторон. Важно, что-бы амплитуда этого движения не оказа-лась слишком велика. И уж совсем пло-хо, когда начинается резкое перетяги-вание качелей в одну сторону: тут воз-никает угроза либо чрезвычайщины и тоталитаризма, либо сепаратизма». Там же.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие ограничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

Государственный механизм представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции государства, достигаются стоящие перед ним на различных этапах его развития цели и задачи. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью производится управление государственными и отчасти общественными делами.

По мере развития общества это управление, а вместе с ним и государственный механизм непрерывно усложняются и совершенствуются Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. С. 342..

Вместе с усиливающимся «разветвлением» управления в качественном, а чаще в количественном отношении растет и государственный механизм.

Механизм любого государства -- это не механическое соединение его органов, а их четко организованная, строго упорядоченная, целостная система.

Независимо от того, какой смысл вкладывается в содержание государственного механизма, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы.

Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного механизма, создаваемое государством для осуществления строго определенно го вида государственной деятельности. Каждый государственный орган наделен соответствующей компетенцией и опирается в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принуди-тельную силу государства Старилов Ю. Н. Административное право. Часть 2. Книга первая. Изд-во Воронежского университета, 2001. С. 61. .

Принципы организации и деятельности механизма государства подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и на частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы. Иванников И. А. Теория госу-дарства и права. Ростов-на-Дону, 2001. С. 311.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй - принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и иных федеральных законах.

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Ко второй группе относятся:

верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

обязанность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации;

профессионализм и компетентность госслужащих;

гласность в осуществлении государственной службы;

ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

и некоторые другие.

Система органов государственной власти Российской Федерации находится в стадии развития и дельнейшего совершенствования, требуемого усложнением условий общественно-политической и государственной жизни Российской Федерации и ее субъектов. Происходит процесс укрепления вертикали исполнительной власти, совершенствование структуры законодательных органов, в том числе и Совета Федерации, реформа судебной системы. Эти государственно-правовые процессы проходят сложно, иногда встречают серьезное противодействие со стороны отдельных государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, определенных категорий граждан, особенно в субъектах Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юриспруденция, 1999.

2. Денисов С. А., Смирнов П. П. Теория государства и права: Конспект автор-ских лекций. Тюмень, 2000.

3. Иванников И. А. Теория госу-дарства и права. Ростов-на-Дону, 2001.

4. История государства и права зарубежных стран / Под общей ред. А.А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. Часть 1. М., 1996.

5. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. - М. Зерцало, 1998.

6. Комаров С.А. Основы государства и права. Учебное пособие. М., 1996.

7. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. Сборник нормативных актов. - М., 1997.

8. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. Учебник. М., 1994.

9. Лойша В. Россия, без которой нам не жить. // Родина. 2000. №5. С. 165.

10. Мазутов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Курс лекций». М.: Юристъ. 1997

11. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. - 2е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. - 648 с.

12. Николаев М.Г. Народовластие в годы советской власти и теперь // Звездные годы земли Томской / под ред. М.Г. Николаева. - Томск: Издательство «Красное знамя», 2000. С. 274-281.

13. Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2001.

14. Паркинсон С. Законы Паркинсона. М. Питер., 1999.

15. Старилов Ю. Н. Административное право. Часть 2. Книга первая. Изд-во Воронежского университета, 2001.

16. Судебная защита прав местного самоуправления в Российской Федерации. Сборник судебных решений федеральных судов. М., 1997.Теория государства и права. / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 1999 г.

17. Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского, - М.: Норма-Инфра,1998 г.

18. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. - М.: Проспект, 1997.

19. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права: Учебное пособие. М., 1995.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.