Рефераты. Перспективные направления в жилищной политике в управлении городским хозяйством

Таким образом, складывается замкнутый круг хозяйственной несостоятельности и безответственности, основанный на порочной практике управления ЖКХ.

По существу население оплачивает воображаемые коммунальные услуги (питьевую воду, тепло, утилизацию отходов и др.), а не фактически потребляемые.

Основой финансовой реструктуризации ЖКХ является создание в этом секторе конкурентных отношений при производстве соответствующего товара, услуги и, как следствие, рыночных стимулов.

Задолженность местных бюджетов перед коммунальными предприятиями в конце 90-х гг. достигает в среднем 70% общей суммы дебиторской задолженности предприятий. Таким образом, муниципальные предприятия являются постоянными кредиторами бюджета: причем стоимость таких кредитных денег для бюджета минимальна.

В то же время отсутствуют четко формализованные договорные отношения между муниципалитетом и предприятием, с одной стороны, предприятием и потребителями коммунальных услуг, с другой. Городская администрация не имеет точного представления о финансовых потоках, то есть о расходовании и эффективности использования средств, получаемых предприятием вследствие бюджетного дотирования и повышения тарифов. Это приводит к дополнительному увеличению нагрузки на потребителей коммунальных услуг без гарантий повышения их качества.

Необходим мониторинг качества поставляемых услуг. Информация о химическом составе воды, температуре воздуха в помещениях и т.д. до сих пор практически не влияет на процесс утверждения тарифов и не учитывается при контроле за использованием средств, полученных из бюджета.

На местах отсутствуют отраслевые стандарты учета и планирования затрат на предприятиях коммунального хозяйства. Это приводит к искажению реальной картины затрат, что, в свою очередь, снижает возможность целенаправленного воздействия на предприятие с целью снижения издержек и позволяет достаточно свободно переносить средства из одной статьи в другую.

Работы, услуги различных подразделений многоотраслевого предприятия ЖКХ, используемые при производстве и оказании определенной услуги ЖКХ (электроэнергия, подача воды, канализование и др.) учитываются не по цеховой себестоимости, а по тарифу, установленному для внешних потребителей. По существу каждый раз эта работа (услуга) показывается как объем реализации (доход) со всеми вытекающими последствиями (налоговыми платежами), что увеличивает стоимость конечного продукта (услуги) в 2-2, 5 раза. Происходит манипуляция финансовыми ресурсами на бумаге, так как реальные деньги в этой процедуре не участвуют и тариф "разбухает" на бумаге.

Предприятия ЖКХ выполняют не свойственные работы (услуги): техническая инвентаризация зданий, расчет компенсаций, субсидий, льгот, обслуживание коллективных антенн и др.), без соответствующего финансирования. Это приводит к включению затрат по выполнению этих работ (услуг) в себестоимость услуг ЖКХ.

"Водоканал" отпускает воду для подогрева предприятиям системы "Теплосеть", одна ее часть идет в систему горячего водоснабжения, а другая циркулирует в закрытых системах отопления, то есть не канализируется. В то же время вся вода отпускается со стоимостью канализования и на это "завышение" еще накручивается прибыль "Водоканала", что приводит к необоснованному увеличению платежей потребителей услуг.

В ряде регионов имеет место "котловой" смешанный учет отпускаемых потребителям коммунальных услуг, хотя часть коммунальных ресурсов производится на предприятии, а часть закупается на стороне. Отпускная цена таких услуг, как правило, соответствует наибольшей, то есть или произведенной собственными силами или закупленной на стороне.

Приборы учета на сетях предприятий-монополистов ЖКХ, поставляющих друг другу ресурсы отсутствуют, а расчеты производятся по устаревшим нормативам. Так, например, при отпуске воды (горячей, холодной) должны контролироваться три параметра: давление, количество, температура, а по газу четыре: температура, давление, химический состав и плотность. От соблюдения этих параметров по договору зависит стоимость горячей или холодной воды, либо гигакалории. Но без приборов учета отследить условия соблюдения этих параметров и, соответственно, уровень затрат на единицу услуги, практически невозможно.

