Рефераты. Право в системе социальных норм

Конечно, политический критерий, его содержание не следует абсолютизировать и таким образом "политизировать" все нормы права. Следует иметь в виду различия, например, между нормой гражданского, семейного, трудового, т. е. нормой частного права и нормой конституционного, административного, финансового права, политический характер которой определяется ее предметом регу-лирования. Нормы конституционного, государственного права пред-ставляют собой политические нормы в юридической форме.

Политические нормы регулируют взаимоотношения граждан с государством, его органами. Порядок выборов, участие граждан в выборе своих представителей в органы государственной власти, других государственных должностных лиц регулируются полити-ческими нормами, которые выражены в юридическом акте. К поли-тическим нормам относятся также и нормы, определяющие, регу-лирующие отношения законодательной, исполнительной и судеб-ной власти- Каждый закон, принимаемый государственной властью, даже если он не выражает непосредственно политических отноше-ний, получает еще на стадии разработки экономическое, социаль-ное и политическое обоснование, а с опубликованием -- соответствующую оценку общества. Еще в Древнем Риме утверждали: «Solus populi suprema lex» («Благо народа - высший закон»), что являлось свидетельством политического и гуманистического подхода Римского государства к оценке содержания и цели его.

В условиях переходного периода Украине развитие правовой системы требует внимательного учета многих факторов экономического, социально-политического, национального, культурного характера, что дает основания верно и последовательно выразить в законах, других правовых актах жизненные интересы народа.

Религиозные нормы

Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. Марченко М. Н. Общая теория государства и права. - т.2. - с. 72-73

Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет. Новый завет. Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).

В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессу-альные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современ-ных исламских стран Коран ("арабский судебник") и Сунна -- основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат). Общая теория права. /под ред. Пиголкина. - М.. - 1996. - с. 116-117

В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общепризнанные нормы человеческого общежития, требования содержатся, например, в Библии в заповедях Моисею, в Нагорной проповеди. В «Моисеевых закона» установлена необходимость трудиться в течении шести дней и отдыхать седьмой, требование почитать детьми своих родителей, запрещается убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть. Марченко М. Н. Общая теория государства и права. - т.2. - с. 73

В нашей стране до Октябрьского (1917 г.) вооруженного вос-стания ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признава-емых и установленных православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделе-ния церкви от государства эти нормы утратили юридический характер.

В первые годы советской власти допускалось применение норм мусульманского права (шариат) в некоторых районах Сред-ней Азии и Кавказа.

В настоящее время нормы, установленные религиозными ор-ганизациями, соприкасаются с действующим правом в ряде от-ношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или со-вместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религиозным объединениям может предоставляться статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответ-ствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер.

Гражданину Украины предоставлено право за-менять военную службу выполнением альтернативной граждан-ской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, его совершеннолетием, с похоронами близких, и другие, однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов граждан-ского состояния либо других государственных органах, правомоч-ных выдавать такие документы.

Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций. Однако сложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни. Общая теория права. /под ред. Пиголкина. - М.. - 1996. - с. 117-118

Мораль

Мораль (нравственность) - вид социальных норм, охватывающий своими оценками почти все сферы общественной жизни.

Моральные нормы имеют следующие признаки:

1) Нормы морали устанавливаются в обществе на основе моральных взглядов и убеждений о том, что есть зло, а что добро, какое поведение в обществе принимается как надлежащее и желанное, а какое считается недопустимым с точки зрения большинства его членов, какие действия соответствуют интересам общества, а какие им противоречат.

2) Моральные нормы, как правило не требуют какого-либо документального оформления, в отличии от норм права, они находятся в сознании людей. Например, каждый член общества должен понимать, что недопустимо нарушать покой граждан, оскорблять их, распространять клеветнические измышления. И напротив, общепризнанным в обществе признается уважительное отношение к лицам поклонного возраста, инвалидам, детям, к своим родственникам и близким.

3) Нормы морали регулируют те отношения, которые не поддаются регулированию нормами права. Невозможно, например, достичь правового урегулирования отношений или чувства дружбы и презрения, мира и вражды, любви и ненависти, уважения, чести, достоинства, бесстыдства, подлости. Эти отношения, как правило, не имеют общегосударственного значения, и они подлежат лишь моральной оценке со стороны общества. Нечитайленко А.А. Основы теории права. - Х. - 1998. - с. 16.

Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношения к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.

Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие - отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютно социальном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Шершевич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относится к другим, а общество устанавливает, как один человек должен относится к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 169 - 170.

В обобщенном виде общечеловеческое содержание морали выражено в так называемом золотом правиле, древнейшем нор-мативном предписании, известном еще в Древних Греции, Индии и Китае: "(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".

Общечеловеческие нормы и принципы морали -- это нравст-венные ценности. Так называются достигнутые человечеством и воплощенные в общественном сознании общепризнанные нрав-ственные идеалы, для поддержания и более полного осуществле-ния которых общество должно предпринимать постоянные уси-лия, необходимость которых со стороны всех и каждого также входит в понятие нравственной ценности. Защита этих нравст-венных ценностей объединяет общество или по крайней мере его значительную часть.

Общечеловеческие нормы и принципы, составляющие стер-жень, системообразующее начало общественной морали, имеют разные модификации в соответствии с особенностями общества. Они санкционируются общественным мнением, воспитанием и помимо внешней санкции приобретают индивидуальную интел-лектуально-психологическую санкцию, именуемую совестью. Кроме того, нормы общественной морали могут иметь сверхъестественную санкцию в системе религиозных взглядов; значитель-ная часть населения большинства стран находится под влиянием различных вероисповеданий, содержащих моральные заповеди (в том числе "золотое правило").

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.