Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, 1фоме федерального конституци-онного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной сис-темы страны. Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принци-пах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти
8
суды называются федеральными судами.
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Фе-дерации" от 31 декабря 1996 г. закрепляет единство судебной системы, которая обеспечивается путем:
установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;
соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установлен-ных федеральными законами правил судопроизводства;
применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм междуна-родного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
признания обязательности исполнения на всей территории Российской Фе-дерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования фе-деральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию рф. Другие федеральные суды созда-ются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесен-ные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:
1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, дей-ствующий на основании Федерального конституционного закона "О Конститу-ционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., а также конституци-
9
онные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховныесуды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и авто-номных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды,а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды дей-ствуют на основе Закона "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. в части,не противоречащей Федеральному конституционному закону "О судебной сис-теме Российской Федерации". Они осуществляют правосудие по уголовным,гражданским делам и делам, возникающим из административных правонару-шений. Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, ко-торые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, администра-тивные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и по-рядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом изаконом субъекта РФ.
Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ,федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и дру-гих субъектов РФ. Арбитражные суды действуют на основе Федерального кон-ституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28апреля 1995 г. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономическихспоров и рассмотрения ряда иных дел. Закон допускает создание специализиро-ванных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административныхдел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения до-полнений в данный закон.
В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться на свет какие-либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гаран-
10
тий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что таки-ми судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.
Возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответ-ствии с федеральным законом самым непосредственным образом связана с по-рядком финансирования судов. Здесь есть определенная опасность, которая со-стоит в том, что если бы обязанность финансового обеспечения судов (зарплата судей, приобретение оргтехники, строительство и ремонт зданий и т. д.) взяли на себя субъекты РФ, то суды неизбежно попали бы под местное влияние и ут-ратили свою самостоятельность. Чтобы этого не произошло, а суды действи-тельно являлись звеньями единой федеральной судебной системы, Конституция РФ установила, что финансирование судов производится только из федерально-го бюджета (ст. 124). Это подтверждено и Федеральным конституционным за-коном "О судебной системе Российской Федерации". *
Высокий статус судов подчеркивается установленными законом символами судебной власти. На здании суда устанавливается Государственный флаг РФ, а в зале заседаний помещаются изображение Государственного герба РФ и Госу-дарственный флаг РФ. При осуществлении правосудия судьи облачаются в ман-тии.
Конституционно-правовые основы судебного процесса. Судебная власть, как никакая другая, осуществляется в строгих процессуальных формах. Эти формы выражают собой важные гарантии свободы человека, а потому требуют конституционного закрепления своих основ. Основные из этих гарантий закре-плены в ст. 46-51 Конституции РФ (презумпция невиновности, запрет повтор-ного осуждения, право на пересмотр приговоров и др.). В то же время ряд осно-вополагающих принципов судопроизводства, по существу также являющихся демократическими гарантиями для граждан, закреплены вот. 123 Конституции РФ. Это универсальные, общепризнанные во всем мире принципы, зафиксиро-
ванные в Международном пакте о гражданских и политических правах.
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытомзаседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.Принцип гласности (публичности) разбирательства закреплен во всех процессу-альных кодексах (гражданском, уголовном, административном, арбитражном),он допускает исключения только в тех случаях, когда этого требует государст-венная или коммерческая тайна. Закрытое судебное разбирательство возможнотакже при разбирательстве дел, связанных с половыми преступлениями, пре-ступлениями лиц, не достигших 16-летнего возраста, и для предотвращенияразглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.Есть ограничения гласности и для некоторых гражданских дел (тайна усынов-ления, опека над детьми). Закрытое разбирательство не означает какого-либоослабления процессуальных гарантий или отступления от общих правил судо-производства, оно только закрывает доступ в зал суда для публики и средствмассовой информации. Но приговоры и решения оглашаются в открытом засе-дании суда.
Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кромеслучаев, предусмотренных федеральным законом. На такие случаи указываетУголовно-процессуальный кодекс РСФСР: отсутствие подсудимого в пределахстраны и его уклонение от явки в суд, ходатайство подсудимого о разбиратель-стве дела в его отсутствие, когда не может быть назначено наказание в виделишения свободы.
Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равно-правия сторон. Эта конституционная норма ставит в равное положение все сто-роны в процессе (в гражданском это истец и ответчик, в уголовном - подсуди-мый, прокурор и защитник, в конституционном - орган, оспаривающий консти-туционность нормативного акта, и орган, издавший этот акт). Своим остриемона направлена против чрезмерной роли прокурора в уголовном процессе, чтобыло свойственно процессу в тоталитарный период; это подрывало независи-
МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА
12
мость суда и право граждан на защиту, придавая правосудию обвинительный уклон.
Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конститу-ционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и неза-висимостью судебной власти. Судейская неприкосновенность является не лич-ной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством за-щиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия. Следует также учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессио-нальный риск, наличие различных процессуальных и организационных средств контроля за законностью действий и решений судьи.
Однако неприкосновенность судей не является абсолютной, что было под-тверждено в решении Конституционного Суда РФ по делу о проверке одного из положений Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". В частности, Суд отметил, что отказ квалификационной коллегии судей дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи не является непреодолимым препятствием, поскольку такое решение может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации. Далее, в соответст-вии со ст. 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, Законом "Об обжаловании в суд дейст-вий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и иными законодатель-ными актами Российской Федерации действия и решения государственных ор-ганов, органов местного самоуправления, общественных объединений и долж-ностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, могут быть обжалованы в суд. Таким образом, в суд может быть обжаловано и реше-ние квалификационной коллегии судей об отказе в даче согласия на возбужде-ние уголовного дела, в отношении судьи постольку, поскольку этим решением затрагиваются права как самого судьи, так и гражданина, пострадавшего от его
Страницы: 1, 2, 3