На мой взгляд, заключаемые между субъектами монополий договора поставки и купли-продажи услуг (продукции), договора энергоснабжения и т.д., неполно отражают реальные экономические отношения и не учитывают особенности правоотношений по поставке услуг (продукции) населению, предприятиям (организациям, учреждениям) социальной сферы и прочим бюджетным организациям.

Так, тепловая энергия подается монополистом по цене ниже себестоимости, соответственно увеличиваются тарифы на электрическую энергию. Потребители электричества фактически дотируют потребителя тепла, поскольку они являются самыми дисциплинированными плательщиками и уровень собираемости средств от них значительно выше, чем с потребителей тепла.

При этом управление дебиторской задолженностью чаще всего передается посредническим фирмам, комиссионные услуги которых составляют 12-30% суммы поступающих от должников платежей. Это приводит к увеличению затрат предприятий и к уменьшению их оборотных средств, что, в свою очередь, снижает способность предприятия своевременно расплачиваться по налогам и другим обязательным платежам.

В основе завышения тарифов предприятиями-монополистами часто лежит бесхозяйственность и прямое нарушение правил финансово-хозяйственной деятельности. Необоснованно завышаются заработная плата и уровень рентабельности, незаконно списываются материально-технические ресурсы, имеет место нецелевое использование бюджетных средств местными администрациями и самими предприятиями коммунального хозяйства. При значительном недофинансировании ЖКХ федеральным и местными бюджетами, в его структурах имеют место финансовые злоупотребления, приводящие к завышению затрат на производственные услуги на 10-15% .

Реформирование финансов ЖКХ предусматривает снижение затрат на производство услуг, а соответственно и тарифов. Однако "снижение затрат" осуществляется порой формально путем исключения конкретных видов работ (услуг) по жилищно-коммунальному обслуживанию населения, сокращения штатов слесарей, сантехников, дворников, отказа от профилактического обслуживания инженерных сетей и оборудования и т.д. Такое сокращение затрат не приводит к реорганизации финансового механизма в отрасли.

Анализ представленных в Госстрой России данных показывает, что коммунальные тарифы значительно отличаются друг от друга в городах с аналогичными природно-климатическими условиями (см. табл. 2.6.). Предприятия-монополисты не только перекладывают на население расходы, связанные с повышением заработной платы своих работников, строительством жилья, приобретением транспортных средств и другие затраты, не связанные с оказанием коммунальных услуг, но и не способствуют повышению эффективности производства, внедрению новых технологий, направленных на снижение себестоимости коммунальных услуг .

При действующем финансовом механизме ЖКХ - по существу отсутствует мотивация эффективной деятельности предприятий за счет снижения затрат на производство коммунальных услуг. Массовое и бесконтрольное включение непроизводительных затрат монополистов, ничего общего не имеющих с целями и задачами реформы ЖКХ, существенно и необоснованно "раздувает" себестоимость услуг.

Необходимо ввести обязательный аудит тарифов на ремонтно-эксплуатационные услуги, благоустройство, затрат на дорожно-мостовое хозяйство и дорожно-транспортное строительство, если эта сфера деятельности не регулируется в регионе (городе) конкурентной средой, а также аудит цен на услуги естественных монополистов, то есть организаций водопроводно-канализационного хозяйства, тепло-, электроэнергетики, газоснабжения.

Аудиторские проверки хозяйственно-финансовой деятельности жилищно-коммунальных предприятий позволят также усилить регулирование ценообразования на всех уровнях формирования стоимости оплаты жилищно-коммунальных услуг. Это позволит выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчет тарифов, а также определить пути снижения производственной себестоимости на всех этапах технологического цикла.

Разработка предложений по формированию и реализации региональной политики в отношении финансов ЖКХ позволит в перспективе регулировать коммунальные тарифы независимо от форм собственности и статуса предприятий.

