Рефераты. Правотворчество в государстве и его формы

Содержание права частной собственности весьма широкое (рассмотрим только основные моменты данной категории ). Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую эко-номическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов (что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства), если его действия не противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским, админи-стративным и иным законодательством. Уголовный кодекс, например, предусматривает ответ-ственность за такие преступления против собственности, как кража, мошенничество, присвое-ние, грабеж, разбой, вымогательство и др. Гражданский кодекс РФ закрепляет основания при--обретения и прекращения права собственности, устанавливает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов, ко-торое в соответствии с законом не может им принадлежать (ч.1 ст.213). С введением в дейст-вие нового Гражданского кодекса утратил силу Закон РСФСР о собственности от 24 декабря 1990 г., ранее определявший комплекс вопросов, связанных также с частной собственностью.

Право частной собственности, таким образом, является комплексным институтом, регу-лируемым многими отраслями российского права.

Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права частной собст-венности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Это , в частности, означает, что государственные органы не в праве, ссылаясь на любую нецелесообразность и даже закон, лишать человека имущества против его воли. Собственник всегда вправе обратиться в суд, доказывая неконституционность применяемых против него за-кона или действий.

Только решение суда или приговор, предусматривающий конфискацию имущества, могут быть основанием для принудительного прекращения права частной собственности. При чрез-вычайных условиях (стихийные бедствия, эпидемии и др.) может осуществляться изъятие собственности ( реквизиция ) по решению государственных органов ( ст.242 ГК РФ ), воз-можна конфискация в административном порядке ( ст.243 ГК РФ ), но в любом случае преду-смотрено право гражданина на обращение в суд для восстановления своего права собственно-сти. Кроме того, любые такие действия могут быть обжалованы в суд в соответствии со ст.46 Конституции РФ.

Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем са-мым запрещается насильственная национализация и реприватизация без компенсации, которая принята в тоталитарном государстве. Частная собственность может перейти в разряд государ-ственной, а государственная - в разряд частной (приватизация), но только, а соответствии с за-коном и с возмещением, определяемым по договору или рыночным ценам.

Гарантией права частной собственности является также право наследования. Граждан-ский кодекс регулирует все тонкости перехода имущества собственника после его смерти к на-следникам по закону или по завещанию. Наследственное право призвано гарантировать вы-полнение воли собственника в отношении его имущества и в то же время обеспечивать спра-ведливость, особенно, когда речь идет об охране интересов нетрудоспособных или малолетних родственников.

Гарантированное ст.9 Конституции юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускае-мыми средствами и способами любых, не противоречащих законодательству форм хозяйство-вания и признаваемых законом имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъ-ектов хозяйственной деятельности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права социалистической собственности, в особенности государственной, собственности со-гласно ч.2 ст.8 Конституции права собственности всех субъектов (носителей) этого права за-щищаются абсолютно одинаково, на основании одних и тех же норм материального права.

Отдельно закреплено, а Конституции РФ право частной собственности на землю (ст.35). Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство Российской Федерации, а также их объединениям.

Конституция фиксирует право государственной собственности на землю. Это особенно важно при применении законодательства о федеральных землях и землях, являющихся собст-венностью субъектов Федерации. Их правовое положение уже частично урегулировано такими правовыми актами, как Указ Президента о федеральных фондах природных ресурсов, который должен быть, затем принят в виде закона.

В особую категорию выделяются природные ресурсы, являющиеся собственностью му-ниципальных органов, которые вправе сами распоряжаться ими, использовать их, передавать в собственность, пользование и аренду другим субъектам. При этом субъекты права собственно-сти на природные ресурсы могут выступать как сам орган управления, так и от его имени гра-ждане и юридические лица, в чье владение, пользование или аренду передан природный ре-сурс.

В истории экономических и правовых учений право частной собственности на землю не раз вызывало серьезные дискуссии. Многие философы, писатели (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др.) полагали, что земля должна принадлежать всем или только тем, кто ее обрабатывает. Но экономические законы властно требовали введение земли в гражданский оборот и в конце концов утвердили в развитых странах такие принципы регулирования частной собственности на землю, которые обеспечивают равновесие интересов отдельного человека и всего общества.

