Рефераты. Преступления против собственности

кто из ближайшего окружения может оказать положительное влияние, пользуется авторитетом и т. п.).

В целях всестороннего изучения личности могут применять-ся следующие основные методы: ознакомление с различными документами (в том числе и обобщение независимых характе-ристик); анализ поступков профилактируемого, беседы с граж-данами, хорошо знающими его, изучение окружающей его сре-ды и т. д.

В процессе изучения личности осуществляется индивидуаль-ное прогнозирование преступного поведения. Индивидуальное прогнозирование -- задача большой сложности, и решена она может быть на основании оценки всей совокупности внутренних и внешних факторов. Индивидуальный прогноз может быть только вероятным: это прогнозирование лишь возможного преступного поведения. Чем точнее и полнее прогностическая информация о лице, тем эффективнее меры профилактики пре-ступления. Возможность предсказать поведение человека зави-сит от того, насколько мы знаем определяющие его факторы, а также «программу», по которой оно развертывается вовне. Трудности, возникающие при этом, связаны с тем, что нет еще точных методов измерения всех внешних и внутренних факто-ров, влияющих на преступное поведение.

Задача состоит в том, чтобы на основе эмпирически сложившейся системы признаков, используемых в прогнозе, раз-работать научно обоснованные программы его осуществления. Информация о прошлом и настоящем личности, ее действиях, социальных связях и ближайшем окружении является основой для прогноза будущего поведения. Причем необходимо учиты-вать динамику этих характеристик. Факторы, могущие поло-жительно повлиять на человека в будущем, должны быть под-держаны, а возможно, и активизированы; факторы, могущие оказать отрицательное влияние на человека, станут объектом предупредительного воздействия, т. е. индивидуальная профи-лактика должна быть направлена на то, чтобы прогноз, ука-зывающий на возможное совершение преступления данным лицом, не оправдался.

Прогнозирование преступного поведения и индивидуальная профилактика -- во многом единый процесс. Индивидуальная профилактика преступлений сама по себе предполагает постоянное, всестороннее и глубокое изучение личности, ее поведе-ния, связей и намерений. Полученные в результате этого све-дения и осуществляемый по ним прогноз влияют на коррекцию плана индивидуальной профилактической работы.

Следующая задача -- постановка лица на профилактический учет--должна решаться в строгом соответствии с нормативны-ми предписаниями. При этом важно всесторонне оценить всю имеющуюся информацию и убедиться в достаточности факти-ческих оснований для постановки того или иного лица на учет, поскольку это порой очень влияет на судьбу человека, может накладывать на него определенные ограничения, а также иметь достаточно серьезные последствия для дальнейшей его жизни.

Планирование призвано упорядочить сложный и многогран-ный процесс индивидуально-профилактического воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рацио-нальные пути индивидуально-профилактической работы с дан-ными лицами, выбрать такие тактические методы и приемы, которые обеспечили бы эффективное достижение целей инди-видуальной профилактики в сложившейся конкретной ситуации. Конкретность планирования индивидуально-профилактиче-ской работы, его обусловленность свойствами каждой данной ситуации не исключают возможности программирования по не-которым параметрам соответствующих действий сотрудников милиции. Конечно, трудно рассчитывать на возможность разра-ботки типового плана индивидуальной профилактики, пригод-ного для всех без исключения случаев, различных категорий лиц и отвечающего всем требованиям, предъявляемым к такого рода планам. Вместе с тем нельзя отрицать определенного прак-тического значения примерных планов индивидуальной профи-лактики, разработанных с учетом некоторых типичных ситуа-ций, складывающихся в этой сложной деятельности. Применение методов индивидуальной профилактики пред-полагает достаточно длительное и систематическое воздействие. Но при этом должен комплексно применяться весь арсенал ме-тодов, все силы и средства воздействия на личность, соответ-ствующие демократическим принципам отношения к личности.

При этом можно выделить следующие методы индивидуаль-но-профилактического воздействия: убеждение, помощь, при-нуждение. Убеждение как метод профилактики--это комплекс вос-питательных, разъяснительных мероприятий, осуществляемых в целях изменения антиобщественной направленности профилактируемых и закрепления положительной социальной ориентации. Убеждение как метод профилактики применяется в пе-риод нахождения лиц на профилактическом учете для преодо-ления или нейтрализации основных антиобщественных ориен-тации, могущих привести к совершению преступлений.

Перевоспитание же субъектов, предполагающее сформированность убеждений, взглядов, т. е. когда он не из страха, а по убеждению не нарушает законов и норм морали, достигается в процессе дальнейшего воспитания граждан всеми методами, имеющимися в распоряжении общества.

Основными формами реализации метода убеждения явля-ются индивидуальные и коллективные беседы, обсуждение по-ведения лица, установление над ним индивидуального и кол-лективного шефства, совместное участие (воспитателя и воспитуемого) в общественно полезной деятельности и т. д.

В процессе применения методов убеждения, т. е. оказания воспитательного воздействия на профилактируемых лиц, необ-ходимо применять разнообразные психологические и педагоги-ческие приемы воздействия на его разум, чувства и волю.

Основной организационно-тактической формой применения различных приемов воспитательного воздействия на профилактируемых лиц является беседа.

