Рефераты. Структура государственного механизма

Некоторые региональные нормативные правовые акты были изменены или дополнены по протестам прокурора области или ходатайствам начальника Управления Министерства юстиции РФ по Томской области.

За 2001 год законодатели Томской области приняли 514 нормативных правовых актов, из них в частности, законов - 137, распоряжений - 90, постановлений - 287. Можно отметить, что за год произошло небольшое продвижение в сторону укрепления приоритета прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ. Однако все еще требуется пересмотр, например, отдельных положений бюджетных и других правовых актов. Для реализации предложений по законотворческой деятельности Администрации Томской области в 2001 году было принято специальное постановление, в котором утвержден некий сводный план по данной деятельности Постановление администрации Томской области от 07.03.01 г., № 74.. В постановлении указывается, что “заметно улучшилось качество проектов нормативных актов, представляемых в Государственную Думу Томской области…” Однако данное постановление, подписанное главой Администрации (Губернатором) Томской области В.М. Крессом пронизано утверждениями о достижениях и успехах его самого же. Поэтому, думается, что не к лицу бы расхваливать свою деятельность на посту губернатора, если учесть, что не так уж хороши были и есть дела в регионе, по крайней мере, в проводимой губернатором социальной политике, в здравоохранении и других сферах (к тому же, правозащитники уже второй год подряд предлагают отстранить от должности и привлечь к ответственности губернатора). Следует отметить, что В.М. Кресс занимает свой пост с 1991 г. и одержал победу в губернаторских выборах, проходивших 21 сентября 2003 г.

Администрация Томской области поддерживает хорошие рабочие отношения с федеральными властями, соседними регионами и Государственной Думой Томской области. Федерация осуществляет масштабные инвестиции в региональную дорожную инфраструктуру и предоставляет области финансовую поддержку в рамках запланированных на 2004 г. мероприятий, посвященных 400-летию г. Томска.

В настоящее время Область полностью перешла на казначейскую систему исполнения бюджета и обладает большим опытом по управлению долгом. Качество информационных систем в области сравнительно высоко по российским стандартам. В своей деятельности администрация области концентрируется на своих прямых сферах ответственности и, в отличие от многих отрейтингованных российских регионов, не осуществляет прямого вмешательства в коммерческий сектор. Дорожное строительство, образование и газификация отдаленных поселений остаются основными приоритетами областной администрации.

Хотя у Томской области существуют определенные разногласия с муниципальными образованиями, область поддерживает эффективную и прозрачную систему межбюджетных отношений, нормативы отчислений по регулирующим доходам для всех муниципальных образований установлены на одинаковом уровне

Государственная Дума Томской области 24 мая 2001 года приняла новый Закон “О референдуме в Томской области” (от 15.06.01 г., № 73-ОЗ), причем ранее принятый закон 1996 года утратил силу. Принятие этого закона дает право населению напрямую участвовать в голосовании по вопросам государственного, областного или местного значения. Согласно закону существует два вида референдумов: областной и местный. Решение о проведении областного референдума принимает Государственная Дума Томской области по требованию 2\3 депутатов или 2 % от числа граждан РФ, имеющих право на участие в областном референдуме или по требованию главы администрации (губернатора) Томской области. Решение о проведении местного - представительный орган местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию 5 % от числа граждан РФ, имеющих право на участие в местном референдуме. Согласно статье 4 Закона на областной референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Томской области, а на местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Однако многие вопросы, не входящие в компетенцию области или местного самоуправления, не могут быть вынесены на референдум. При этом вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод, причем вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования. Процедура сбора подписей, агитации, организации голосования, подведения итогов и опубликование результатов референдума аналогична (или очень близка по форме и содержанию) процедуре на выборах депутатов представительных органов.

Существенным событием в регионе стало принятие Закона “Об образовании в Томской области” (от 12.11.01 г., № 119-ОЗ). Этот Закон учитывает особенности функционирования системы образования Томской области и преследует следующие цели:

- достижение обеспечения и защиты конституционного права граждан РФ на образование в регионе;

- обеспечение правовых гарантий полноценного функционирования и развития системы местного образования в рамках федеральной и региональных программ;

- разграничение компетенции в сфере образования между органами законодательной и исполнительной власти;

- закрепление права выбора собственной региональной образовательной политики.

