Общепрофилактическая деятельность органов внутренних дел по защите общественной и личной собственности достаточ-но многообразна и многопланова. Сущность этой деятельности состоит в создании условий, объективно препятствующих со-вершению преступления на определенной территории или объ-екте. В распоряжении органов внутренних дел для этого име-ются организационные, технические, информационные и дру-гие меры, которые наиболее активно реализуются в повседнев-ной деятельности подразделении милиции общественной безо-пасности.
Милиция общественной безопасности реализует общепрофи-лактические функции на основе анализа криминальной ситуа-ции и состояния преступности на улицах, в общественных ме-стах и жилых микрорайонах. Наиболее распространенными ви-дами «уличной» преступности являются преступления против жизни, здоровья и собственности граждан. Предупреждение этих категорий преступлений достигается целым комплексом разнообразных методов и средств. Прежде, сюда следует отнести методы наблюдения, проверки н контроля, которые реа-лизуются в ходе несения патрульно-постовой службы. В наибо-лее сложных в оперативном отношении районах и городах не-обходимо регулярно проводить оперативно-поисковые и надзорно- профилактические операции, а также учащенный режим проверки мест концентрации граждан с антиобщественной на-правленностью (притоны, рынки, зоны коммерческой торговли, гостиницы, общежития).
Весьма актуальной задачей для общепрофилактической дея-тельности милиции общественной безопасности является вос-становление и развитие сети общественных формирований пра-воохранительной направленности, налаживание и укрепление деловых связен милиции с населением, общественным активом, организация и проведение выступлений работников милиции (прежде всего участковых инспекторов) перед жителями и в трудовых коллективах но вопросам борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка.
Одним из наиболее актуальных направлений (с учетом пе-рехода к рыночным отношениям) является общепрофилактиче-ская деятельность по предупреждению экономических преступ-лений. Важное значение это направление имеет для деятельно-сти криминальной милиции. Так, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями призваны анализировать раз-витие криминогенных процессов в ведущих хозяйственных сфе-рах (кредитно-финансовая, внешнеэкономическая, конверсия военно-промышленного комплекса, аграрное производство и др.) и на этой основе вырабатывать меры по их нейтрализа-ции. Используя гласные и негласные методы работы, они должны выявлять причины и условия экономических преступ-лений, обеспечивать своевременное информирование органов власти и управления; хозяйственных руководителей о необхо-димости устранения выявленных криминогенных факторов; раз-рабатывать и осуществлять совместно с другими подразделе-ниями органов внутренних дел комплексные меры по преду-преждению экономических преступлений.
Предупреждение экономических преступлений сопряжено со значительными трудностями. Дело в том, что эти преступления, как правило, совершают работники, занимающие определенное положение в сфере народного хозяйства либо частного пред-принимательства, связанные с выполнением различного рода экономических отношений, участниками которых они являются, а также должностными лицами органов власти и управления, имеющими отношение к функционированию определенных эле-ментов хозяйственного механизма. Другими словами, экономи-ческая преступность тесно связана с коррупцией, т. е. подку-пом, продажностью общественных и политических деятелей и должностных лиц.
В сферу коррумпированных связей нередко вовлекаются и работники милиции. На органы внутренних дел наряду с выяв-лением конкретных лиц, оказывающих «услуги» криминальным структурам, возлагается задача определения механизмов и ме-тодов экономических преступлений и разработки соответствую-щих мер по блокированию этих механизмов.
Весьма уязвимым местом для всех преступных групп явля-ется финансовая база. Своевременное выявление и изъятие 'преступных денег--эффективное средство в руках органов внутренних дел. Потеряв финансовую базу, преступники лиша-ются возможности активно заниматься противоправной дея-тельностью. Поэтому следует больше уделять внимания выяв-лению имущества главарей, актива и членов преступных организаций, выявлять их связи и каналы легализации денег.
В последнее время в целях общей профилактики все актив-нее применяются технические средства. Промышленность ос-воила и предлагает в магазинах «Безопасность» пуленепроби-ваемые материалы, затемненное остекление, специальные окна, балконные двери, сейфы, решетки, исключающие проникнове-ние и взлом. В этой связи органам внутренних дел целесооб-разно собирать сведения о том, как преступники преодолевают технические средства защиты, анализировать эту информацию и доводить ее до сведения промышленности, чтобы она могла внести соответствующие конструктивные изменения в свою про-дукцию. Кроме того, органы внутренних, дел весьма заинтере-сованы в разработке и принятии на законодательном уровне минимальных стандартов криминальной безопасности, что уже практикуется за рубежом. Правовое воспитание и пропаганда, оказание консультативной помощи населению по вопросам за-щиты от преступных посягательств, издание специальной лите-ратуры по этим вопросам--еще одно важное направление общепрофилактической деятельности органов внутренних дел.