В индивидуальной профилактике используются беседы трех видов: предварительная (или ознакомительная), предупреди-тельная и воспитательная. Предварительная беседа проводится в индивидуальном порядке работником милиции. От ее содер-жания и результатов во многом зависит ход дальнейшей воспи-тательной работы с профилактируемым. Психологическая атмо-сфера предварительной беседы, ее тон должны отражать общую линию индивидуально-профилактической работы -- сочетание доброжелательности, заинтересованности в судьбе профилактируемого с требовательностью к нему, его поведению. Предвари-тельная беседа проводится при постановке лица на учет. По-этому, чтобы эта беседа была эффективной и предметной, не-обходимо собрать как можно больше информации о самом лице, его поведении, окружении, связях и т. д.

Предупредительная беседа проводится либо при наличии фактов антиобщественного поведения лица, взятого на профи-лактический учет, либо без каких-либо внешних поводов, т. е. в порядке повседневной работы. Предупредительная беседа на-ряду с главной ее задачей--оказанием непосредственного вос-питательного воздействия на профилактируемого -- преследует цель контроля за его поведением, а также используется для информационного обеспечения индивидуальной профилактики и иных мер борьбы с преступностью.

Воспитательная беседа по цели, основному содержанию, способам воздействия близка предупредительной беседе. Пути воздействия на сознание, чувства и волю профилактируемого, используемые в ходе предупредительных и воспитательных бе-сед, во многом сходны. Однако воспитательные беседы прово-дятся, как правило, в неофициальной обстановке, чаще пред-ставителями общественности, по месту жительства, учебы или работы профилактируемого.

Наряду с беседой к числу основных организационно-такти-ческих форм непосредственного воспитательного воздействия на профилактируемых относятся вовлечение их в интересные соци-ально полезные занятия трудового, общественного, спортивно-го, самодеятельного и иного характера, используя при этом воз-можности благотворительных фондов, помощь спонсоров и т. и. Специфической формой воспитательного воздействия явля-ется шефство представителей общественности (для несовершен-нолетних -- закрепление общественных воспитателей). Важно правильно использовать положительную помощь тех лиц, которые могут положительно влиять на профилактируе-мого в неформальном окружении и нейтрализовать или устра-нить отрицательное влияние. Меры помощи, как правило, являются одними из самых эффективных в профилактической деятельности органов внут-ренних дел. Они касаются трудового устройства, улучшения бытовых условий, поступления на учебу, организации досуга, установления социально полезных контактов, планирования денежных расходов, выбора жизненных целей и т. д.

Наибольшую значимость для профилактической деятельно-сти представляют первые два вида оказания помощи, особенно для лиц, освобожденных после отбытия наказания. Регламен-тация этой работы осуществляется в специальных нормативных актах МВД. Однако на сегодняшний день применение этих мер является самым проблематичным вопросом для органов внут-ренних дел, так как порой своевременность и эффективность применяемых мер помощи не обеспечиваются объективными возможностями органов внутренних дел. Вместе с тем необхо-димо использовать возможности церкви, меценатов, различных фондов, службы социальной защиты населения, центров соци-альной реабилитации и других подобных структур для оказа-ния помощи профилактируемым.

Меры помощи реализуются также путем оказания воздей-ствия на окружающую профилактируемого микросреду. Отри-цательные источники могут быть во всех сферах микросреды:

в семье, в школе, трудовом коллективе, в ближайшем окру-жении.

Для исключения отрицательного влияния:

а) с носителями такого влияния проводится индивидуально-профилактическая работа (беседы, предупреждение, принуждение);

б) профилактируемый изолируется от носителей (переводит-ся в другой класс, школу, трудовой коллектив, организуется досуг, носители привлекаются к ответственности за правона-рушения, направляются на лечение от алкоголизма, нарко-мании);

в) отрицательное влияние нейтрализуется более сильным воздействием, развенчанием носителя вредного, разлагающего влияния и т. д.

Особую специфику имеет и работа по прекращению отри-цательного влияния со стороны антиобщественных групп. Здесь наряду с профилактическими применяются и оперативно-ро-зыскные меры.

Метод принуждения является одним из основных в индивидуально-профилактической деятельности органов внут-ренних дел. Основанный на законе, этот метод дает возмож-ность своевременно предотвратить противоправную преступную деятельность лиц, находящихся под профилактическим контро-лем органов внутренних дел; защитить граждан от их противо-правных посягательств. Ранее этому методу уделялось недоста-точно внимания, поскольку декларировалась обязанность орга-нов внутренних дел в основном использовать методы убежде-ния и помощи. Однако при этом профилактическая функция вы-ходила за пределы функциональных обязанностей органов внутренних дел, подменяя и дублируя профилактическую рабо-ту других субъектов профилактики. Кроме того, органы внут-ренних дел не обладали необходимыми правами и возможно-стями для реализации в полной мере убеждения, а особенно помощи. Наиболее наглядно это проявлялось при реализации возло-женных на органы внутренних дел обязанностей по трудовому, бытовому устройству подучетных лиц, разрешению семейных конфликтов, в работе с несовершеннолетними, систематически уходящими из дома, пропускающими занятия в школе, и их родителями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.