Рефераты. Подготовка и ведение дел в арбитражном суде

Анализируя нормы Арбитражного процессуального кодекса о подсудности дел арбитражным судам, нетрудно убедиться в том, что речь идет об определении конкретного арбитражного суда Субъекта Российской Федерации для рассмотрения конкретного хозяйственного спора подсудного именно арбитражному суду субъекта Российской Федерации. Правила о договорной подсудности, территориальной подсудности не распространяются на споры, подсудные Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации. Поэтому с точки зрения полномочий арбитражных судов, а все суды субъектов Российской Федерации являются судами одного уровня, а также с точки зрения возможности проверки решений арбитражного суда соответствующими инстанциями арбитражных судов еще двух уровней ни одна из сторон при выборе арбитражного суда не получает никаких преимуществ, не приобретает новых прав и их не теряет.

Арбитражное процессуальное законодательство предусматривает исключительную подсудность.

В тех случаях, когда закон, учитывая специфические особенности, присущие отдельным категориям дел, точно и безоговорочно устанавливает их подсудность определенному суду, исключая возможность их рассмотрения в каком-либо другом суде, - говорят об исключительной подсудности.

Установление исключительной подсудности имеет целью обеспечить наилучшие условия для правильного и оперативного разрешения некоторых категорий дел, характер которых затрудняет рассмотрение их в другом месте.

Такое исключение из общей подсудности касается споров, возникающих из договоров перевозки, в которых одним из ответчиков является орган транспорта. Такие споры рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения органа транспорта, перевозчика (исключительная подсудность). И если орган транспорта является одновременно и перевозчиком, и органом, выдающим груз грузополучателю, то приведенное правило не вызывает нареканий, так как вполне отвечает признаку территориальности в подсудности и подсудности по месту нахождения исполнителя договора. Однако такое совпадение органа, перевозящего и выдающего груз, в одном лице наблюдается не на всех видах транспорта, а является характерным для автомобильного транспорта, где груз выдается, как правило, одновременно с выгрузкой его из автомобиля. На железнодорожном транспорте такое совпадение невозможно вообще. Более того, в соответствии с действующим уставом железных дорог ответственность по договору перевозки груза несет управление дороги станции назначения. Таким образом, все иски, вытекающие из нарушений договоров железнодорожной перевозки, предъявляются в арбитражный, суд по месту нахождения управления конкретной дороги.

Подсудность дел, вытекающих из перевозки грузов железными дорогами, должна определяться по общему территориальному признаку - по месту нахождения ответчика. А поскольку в системе железных дорог все подразделения, связанные с перевозочным процессом, являются самостоятельными государственными предприятиями, то предприятие, выдающее груз получателю, и должно выступать ответчиком' по таким спорам. Все операции по приемке и выдаче груза осуществляют железнодорожные станции. Они и должны нести ответственность по всем требованиям, вытекающим из несохранной перевозки грузов.

Исключительная подсудность установлена для исков о признании права собственности на здания, сооружения, земельные участки, об изъятии зданий, сооружений, земельных участков из чужого незаконного владения, об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения. Дела по таким искам рассматриваются по месту нахождения здания, сооружения, земельного участка.

Исключительная подсудность установлена для исков к государственным органам, органам местного самоуправления субъекта Российской Федерации, вытекающих из административных правоотношений. Они предъявляются не по месту нахождения соответствующего органа, а в арбитражный суд этого субъекта Российской Федерации. В аналогичном порядке предъявляются иски о признании недействительными актов иных органов, расположенных на территории другого субъекта Российской Федерации. На исключительную подсудность не распространяются правила о договорной подсудности или подсудности по выбору истца.

В арбитражном законодательстве выделена специальную подсудность. Она касается дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и дел о несостоятельности (банкротстве) предпринимательских структур.

Объяснялось это тем, что в перечнях экономических и управленческих споров таковые вовсе не предусматривались.

Необходимо еще указать на так называемую подсудность по связи дел. Эта подсудность возникает при предъявлении ответчиком встречного иска (ст. 110 АПК РФ) и при вступлении в дело третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора (ст. 38 АПК РФ).

В указанных случаях вопрос о подсудности предрешен действующим законодательством: встречный иск подсуден тому суду, который рассматривает основной иск; иск третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, подсуден суду, в котором разрешается спор между первоначальным истцом и ответчиком.