Проблема правового воспитания в силу исторических и Дру-гих причин стоит в нашей стране достаточно остро. Слишком часто «революционное право» и целесообразность заменяли за-конность, что в итоге привело к правовому нигилизму и пра-вовой инфантильности. Совершенно очевидно, что органы внут-ренних дел самостоятельно эту проблему решить не могут, это задача для многих социальных институтов общества. Но вне-сти свой посильный вклад в это общее дело органы внутрен-них дел могут и должны.
Специфика их деятельности в этом направлении состоит в том, что реализуются главным образом административно-пра-вовые и уголовно-правовые механизмы правового воспитания. Общепрофилактический эффект достигается здесь как приме-нением уголовных и административных мер воздействия и со-ответствующим информированием об этом населения, так и разъяснением норм права различным слоям общества с целью позитивного воздействия на правосознание людей. Такая дея-тельность осуществляется практически всеми подразделениями органов внутренних дел, но более всего следователями, участ-ковыми инспекторами милиции, работниками подразделений по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних. Суть этой деятельности состоит в предупреждении граждан о недопустимости совершения противоправных поступков ин-формирования их о правовых и социальных последствиях на-рушения правовых норм. Наиболее эффективно эта работа осу-ществляется через средства массовой информации. Оказание консультационной помощи по вопросам защиты от преступных посягательств, издание специальной литературы по этим воп-росам стало практиковаться в нашей стране относительно не-давно, хотя в других странах виктимологической профилакти-ке уделяется большое внимание. Учитывая возникновение у нас частных детективных и охранных организаций, консульта-ционная работа органов внутренних дел приобретает широкое поле деятельности. Перспективность этого направления обус-ловлена общей тенденцией расширения контактов милиции с населением.
Большую роль здесь могут сыграть подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детектив-ной и охранной деятельностью.
Конкретные формы этой работы состоят в создании и рас-пространении плакатов, памяток, буклетов по профилактике преступлений, демонстрации соответствующих теле- и радиопе-редач. Необходимо, по опыту других стран, издавать доступ-ную специальную литературу, содержащую рекомендации по обеспечению личной безопасности граждан, защите их жилищ, транспортных средств, имущества и т. д.
В деятельности органов внутренних дел индивидуальная профилактика приобретает особую значимость в настоящее вре-мя. В связи с известными процессами в обществе, изменением уголовной политики резко увеличивается количество лиц, осуж-даемых к мерам наказания, не связанным с лишением свобо-ды, а также освобождаемых от уголовной ответственности с применением мер административного воздействия.
В то же время нормативные предписания ориентируют орга-ны внутренних дел на более целенаправленный профессиональ-ный подход к индивидуальной профилактике. Так, в соответ-ствии с Наставлением о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений про-филактика в отношении конкретных лиц и их окружения долж-на носить более конкретный «милицейский» характер. Это зна-чит, что объектами такой профилактики должны быть лица и социальная микросреда с наиболее выраженными кримино-генными свойствами. Содержанием же индивидуально-профи-лактической деятельности органов внутренних дел являются не абстрактно «первоочередные» в прошлом меры ранней про-филактики, а активное непосредственное воздействие на ука-занные объекты с использованием всех прав и возможностей, предоставленных законом.
В этой связи необходимо помнить, что отбор лиц, требующих профилактического воздействия, при отсутствии конкретных оснований может повлечь за собой произвольные решения, а тем самым--ущемление прав и законных интересов граждан. При-менительно к индивидуальной профилактической работе орга-нов внутренних дел такие основания--это прежде всего факты противоправного поведения. Именно они дают право постанов-ки лица на профилактический учет. А поскольку постановка лица на профилактический учет органов внутренних дел (на-пример, при установлении административного надзора) влечет за собой определенное ущемление прав и свобод граждан, то категории лиц и виды их антиобщественного поведения специ-ально указываются в законодательных и нормативных актах, чем определяются и пределы индивидуальной профилактиче-ской работы органов внутренних дел.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15