В отличие от прежней Конституции, где упоминание о природных ресурсах не связыва-лось с иными формами собственности, кроме государственной, действующая Конституция до-пускает возможность частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы.

В противовес этому коммунистические режимы стремились доказывать преимущество организации сельского хозяйства без частной собственности на землю. Но это привело сель-ское хозяйство к отставанию и сделало землепользование крайне нерациональным. Крестьяне перестали чувствовать себя хозяевами земли, колхозы и совхозы приходили в упадок, громад-ные участки земли не осваивались.

Признание этого права - непременное условие демократической рыночной экономики, именно поэтому оно встречало и поныне встречает сопротивление политических сил, стремя-щихся сохранить свою опору в старой системе землепользования и сельского хозяйства. С этим связано возникновение в России уникальной ситуации, которая состоит в том, что, не-смотря на прямое указание Конституции, в ряде субъектов Федерации право частной собствен-ности на землю отвергается. Однако такого рода нормативные акты должны быть признаны недействительными.

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и дру-гими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не нано-сит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Есть, сле-довательно, только два конституционных ограничения права частной собственности на землю, при соблюдении которых собственник остается свободным в своих действиях. Но эта свобода весьма относительна, ибо в этой же статье Конституции говориться, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч.3 ст.35).

Однако реформа земельного законодательства еще не завершена, принятие нового Зе-мельного кодекса затягивается. Поэтому как владение, так и распоряжение землей регулиру-ются многими актами временного значения. Так, Указ Президента Российской Федерации об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении зе-мельной реформы от 16 декабря 1993 г. требует, чтобы владения земельным участком под уг-розой штрафа сопровождалось его рациональным использованием. Другой акт аналогичной юридической силы - Указ Президента РФ о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России от 27 октября 1993 г. представляет гражданам право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать зе-мельный участок в качестве взносов в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, то-вариществ, кооперативов. В то же время при продаже земельных участков, используемых в сельском хозяйстве, необходимо получить разрешение органа исполнительной власти субъекта Федерации.

Наряду с указанными, действует много других нормативных актов, регламентирующих право частной собственности на землю - как отдельных граждан, так и их объединений, в от-ношении земли, как в сельской местности, так и в городах.

Следующая категория - это трудовые права и свободы. Эта группа прав и свобод (ст.37 Кон-ституции РФ) включает:

свободу труда;

право на труд и на защиту от безработицы;

право на забастовку;

право на отдых;

Итак:

5.3.Трудовые права и свободы.

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закреплены в большинстве консти-туции мира, важны для лиц наемного труда, которые составляют основную часть работающего населения. Эти права распространяются на значительное число находящихся в России имми-грантов, т.е. лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают возможность отстаивать свое достоинство и инте-ресы.

Рыночная экономика существенно меняет правовое положение работников. При админи-стративно-командной экономике они были на словах полноправными, но отсутствие реального собственника создавало безразличное отношение к излишествам рабочей силы на предпри-ятиях, низкой производительности труда и трудовой дисциплины. Как результат - низкая оп-лата труда, уравниловка, незаинтересованность работников в результатах труда при "полной занятости" и "неуклонном росте благосостояния трудящихся". Но жизненный уровень, органи-зация труда все более и более отставали от общемировых стандартов, широковещательные права и свободы часто отстаивались на бумаге.

Частный собственник организует работу своего предприятия по-другому. Он стремиться сократить ненужный персонал, заставить работников трудиться интенсивно, но и оплачивать труд по достоинству. Однако его хозяйская власть, вытекающая из права частной собствен-ности, объективно способна творить произвол и приносить интересы людей в жертву при--были. Экономически общество в этом заинтересовано, но еще более оно заинтересовано в том, чтобы учитывался человеческий фактор, забвение которого способно привести к крупным со-циальным потрясениям (революции, трудовым конфликтам, массовому недовольству ). За-щите интересов человека на производстве служат трудовое и социальное законодательство, а также признаваемые государством договорные формы регулирования трудовых отношений (коллективные договоры и соглашения, индивидуальные трудовые договоры и контракты).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.