Кроме того, Закон будет способствовать укреплению экономических основ функционирования и развития образования в регионе, правовой поддержке финансирования образования из различных источников. В Закон введены правовые нормы, связанные с системой образования, ее управлением и государственной поддержкой, а также нормы, закрепляющие социальные гарантии и льготы работникам образовательных учреждений, их подготовку и повышение квалификации, переподготовку педагогических кадров. С вводом в действие данного Закона в регионе должна измениться ситуация с правами работников образовательных учреждений, и это касается, прежде всего, их социальной защиты, например, от невыплат заработной платы и различных пособий, льгот со стороны государства или местных властей.

Для более точной и полной организации и обеспечения работы мировых судей и судебной системы в целом в регионе приняты три Закона: “О судебных участках и должностях мировых судей в Томской области” (04.05.01 г., № 45-ОЗ), “О создании судебных участков и учреждении должностей мировых судей в Томской области” (от 04.05.01 г., № 46-ОЗ) и “Об утверждении границ судебных участков в Томской области” (09.11.01 г., № 116-ОЗ). А постановления главы Администрации Томской области должны обеспечить материальную основу для содержания и поддержания деятельности мировых судей Постановление АТО от 04.07.01 г., № 243 (о расходах и численности аппарата мировых судей - ред.);

Постановление АТО от 25.10.01 г., № 1032 (“О положении о служебном удостоверении мирового судьи ТО”); Постановление АТО от 04.12.01 г., № 408..

В 2001 г. был принят ряд Законов: “Об утверждении областной целевой программы “Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции на территории Томской области на 2001-2002 годы” (от 28.02.01 г., № 11-ОЗ), “Об утверждении областной программы “Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Томской области на 2001-2004 годы” (28.02.01 г., № 12-ОЗ), “О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Томской области” (от 12.11.01 г., № 118-ОЗ). Кроме того, в регионе растет число людей, страдающих от укусов клещей и, по причине недостатка медицинских препаратов, помощь этим больным оказывалась не полно. В связи с этим был принят Закон “Об утверждении областной целевой программы “Профилактика клещевого энцефалита и болезни Лайма на 2001 год” (от 10.08.01 г., № 91-ОЗ), который должен устранить имеющиеся пробелы в правовом регулировании отношений между больными и медицинскими учреждениями.

В 2001 году были приняты еще ряд очень важных Законов, касающихся улучшения условий и охраны труда в Томской области (от 10.04.01 г., № 20-ОЗ), занятости населения (от 13.06.01 г., № 72-ОЗ), поддержки пенсионеров (от 13.06.01 г., № 71-ОЗ) и социально незащищенных слоев населения (от 18.02.01 г., № 17-ОЗ; от 28.02.01 г., № 18-ОЗ).

В течение всего 2001 года администрация Томской области публиковала свои постановления, касающиеся сведений по изменению прожиточного минимума населения (всего 8 постановлений: за январь-май, затем за 2, 3 и 4-й кварталы).

В целях изучения опыта работы, координации управления экономикой и социальным развитием региона, обеспечения функционирования и взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления было принято постановление “О совете территорий Томской области” (от 23.05.01 г., № 189). Это постановление утвердило положение о Совете территорий ТО и состав самого Совета, в который вошли председатели представительных органов и главы районных муниципальных образований (МО), в том числе городов Томска, Северска, Стрежевого и Кедрового. Сам Совет территорий - это совещательный орган, решения которого носят рекомендательный характер, он собирается не реже одного раза в три месяца. Обеспечение деятельности Совета осуществляет Департамент администрации области по работе с территориями. Однако, этот Совет при всем его представительстве и важности, либо не знает, либо не хочет знать, что происходит с сельскими населенными пунктами многих районов Томской области, где население испытывает крайнюю нужду из-за безработицы, отсутствия нормальной социальной инфраструктуры, где из-за безысходности среди населения процветает пьянство.

Как известно, проведение в России правовой реформы, закрепление в Конституции Российской Федерации принципов федерализма, признание за субъектами Российской Федерации права иметь самостоятельные правовые системы и самостоятельные системы органов государственной власти обусловили необходимость создания эффективных правовых механизмов защиты Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Федерации. Демократизация государства вызвала необходимость создания эффективных форм осуществления конституционного контроля. Опыт формирования органов государственной власти в Российской Федерации и ряде ее субъектов свидетельствует, что эффективной формой защиты Конституции и основных законов субъектов Федерации, осуществления конституционного контроля является функционирование в них конституционных (уставных) судов.

Возможность создания таких судов в субъектах Российской Федерации получила свое правовое закрепление в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации". В соответствии со ст. 4 данного Закона к судам субъектов Российской Федерации отнесены их конституционные (уставные) суды, а также мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 27 Закона конституционный (уставный) суд может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия его законов и нормативных правовых актов органов государственной власти, актов соответствующих органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.