Рефераты. Предупреждение групповых преступлений совершаемых осужденными в учреждениях по исполнению наказания

Одновременно с внутренней психологической структурой создается и функциональная структура преступной группы. Каждое новое преступление все более четко определяет роли участников группы, одни непосредственно исполняют преступления, другие подыскивают объекты преступлений, третьи обеспечивают сбыт похищенного и т.д. Функциональная структура определяется личным составом преступной группы, видом совершаемого преступления, объектом преступного посягательства и другими факторами.

Закономерностью развития преступной группы является тенденция к постепенной замене эмоциональных отношений между участниками преступной группы на чисто деловые, функциональные, основанные исключительно на совместной преступной деятельности. Деловые отношения в организованной преступной группе приобретают решающий характер, значение эмоциональных, личных постепенно утрачивается, а в ряде случаев они могут и полностью отсутствовать. Та же самая тенденция наблюдается и в группах, участники которых связаны родственными отношениями. «Эмоциональные отношения, зиждущиеся на взаимных симпатиях и антипатиях, эволюционируют в отношения сугубо функциональные. Упрочение функциональных связей обусловливает консолидацию группы, согласованность действий ее членов»См.: Джекебаев У.С., Вайсберг Л.М., Судакова Р.Н. Соучастие в преступлении. - Алма-Ата, 1981. - С. 78..

Последняя закономерность формирования и функционирования преступных групп - постоянное действие в ней двух противоборствующих сил одна из них направлена на дальнейшую интеграцию и сплочение членов преступной группы, а другая - на их разобщение. Однако в период успешной деятельности преступная группа представляет собой психологически спаянное формирование. Пока группа удачно совершает преступления, остается не разоблаченной, тенденция к интеграции и сплочению ее членов преобладает. Если же преступная группа потерпела какую-либо неудачу и возникла опасность разоблачения и привлечения ее членов к ответственности, то усиливается тенденция к разъединению группы, проявляются скрытые конфликты, противоречия, возрастает напряженность в отношениях между ее участниками. Некоторые ученые в групповом характере деяний видят нечто «положительное», что способствует распаду групп. Указывая на то, что распаду преступных групп способствует своевременное предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений, эти ученые, на наш взгляд, верно пишут, что решающую роль в этом играют оперативно-розыскные аппараты. «Сама природа группового преступного поведения создает во многих случаях благоприятные условия для использования в предупредительных целях оперативно-розыскных средств и методов»См.: Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт и проблемы. - М., 2001. - С. 370. . Конечно, такая «положительность» существует, однако она относительна. Многое зависит от того, какова сама преступная группа Солодовников С.А. Криминальная экономика и насильственные преступления против собственности граждан. - М., 2003. - С. 204-205. . То есть ее структура, количественный и качественный состав группы, уровень сплоченности и организованности ее членов, характер преступной деятельности, внутренняя иерархия и т.д.

Таким образом, процессу формирования и функционирования преступных групп в КИН присущи общие социально-психологические закономерности. Вместе с тем у отдельных преступных групп процесс формирования и функционирования имеет особенности, связанные со спецификой личного состава и сферой преступной деятельности.

В процессе перерастания антиобщественных групп в преступные в них происходят важные изменения: увеличивается количество участников, возрастает доля лиц с более отрицательной социально-нравственной характеристикой (злостные нарушители режима КИН, рецидивисты и т.д.), состав группы становится более разнородным, из числа лиц с особо отрицательной направленностью выдвигается лидер, который все чаще использует авторитарные методы управления преступной группой. В результате преступная группа осужденных становится спаянной и сплоченной и, превратившись в организованное объединение, переходит к совершению опасных преступлений.

Несколько иначе формируются преступные группы, состоящие из лиц ранее неоднократно судимых. Процесс образования данных преступных групп отличается рядом особенностей. Во-первых, они сразу формируется как преступные, т.е. сориентированы на совершение преступлений. Во-вторых, группы рецидивистов могут образоваться как организованные, минуя низшие типы, поскольку уже на начальном этапе образования в них зачастую имеется лидер, который одновременно является и организатором преступной группы. В-третьих, лица, входящие в такие группы, имеют преступный опыт, знакомы с методами и приемами следствия и оперативно розыскной деятельности органов внутренних дел. Поэтому они могут использовать наиболее изощренные способы совершения групповых преступлений, а также принимать специальные меры для своей маскировки, тщательной конспирации преступной деятельности и связей внутри группы.

