Рефераты. Право собственности

Основания прекращения права государственной собственности. Государственная собственность осуществляется и прекращается как в результате общегражданских способов например, в результате осуществления сделок об отчуждении государственного имущества, так и в результате специальных способов прекращения права государственной собственности. Таким специальным способом прекращения права государственной собственности является приватизация.

Под приватизацией понимается переход имущества из публичной собственности государственной или муниципальной в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных специальным законодательством о приватизации.

Основными нормативными актами, регламентирующими приватизацию, являются Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ от 3.07.91г. ВВС РСФСР. 1991. №27. Ст. 927; 1992 №28 Ст. 1614, Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.93г. САПП РФ. 1994. №1. Ст. 2, Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июня 1994г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июня 1994г. СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1478 и др.

«Режим управления муниципальной собственностью зависит и от характера самих объектов собственности. Так, средства местного бюджета в виде финансовых ресурсов, хранящихся на счетах муниципального образования в учреждениях барка, имеют строго целевое назначение и распределяются в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления. Особым режимом управления и использования обладают принадлежащие муниципальным образованиям акции и другие ценные бумаги, удостоверяющие право требования на долю в уставных капиталах немуниципальных предприятий. Указанные ценные бумаги позволяют муниципальным органам управлять не принадлежащим им на праве собственности имуществом муниципальных предприятий и получать за владение ими дивиденды и другие отчисления от прибыли этих предприятий» Уваров А. О правовых основах создания и управления муниципальной собственностью.

Понятие муниципальной собственности давно известно отечественному гражданскому праву. Оно было введено еще в Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. За последнее время это понятие было развито и закреплено в Законе «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990г ВВС РСФСР. 1990. №30. Ст. 416.., Законе «О местном самоуправлении в РФ» ВВС РСФСР: 1991. № 29. Ст. 1010, Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506, в новой Конституции Российской Федерации 1993 г. и в новом Гражданском кодексе 1994 г.

Законодательное определение места и значения муниципальной собственности среди других форм собственности менялось. Так, в Гражданском кодексе 1922 г. муниципальная собственность рассматривалась как разновидность государственной собственности и не имела самостоятельного значения. В Законе о собственности муниципальная собственность представлялась как соединение собственности административно-территориальных образований низшего уровня (городов, районов, поселков и т.д.) и собственности органов территориального общественного самоуправления, например, советов микрорайонов или других общественных образований, признанных юридическими лицами, в результате чего был сделан вывод о том, что муниципальная собственность в Законе представлена как переходная форма от государственной собственности к собственности отдельных юридических лиц Гражданское право. М., 1993. Т. 1. С. 272. 312.

В Конституции РФ 1993 г. и Гражданском кодексе РФ 1994 г. муниципальная собственность наряду с государственной отнесена к публичной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями, и выступает как самостоятельная форма собственности. Законодательное закрепление муниципальной собственности наряду с государственной в качестве самостоятельной формы собственности имеет целью приблизить к реальному обладанию материальными благами тех, кому они по праву принадлежат, -- народа. Преимущество муниципальной собственности перед государственной заключается в том, что многие вопросы относительно владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью могут решаться не только представительными органами, но и населением непосредственно в соответствии с его волей и в его интересах.

К субъектам муниципальной собственности согласно п. 1 ст. 215 ГК относятся городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления. Местное самоуправление заключает в себе право и действительную способность самостоятельного решения населением под свою ответственность вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, исходя из собственных интересов, исторических и иных местных традиций.

Управление такой собственностью должно находиться в ведении представительных (выборных) органов. Однако не исключается участие в управлении муниципальной собственностью иных органов местного самоуправления, структура которых определяется населением самостоятельно (п. 1 ст. 131 Конституции РФ). Важным является соблюдение принципа, в силу которого распределение полномочий по управлению муниципальной собственностью между органами местного самоуправления должно способствовать эффективному использованию муниципальной собственности в соответствии с волей и интересами населения, по целевому назначению.

Таким образом, от имени соответствующего муниципального образования -- собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять органы местного самоуправления, не являющиеся при этом собственниками вверенного им имущества (ст. 125, 215 ГК). Совершенно очевидно, что действующие в качестве юридических лиц выборные и иные органы местного самоуправления, а также территориального общественного самоуправления могут быть организованы соответственно только в форме финансируемых собственником учреждений, общественных организаций, иных формах, которые предусмотрены ч. 3 п. 2, п. 3 ст. 48 ГК.

Кроме того, осуществлять права собственника и выступать в имущественном обороте муниципальные образования могут также через юридических лиц -- муниципальные предприятия и учреждения, которые владеют, пользуются и распоряжаются вверенным им имуществом на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК) или оперативного управления (ст. 296 ГК).

В состав объектов муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, которые находятся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, другие объекты.

Муниципальное имущество, подобно государственному, делится на две части. Одну его часть составляет имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Другую часть составляет муниципальная казна соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Общим для объектов государственной и муниципальной собственности является также наличие среди них объектов, составляющих соответственно исключительную государственную и муниципальную собственность. Закон определяет виды имущества, находящегося только в муниципальной собственности, т. е. изъятого из оборота (например, муниципальные учреждения образования, культуры, спорта).

Специфика муниципальной собственности состоит в том, что ее объекты носят целевой характер, т. е. предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения соответствующих территорий.

Основания возникновения муниципальной собственности, источники ее формирования различны. Их можно условно разделить на две группы: общегражданские способы и способы, на основании которых может возникнуть только муниципальная собственность, т. е. специальные способы возникновения муниципальной собственности.

Надо заметить, что, являясь специальными способами возникновения по отношению к частной собственности, некоторые способы возникновения муниципальной собственности будут общими по отношению к государственной собственности, например: поступления от приватизации имущества; местные налоги и штрафы; плата, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории данного образования; передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность (возможна передача объектов из собственности Российской Федерации или из собственности субъекта РФ) н другие способы.

Специальными основаниями возникновения, присущими только муниципальной собственности, являются: отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации; финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий.

Специальные способы, носящие характер частного случая, названы в Гражданском кодексе РФ. К ним, в частности, относится. поступление в муниципальную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать собственнику (ст. 238 ГК). В муниципальную собственность может перейти недвижимое имущество, выкупленное у собственника для муниципальных нужд (ст. 239 ГК); в том числе в связи с изъятием земельного участка. Изъятию недвижимости у собственника должно предшествовать принятие недвижимых вещей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, па территории которого они находятся, и (или) решение суда.

Общими для всех форм собственности, в том числе и для муниципальной, являются такие основания, как прибыль муниципальных предприятий, учреждений и организаций, имущество, полученное по сделкам, в том числе поступления от сдачи муниципального имущества в аренду, и многие другие способы.

Муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности, который ведут комитеты по управлению муниципальным имуществом.

Осуществляя права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим н юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.