Принятие судом встречного иска и вступление в дело третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора допускается при соблюдении определенных в законе правил и только до принятия арбитражным судом решения, т. е. только в суде первой инстанции.

Правильное адресование искового заявления арбитражному суду в соответствии с установленной подсудностью способствует более быстрому разрешению спора, и в этом заинтересованы прежде всего истцы. Однако последние иногда допускают ошибки и направляют иски в арбитражный суд без учета требований о подсудности. По новому АПК РФ арбитражный суд такие ошибки не исправляет, а поступившие исковые материалы по хозяйственному спору, неподсудному данному арбитражному суду, возвращает без рассмотрения.

На практике бывают случаи, когда исковые материалы передаются в арбитражный суд с нарушением подсудности. Причем нередко эти нарушения создаются искусственно.

Законодатель допускает передачу дела на рассмотрение другого арбитражного суда лишь в двух случаях: если при рассмотрении дела в данном суде выявится, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности, либо если после отвода одного или нескольких судей их замена в данном суде становится невозможной, а также в других случаях, когда невозможно рассмотреть дело в данном суде.

Дело, направленное из одного арбитражного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, которому оно направлено. Споры о подсудности между арбитражными судами в Российской Федерации не допускаются. Споры арбитражными судами должны рассматриваться в кратчайшие сроки. Исключение споров о подсудности будут способствовать оперативному разрешению еноров в экономической сфере" .

Передача исковых материалов по подсудности из одного арбитражного суда в другой не влияет на определение момента перерыва срока исковой давности. Исковая давность считается прерванной в день предъявления иска в арбитражный суд, который впоследствии переслал исковые материалы по подсудности в другой арбитражный суд.

Однако следует иметь в виду, что арбитражные суды Российской Федерации не могут направлять исковые материалы и дела по подсудности в соответствующие органы других государств бывшего СССР. В этих случаях госпошлина но спору должна перечисляться но правилам этих государств в их соответствующие органы. При не перечислении или неправильном перечислении госпошлины исковой материал к производству не принимается и сроки исковой давности не прерываются. Это надо всегда иметь в виду российским предпринимателям, имеющим хозяйственные связи с предпринимательскими организациями других стран СНГ.

Как правило, вопрос о подсудности дела арбитражному суду разрешается единолично арбитражным судьей на стадии принятия искового заявления.

Признавая дело неподсудным, судья выносит мотивированное определение о возвращении искового заявления.

Определение о возвращении искового заявления может быть обжаловано. В случае отмены определения исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения в арбитражный суд.

Возвращение искового заявления в связи с неподсудностью его данному делу не препятствует обращению с ним в надлежащий суд на общих основаниях. Однако, возвращая неподсудное дело, арбитражный суд не должен разъяснять истцу, в какой конкретно арбитражный суд следует направлять это дело. ГЛАВА 3. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИСКА И ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

3.1. Порядок предъявления иска и последствия его нарушения

Арбитражным процессуальным законодательством предоставлено право обращаться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспоренных прав и законных интересов заинтересованным лицам: ор-ганизациям независимо от форм собственности, а также гражданам, зарегистрированным в качестве предпринимателей.

Так же в случаях, предус-мотренных законом (ч. 2 ст. 4 АПК), правом на обращение в арбитражный суд в за-щиту государственных и общественных интересов предоставлено про-курору, государственным органам, органам местного самоуправле-ния и др.

Однако наличие права на возбуждение конкретного дела в арбит-ражном суде связано с существованием определенных юридических фактов и соблюдением установленного арбитражным процессуаль-ным законодательством порядка обращения в этот судебный орган. Отсутствие правообразующего фактического состава или нарушение порядка реализации права на обращение в арбитражный суд исклю-чает возможность возбуждения арбитражного производства полнос-тью либо задерживает его своевременное возбуждение.

Право на обращение с иском в арбитражный суд представляет собой установленную законом возможность для каждого заинтересо-ванного лица обратиться в арбитражный суд за защитой своих нару-шенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, ус-тановленном АПК РФ. Из вышесказанного вытекает следующее:

1) правом на обращение в арбитражный суд могут воспользоваться заинтересованные лица (ч. 1 ст. 4 АПК РФ);

2) заинтересованными лицами являются -- стороны; третьи лица; заявители и иные лица по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и о несостоятельности (банкротстве); проку-рор; государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в суд с иском в защиту государственных и общественных интересов (ч. 2 ст. 4, ст. 40 АПК РФ);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.