Рефераты. Собственность, как экономическая категория

В условиях административно-командной системы при раскрытии содержания государственной собственности, субъектам которой признавалась в то время только государством, и при том в единственном числе, не редко подчеркивается её властный характер. Властное начало, присущее государственной и муниципальной собственности, ни как не должно сказываться на отношении по реализации указанных форм собственности в гражданских правоотношениях, не зависимо от того, идет ли речь об имуществе казны или об имуществе, закрепленном за предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами. Этот вывод подкрепляется тем, что в РФ допускаемые законом формы собственности признаются и защищаются равным образом. Но это, не означает, что правовой режим всех форм собственности во всех случаях одинаков.

В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес государственной собственности в структуре основных производственных фондов страны достаточно высок. В собственности государства сосредоточены не малые материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива и других средств жизнеобеспечения на случай всякого рода чрезвычайных обстоятельств. Сохранение в собственности государства объе6ктов производственного, социально культурного и иного назначения объясняется главным образом двумя факторами. Во-первых, каждое государство в нынешнем непредсказуемом мире должно думать о своей безопасности. Во вторых, государство выполняет круг социализаторских функций, призванных обеспечить достаточный прожиточный минимум населения и поддерживать власть предержащих со стороны электората, среди которого не мало обездоленных. А для всего этого необходимо располагать соответствующей материально- технической и финансовой базой.

Различие между правом государственной и муниципальной собственности определяется, прежде всего, по субъектам и органам, осуществляющим распоряжение и управление имуществом.

Субъекты права государственной собственности.

В доперестроечный период государство было конституировано в нашем законодательстве как единый собственник всего государственного имущества. Был сделан вывод о том, что государственная собственность составляет единый фонд, и что всё государственное имущество принадлежит на праве собственности Советскому государству.

В связи с расширением прав регионов и государственных предприятий, а так же с нарастанием центробежных тенденций многие ученые сочли тезис принадлежности государственной собственности лишь одному-единственному собственнику не совместимым с происходящими в жизни реалиями. В противовес была выдвинута идея о многоуровневом характере государственной собственности. Таким образом, пытались преодолеть отрыв государственной собственности от непосредственных производителей, повысить эффективность управления ею, вырвать её из рук бюрократического чиновничьего аппарата Эти усилия не прошли не замеченными для законодателя. И в 191 году был закреплен многоуровневый характер государственной собственности. При этом, если в общесоюзном законе о собственности под понятие государственной собственности попадала так же и коммунальная собственность, то ныне муниципальная собственность выделена из государственной и круг субъектов муниципальной собственности не совпадает с тем, как был очерчен в законе круг субъектов коммунальной собственность. В то же время предложения о наделении государственных предприятий правом собственности на закрепленное за ними имущество законодатель не поддержал.

В настоящее время многоуровневый характер государственной собственности и круг ее субъектов определены в гражданском и в конституционном законодательстве.

Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, т.е собственность, принадлежащую РФ, и собственность, принадлежащую субъектам федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Но это не означает, что тезис о единстве фонда государственной собственности должен быть сдан в архив. Государственная собственность по-прежнему характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил её в гражданский оборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще всего и бывает.

Субъекты права муниципальной собственности.

Отделение муниципальной собственности от государственной впервые было проведено в Российском законе о собственности. Вслед за ним по тому же пути пошли другие законодательные акты. В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности - наряду с частной, государственной и иными - как в конституции РФ, так и в ГК. ( ст. 212,215 ГК). Но если круг субъектов государственной собственности очерчен в законе достаточно четко, то это нельзя сказать о субъектах муниципальной собственности, в отношении которых употреблена расплывчатая формулировка - в качестве таковых выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. В законе РФ «об общих принципах организации местного самоуправления» вслед за Конституцией и ГК муниципальная собственность определена как собственность муниципальных образований. К числу субъектов права муниципальной собственности могут быть отнесены города (кроме городов федерального значения - Москвы и Санкт - Петербурга, признанных субъектами государственной собственности), рабочие, дачные и курортные поселки, села, деревни и т. д. В то же время субъектом права муниципальной собственности не может быть признано административно - территориальное образование, не имеющее центра, к это право могло бы быть приурочено.

Множественность субъектов права муниципальной собственности не исключает единства её фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит, как бы в том или ином конкретном случае ни осуществлялось управление ею.

Таким образом, тезис о единстве фонда собственности в очерченных пределах сохраняет силу в отношении не только государства, но и муниципальной собственности.

Объекты права государственной и муниципальной собственности.

Государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

Установленное законом разграничение объектов государственной и муниципальной собственности определяет перечень имущества соответствующих субъектов, порядок передачи им этого имущества и оформления прав собственности.

К объектам федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатств страны (ресурсы континентального шельфа, природные заповедники, художественные ценности и т. п.), объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом (топливно-энергетический комплекс, энергетика, транспорт и т. п.).

Объекты, относящиеся к муниципальной собственности, - жилищный фонд, нежилой фонд, предприятия, предназначенные для его эксплуатации, ремонта, а также предприятия бытового обслуживания, розничной торговли, общественного питания и другое имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно-территориальными образованиями.

Имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, передается государственным и муниципальным предприятиям, которые владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом как предприниматели, извлекая соответствующую прибыль, участвуя в хозяйственных отношениях.

За государственными органами, в подчинение которых входят эти предприятия, сохраняются решения вопросов их создания. Реорганизации и прекращения, а также наделения имуществом, основы планирования производства, контроль за их деятельностью на основе данных бухгалтерского учета и статистической отчетности, которую в обязательном порядке осуществляют государственные предприятия.

Они образуют имущественные фонды специального назначения: развития производства и новой техники, фонды материального поощрения, социального развития, амортизационные фонды. Законодательными актами и уставами предприятий установлен порядок формирования этих фондов, порядок распоряжение имуществом, входящим в эти фонды. Он может быть различен для отдельных объектов разных отраслей народного хозяйства.

Средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно: государственную казну Российской Федерации, республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

В казну поступают налоги, пошлины и другие государственные доходы. Аналогично средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленного за муниципальными предприятиями, составляют муниципальную казну.

В настоящее время возник вопрос о компетенции по осуществлению регламентации правового режима государственной и муниципальной собственности разных уровней - в рамках общих положений, установленных федеральным законодательством. Если ясно, что осуществление права собственности производится собственником имущества, то в распределении компетенции, касающейся правового режима собственности субъектов федерации и муниципальных образований такой ясности нет.

Правомочия собственника по владению, пользованию или распоряжению имуществом, взятые применительно к государственной и муниципальной собственности, имеют свои границы. Поэтому в дальнейшем мы сосредоточимся на осуществлении права государственной и муниципальной собственности с помощью таких способов, как право хозяйственного ведения и оперативного управления.

Осуществление права государственной и муниципальной собственности. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Содержание этих прав - владение, пользование и распоряжение полностью совпадает с содержанием права собственности, но ограничено по сравнению с ним полномочиями собственника. Собственник может ликвидировать организации, наделенные правом хозяйственного ведения и оперативного управления и таким образом прекратить существование этих прав. Тем самым самостоятельный характер этих прав, их вещная природа исключаются. На деле эти права представляют собой способ осуществления права собственности, притом в основе своей права государственной собственности, и их задача заключается в создании условий для отделения права собственности от правосубъектности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.