Таблица 1.6.
Удельный вес предприятий различных организационно-правовых форм (%)
Организационно-
правовые формы
Число предприятий
Удельный вес предприятий
различных организационно-
правовых форм, (%)
Всего
в том числе:
акционерные общества
общества с ограниченной
ответственностью
государственные
(муниципальные)
предприятия
арендные предприятия
203
24
9
163
7
100
11, 8
4, 4
80, 9
2, 9
Особенно быстро процесс развития новых форм хозяйственных отношений в жилищно-коммунальной сфере протекает в Калуге Как видно из табл. 1.7. в 1998 г. здесь было зарегистрировано 244 частных предприятия - около 0, 4% общего числа частных предприятий, учрежденных гражданами РФ. По сравнению с 1995-1996 гг., число частных предприятий ЖКХ увеличилось в Калуге на 73, а в Калужской области - на 11 единиц.
Таблица 1.7.
Отраслевая структура частных предприятий
Калуга
Калужская область
единиц
уд. вес
Всего учреждено
гражданами РФ
в том числе в:
промышленности
сельском хозяйстве
транспорте и связи
строительстве
торговле и общественном питании
жилищно-коммунальном
хозяйстве
финансах, кредите,
страховании и пенсионном обеспечении
предприятия других отраслей
95395
15202
368
2073
11848
45099
244
592
19269
16, 0
0, 4
2, 2
12, 0
47.0
0.4
0.6
21.1
10047
2062
1200
267
1482
3834
33
39
1130
20, 5
11, 9
2,6
14, 7
38, 1
0,3
11,3
Преобладание муниципальных предприятий ЖКХ соответственно предполагает выделение фондового сырья, государственное регулирование цен и тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Однако дефицит бюджета обусловил сокращение собственных оборотных средств, значительный рост кредиторской задолженности по обязательствам предприятий и организаций ЖКХ, а также дебиторской задолженности предприятиям жилищно-коммунальной сферы со стороны предприятий -покупателей услуг, особенно государственных организаций, а также населения. Это особенно сказывается в условиях развивающейся с 1998 г. инфляции.
На предприятиях ЖКХ Калужской области продолжается спад физического объема производства услуг (в сопоставимых ценах). По крупным и средним предприятиям в 1997 г. он составил 83, 2% к уровню 1996 г. и 78, 9% к уровню 1995 г. Наиболее существенно сократились услуги горячего и холодного водоснабжения государственных коммунальных предприятий системы "Водоканал" (73, 1%); энергетики и теплоэнергетики (78, 3% и 71, 4%) АО "Калугаэнерго" и государственных коммунальных предприятий "Теплосеть". Сократился объем услуг бань и прачечных (63, 2%); ритуальных услуг (59, 4%); услуг гостиниц (51, 8%); услуг по механизированной уборке территории и вывозу отходов (69, 5%),
Падение объемов производства услуг вызвано финансовой несостоятельностью предприятий (организаций, учреждений) и населения, их неспособность оплачивать все возрастающую стоимость услуг ЖКХ. Только за первое полугодие 1997 г. ставки и тарифы на жилищно-коммунальное обслуживание населения выросли в Калужской области на 6, 5% за счет повышения платы за газ сетевой - в 2 раза; тарифов на электроэнергию - на 48%, платы за водоснабжение и канализацию - на 6%, квартплаты на 15% (см. табл. 1.8.). В 1998 г. этот процесс продолжался.
Однако рост цен не единственная причина, вызвавшая столь значительное падение объемов производства предприятий ЖКХ. Следует отметить и целый ряд других причин.
1. Значительное недофинансирование из федерального бюджета запланированных статей расходов местных бюджетов на текущее содержание и развитие муниципального ЖКХ, в том числе и финансирование местных инвестиционных программ и проектов "ресурсосбережения", поддержка и финансирование которых было гарантировано федеральным правительством. Это значительно затрудняет реконструкцию, переоснащение и техническое перевооружение предприятий ЖКХ, внедрение новых ресурсосберегающих технологий, без которых невозможно снизить себестоимость жилищно-коммунальных услуг, повысить их качество. Дефицит бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований не дает возможности предоставлять дополнительные ассигнования на эти цели.
Таблица 1.8.
Динамика тарифов на основные виды платных услуг населению Калужской области в 1995-1997 гг.
Услуги
Январь-июнь 1997 г. к декабрю 1996 г.
Январь-июнь 1996 г. к декабрю 1995 г.
Платные услуги населению
бытовые
пассажирского транспорта
связи
жилищно-коммунальные
детских дошкольных
учреждений
санаторно-курортные
здравоохранения
111, 2
115, 1
116, 2
106, 6
106, 5
107, 2
109, 3
118, 4
119, 7
123, 9
117, 5
127, 6
115, 7
121, 8
122, 0
114, 3
2. Необоснованное увеличение удельного веса ввоза твердого топлива (угля) из северных районов страны. Его приобретение осуществляется Правительством Калужской области главным образом в кредит и по взаимозачетам. При этом практически полностью остановлены разработки и добыча местного и более дешевого топлива - торфа, который можно широко использовать в период отопительного сезона. Переоборудование котельных на его использование не требует значительных финансовых средств. Однако, отсутствие финансовых ресурсов на торфяные разработки и добычу торфа, а также невозможность для местных бюджетов муниципальных образований области осуществлять его 100% предоплату частным подрядчикам, затрудняет использование этого дешевого и качественного сырья.
3. Значительный износ основных фондов предприятий ЖКХ. В Калужской области он превышает 60%. Особенно высок износ фондов на государственных (муниципальных) предприятиях ЖКХ, которыми производится до 90% жилищно-коммунальных услуг. Степень износа основных фондов предприятий ЖКХ Калужской области представлен в табл. 1.9. Значительный износ основных фондов ЖКХ вызывает необходимость их постоянного ремонта, направленного главным образом на "латание дыр", что негативно влияет на результаты производственной и финансово-экономической деятельности предприятий, затрудняет ресурсосбережение в сфере потребления жилищно-коммунальных услуг.
Таблица 1.9.
Существующая система управления ЖКХ ярко доказывает ее неэффективность. Материальная база отрасли, развивавшаяся на основе остаточного принципа финансирования, находилась в неудовлетворительном состоянии и в доперестроечные времена и заметно деградирует в последние годы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21