Рефераты. Понятие права собственности в Римском частном праве

Отсюда следует, что при всей широте права собственности оно не является все-таки неограниченным. С древнейших вре-мен был установлен ряд «законных ограничений» права собствен-ности главным образом на недвижимости. Так, например, еще по законам ХII таблиц собственник земли обязан был допускать на свою землю соседа для собирания (через день) плодов, упавших с соседнего участка; каждый из соседей должен был терпеть проникновение на свою землю всякого рода immissiones (дыма, пара, копоти и т. д.), c соседнего участка, если такого рода «воз-действие» вызывалось нормальным использованием соседнего участка,

Приобретение и утрата права частной собственности

Факты, с наступлением которых лицо приобретает пра-во собственности, называются способами приобретения права собственности (modus acquirendi), а те юридические факты (в особенности сделки), которые служат основанием для приобре-тения права собственности, называются титулом приобретения (titulus acquirendi).

Способы приобретения права собственности делятся на первоначальные и производные. Первоначальным называется такой способ приобретения, при котором право приобретателя устанавливается независимо от предыдущего права на данную вещь. К этой категории относятся, прежде всего, такие способы приобретения, с помощью которых приобретается вещь, нико-му не принадлежащая (захват бесхозяйных вещей), а затем -и такие, когда у приобретаемой вещи есть собственник, но право приобретателя возникает совершенно независимо от этого пре-дыдущего права (приобретения по давности владения).

При производном способе приобретения право приобрета-теля основывается на праве предшествующего собственника, выводится из его права.

Практическое значение различия первоначальных и произ-водных способов приобретения вытекает из того, что, посколь-ку при производном способе право передается одним собствен-ником другому, получает применение правило: «Никто не может передать другому больше прав, чем имел бы сам», при первона-чальном приобретении права собственности нет «праводателя», ограниченность правомочий которого могла бы отразиться на со-держании права приобретателя.

Производное приобретение. Важнейшим и наиболее рас-пространенным способом' приобретения права собственности была передача вещи (traditio). Разумеется, не всякая передача вещи вела к переходу права собственности от одного лица к другому. Когда собственник отдавал свою вещь на хранение, в пользование, в заклад, он также совершал передачу, но в этих случаях передача не сопровождалась переходом права собствен-ности. Переход права собственности посредством традиции имел место только тогда, когда вещь передавалась и принималась с намерением передать-получить ее в собственность. Таким об-разом, традицию как способ приобретения права собственности можно определить как передачу одним лицом другому фактического владения вещью с целью передачи права собственности на эту вещь.

Римское право четко разграничивало обязательствен-ный договор об отчуждении вещи (куплю-продажу) и само от-чуждение в смысле перехода права собственности (передачу ве-щи). Traditio, или передача вещи, также была договором, так как предполагала соглашение между передающим вещь и принима-ющим, но договором, имеющим вещноправовые последствия - - переход права собственности. Если в этом отношении воля пе-редающего и воля принимающего не соответствовала одна дру-гой, traditio не могла привести к переходу права собственности от одного лица к другому.

Сложнее обстояло дело, если по вопросу о переходе права собственности соглашение сторон достигнуто, но было разногла-сие относительно цели традиций (causa). По этому вопросу в содержащихся в Дигестах отрывках из сочинений различных юристов даются различные ответы. Так, юрист Юлиан (D.41.1.36) приводит такие примеры: передается земельный участок, при-чем передающий имеет в виду передачей участка исполнить волю завещателя, а принимающий считает основанием передачи обязательство по договору; передается денежная сумма, причем передающий преследует цель дарения, а принимающий берет деньги взаймы. Юлиан высказывается в том смысле, что это разногласие относительно цели передачи не препятствует пере-ходу права собственности от одного лица к другому. Напротив, Ульпиан (D.12.1.18 pr.) рассуждал так, что, поскольку в после-днем случае нет соглашения ни о передаче в дар, 'Ни о переда-че взаймы, традиция не имеет силы.

Это разногласие юристов сводится к тому, является ли traditio сделкой абстрактной (т. е. отвлеченной от преследуемой в конкретном случае цели, causa, и потому приводящей к пере-ходу права собственности независимо от осуществления цели) или же сделкой каузальной (т. е. предполагающей для своей действительности осуществление цели, causa, откуда и название «каузальная сделка»). Юлиан стоял на точке зрения абстракт-ности традиции.

Таким образам, traditio как способ приобретения права собственности предполагала следующие элементы:

- переход вла-дения вещью к приобретателю по воле отчуждателя

- так на-зываемую легитимацию на передачу, т. е. право передающего вещь на ее отчуждение, такое право нормально принадлежит собственнику, но уполномочен на отчуждение иногда и не соб-ственник (залоговый кредитор,)

- со-глашение сторон о том, что владение вещью передается для пе-ренесения права собственности на передаваемую вещь

- недолжно быть запрещения для передающего вещь отчуждать ее (например, такое запрещение было установлено для мужа в от-ношении отчуждения земельного участка, полученного им в приданое за женой).