Обладая определенным преступным опытом, участники таких преступных групп совершают преступления более квалифицированно, чаще применяют технические средства, тщательнее скрывают следы преступлений и предметы, добытые преступным путем, нередко заранее договариваются о том, как вести себя в случаях обнаружения их преступных действий.

В-четвертых, преступные группы из числа лиц ранее неоднократно судимых, как правило, немногочисленные. Это объясняется тем, что обычно рецидивисты предпочитают иметь дело с опытными преступниками и избегают участвовать в группах, где много лиц, «не проверенных в деле».

В-пятых, организатор преступной группы использует специфические приемы для втягивания в группу нужных для совершения групповых преступлений людей. Преступники с целью привлечения к преступной деятельности нужных им лиц используют компрометацию и шантаж, постановку в материальную или иную зависимость (например, втягивая в игру в карты «под интерес» лицо проигрывает и у него появляется денежный долг, который в последующем заменяют на совершение какого-либо действия, как правило, противоправного). Также используется создание трудностей в работе и обещание помощи в случае согласия вступить в преступную группу. Иногда указанные приемы применяются в сочетании.

Все вышеуказанные особенности преступных групп следует учитывать не только для понимания процессов их формирования и функционирования, но и для успешного проведения профилактических мер в отношении преступных групп в колониях по исполнению наказания.

2.2. Обще-профилактические меры по предупреждению групповых преступлений осужденных в УИН.

Анализ законодательства и практической деятельности правоохранительных органов показал, что в современных условиях в Республике Узбекистан возрастает необходимость правового регулирования предупреждения преступлений, поскольку эта деятельность осуществляется в основном хаотично и в минимальном режиме. Ее правовая регламентация сводится к отдельным ведомственным нормативным актам, регулирующим деятельность служб и подразделений правоохранительных органов. Несмотря на серьезность ситуации с преступностью, в стране недостаточно разработана концепция развития, закона и структуры системы органов, осуществляющих предупредительную деятельность.

Отсутствие законодательного регулирования профилактической деятельности в современном Узбекистане порождает разнобой в реализации этой важной функции государства различными органами и организациями, а в ряде случаев приводит к отдельным нарушениям прав граждан, например, при осуществлении индивидуальной профилактической деятельности.

По нашему мнению разработка и принятие базового закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений», регулирующего деятельность по предупреждению преступлений, определено требованиями Конституции Республики Узбекистан. Поскольку ограничение прав и свобод человека может осуществляться только в случаях, предусмотренных законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях уважения прав и свобод других лиц, удовлетворения требований морали и нравственности, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Причем, допускается возможность ограничения прав и свобод в исключительных случаях.См.: Бабаев Х.Б., Исмаилов Б.Н. Комментарий к Конституции Республики Узбекистан. - Т., 2001. - С. 108.

Необходимость принятия закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений» определяется также процессом и существом глубокого реформирования общественных отношений в современном Узбекистане, обусловливающим кардинальные изменения в деятельности государства по предупреждению преступлений, серьезностью криминальной ситуации в стране. Что, в свою очередь, неизбежно ведет к необходимости правового регулирования предупредительной деятельности -- одного из приоритетных направлений деятельности государства в сфере борьбы с преступностью. В настоящее же время оно носит фрагментарный характер и осуществляется в основном ведомственными нормативными актами. Результатом такого положения являются разрозненность, слабая скоординированность предупредительной деятельности и, в конечном счете, незначительная эффективность предупреждения преступлений.

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан и общепризнанными нормами международного права закон должен устанавливать основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью государственной системы предупреждения преступлений, направленные на выявление причин преступлений, условий, способствующих их совершению, оказание профилактического воздействия на лиц, склонных к совершению преступлений. Он должен содержать нормы, регламентирующие организационное, информационное и ресурсное обеспечение предупреждения преступлений, предоставляя возможность правоохранительным органам, органам местного самоуправления и другим государственным и негосударственным институтам с учетом их компетенции разрабатывать соответствующие нормативные правовые акты, детализирующие положения закона. Также в нем должны быть определены:

1) основные цели, задачи и принципы деятельности по предупреждению преступлений;

2) гарантии, формы и способы защиты прав и свобод лиц, в отношении которых применяются предупредительные меры;

3) система субъектов предупреждения преступлений, определяя субъекты государственной системы предупреждения преступлений и их общую компетенцию, дифференцировать их в зависимости от характера и содержания деятельности в указанной сфере: субъекты, непосредственно осуществляющие предупреждение преступлений (правоохранительные органы); и субъекты, участвующие в предупреждении преступлений (органы и учреждения социального обслуживания населения, общественные формирования и граждане).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.