Первоначальное приобретение. Захват бесхозной вещи (occupatio rei nullius). В римском праве существовало правило, что вещь, не изъятая из оборота, но и не имеющая собственни-ка, поступает в собственность того, кто первый ее захватит, primo occupanti (первому захватившему), с намерением присво-ить себе. Путем такого захвата можно было приобрести право собственности на вещи, которые вообще еще не имели собствен-ника (дикие животные, рыбы в реке и т. п.), а также на вещи, брошенные собственником (т. е. вещи, от которых собственник отказался).

Брошенные вещи не следует смешивать с вещами, потерян-ными и спрятанными. В каком случае надо признать вещь брошенной, в каком потерянной или спрятанной, решается на осно-вании всей обстановки каждого случая. Если лицо находит ка-кую-нибудь ветошь, старые тряпки и т. п., оно вправе считать найденные вещи выброшенными, если же оно замечает какую -то более или менее ценную вещь, нет основания предполагать, что вещь выброшена собственником, скорее можно считать, что вещь потеряна. Если лицо, нашедшее потерянную вещь, захва-тит ее себе, это приравнивалось по римскому праву к краже. Нашедший вещь обязан был принять меры к отысканию ее соб-ственника. Все расходы, связанные с хранением вещи и отыска-нием собственника, нашедший вправе был переложить на пос-леднего, но специального вознаграждения за находку римское право (в отличие от современного) не предусматривало.

Спрятанные вещи продолжали находиться в соб-ственности того лица, которому они принадлежали до этого. Но если вещи спрятаны так давно, что установить и отыскать их собственника невозможно, они признавались кладом (thesaurus). В древнем римском праве клад рассматривался как составная часть вещи, в которой он спрятан (обычно - земли), а потому принадлежал собственнику этой вещи. Начиная со II в. н. э., в целях поощрения отыскания кладов (и, следовательно, включе-ния спрятанных имуществ в оборот) клад стал признаваться принадлежащим в половине собственнику земли, в которой клад найден, и в другой половине - лицу, нашедшему клад.

Приобретение права собственности по давности владения. Юрист Гай в своем комментарии к провинциальному эдик-ту (D.41.3.1) говорил, что приобретение права собственности по давности владения введено по соображениям «общественного, публичного блага» (bono publico), чтобы не создавалось на боль-шие промежутки времени, а то и навсегда неуверенности и не-определенности в собственнических отношениях; интересы соб-ственников (тех вещей, которые закрепляются по давности вла-дения за другими лицами) подобного рода правилам не наруша-ются, так как в их распоряжении был достаточный промежуток времени, чтобы отыскать и истребовать свои вещи.

Из этих слов Гая видна сущность приобретения права соб-ственности по давности владения. Лицо получает вещь в свое владение добросовестно. Оно имеет основание считать себя соб-ственником. Объективно же положение иное: право собственно-сти принадлежит другому лицу, и если это последнее лицо предъявляет иск об изъятии вещи и доказывает на суде свое право собственности, добросовестному владельцу приходится отдавать вещь. Однако если в течение определенного, предус-мотренного в законе срока иск об изъятии вещи не предъявлял-ся, то целесообразность требовала, чтобы положение добросо-вестного владельца получило окончательное закрепление, что-бы никакие дальнейшие потрясения в его хозяйстве на почве истребования вещи ее прежним собственником не могли иметь места. Провладев (при наличии известных предположений, о которых речь ниже) вещью в течение установленного (давнос-тного) срока, владелец превращался в собственника. Его право

не выводилось из права прежнего собственника, а возникало заново, поэтому приобретательная давность относится к перво-начальным способам приобретения права собственности.

Таким образом, приобретателъную давность можно опре-делитъ как такой способ приобретения права собственности, который сводится к признанию собственником лица, которое фактически провладело вещью в течение установленного зако-ном срока и при наличии определенных условий.

В классическом праве институт приобретательной давности имел двойственный характер на почве различия ius civile и ius gеntium. В ius civile приобретательная давность (usucapio) при-знавалась еще в эпоху ХII таблиц. Сроки владения в ту пору

были установлены очень короткие (для земельных участков -два года, для остальных вещей - один год). Условия приобре-тения были простые: кроме факта владения требовалось толь-ко, чтобы вещь не была краденой.

В Провинциальном эдикте появился другой вид давности longi temporis praescriptio, назначение которой состояло в том, чтобы распространить действие давности по субъекту - на пе-регринов, по объекту - на провинциальные земли. Сроки этой новой давности были более продолжительны: 10 лет, если при-обретающий по давности и то лицо, которому в связи с давно-стным владением угрожает утрата права, живут в одной про-винции (inter praesentes, между присутствующими), и 20 лет, если эти два лица живут в разных провинциях (inter absentes, между отсутствующими). Юстиниан объединил оба эти вида давности (usucapio и longi temporis praesc riptio). Условия при-обретения права собственности по давности в конечном итоге определялись следующим образом:

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.