Финансовая реструктуризация ЖКХ включает также проведение налоговой реформы, реструктуризацию и взаимозачет долгов между предприятиями ЖКХ, бюджетами, социальными фондами и т.д. Финансовая реструктуризация ЖКХ призвана устранить неоправданные различия в стоимости услуг ЖКХ в различных субъектах РФ и муниципальных образованиях, а иногда и внутри города, населенного пункта (см. табл. 2.7.).

Таблица 2.7

Соотношение экономически обоснованных тарифов на услуги ЖКХ в разрезе муниципальных образований по регионам РФ (разы)

Экономически обоснованный тариф

Наименование

Водоснаб-жение

Водоотведение

Горячее водоснаб-жение

Отоп-ление

Содер-жание жилья

1

2

3

4

5

6

Калужская область

5.2

6, 0

4.0

4, 0

4, 1

2.3 Организационные основы реформирования жкх

Организационно-технологическая реструктуризация жилищно-коммунального хозяйства

Организация ЖКХ в условиях значительного износа жилищного фонда и систем жизнеобеспечения, возможно только при комплексном подходе к формированию технической базы отрасли, особенно принципы этой организации объектов многоцелевого использования.

До настоящего времени системный и комплексный подход в реализации основных задач ЖКХ не использовался, что во многом связано с остаточным принципом финансирования, затратным механизмом формирования себестоимости и невысоким уровнем квалификации как обслуживающего персонала, так и инженерных кадров.

Новые экономические условия создали необходимость проведения организационно-экономических реформ в отрасли, главными направлениями которых являются:

* обеспечение устойчивого функционирования всех структур ЖКХ (демонополизация, развитие конкурентной среды, ресурсо-, энергосбережение на базе научно-технических и организационных нововведений);

* обеспечение социальной защиты населения в условиях перехода отрасли на финансирование за счет средств нанимателей и владельцев жилищного фонда;

* государственное регулирование и контроль за соблюдением прав потребителей услуг отрасли.

Реализация указанных направлений требует решения ряда социальных, организационно-экономических, финансовых, правовых и других проблем. Особое внимание среди них следует уделить принципам организации деятельности технологических систем (комплексов) ЖКХ. К ним следует отнести;

1. Принцип конкурентоспособности технологических систем (комплексов) ЖКХ. В условиях рыночной экономики сам технологический комплекс выступает как наукоемкий товар длительного использования, который является одновременно материальной основой предоставления современных коммунальных услуг. С точки зрения местной администрации, являющейся собственником создаваемого, реконструируемого или обслуживающего комплекса инженерных систем, этот специфический товар, производящий услуги, должен удовлетворять целому ряду требований. На его создание расходуются значительные финансовые ресурсы, формирующееся из коммунальных платежей населения, предприятий, налогов и бюджетных дотаций.

К числу наиболее важных нормативных требований, к технологическим комплексам ЖКХ, относятся пожаро- и взрывобезопасность, отсутствие вредных выбросов, технологическая надежность, простота эксплуатации. Нормативные показатели должны содержать взаимодополняющие требования, которые позволяют всесторонне оценить конкурентоспособность системы. Если по любому из требуемых параметров имеются отклонения, то такие системы не могут приниматься в эксплуатацию и требуют дополнительных капитальных вложений на реконструкцию.

Ко второй группе показателей конкурентоспособности относятся технологические и технические параметры, конструкторские и технологические решения, определяющие эргономичность, эстетичность и соответствие окружающему ландшафту. К числу этих параметров следует отнести модульность и дизайн оборудования, протяженность трубопроводов и силовых сетей, удобство эксплуатации, ремонтопригодность, наличие автоматической сигнализации для отключения при аварийных ситуациях, условия труда обслуживающего персонала.

Третью группу показателей конкурентоспособности образуют экономические параметры, которые характеризуют расход ресурсов, включая затраты на обучение персонала, повышение его квалификации, разработку норм, учетной документации и других организационных мероприятий, соотношение цены и эксплуатационных качеств оборудования.

Обычно экономические показатели оценивают по цене сдачи объекта "под ключ". Однако этого недостаточно для полной оценки конкурентоспособности технологических систем. Цена поставки технологического комплекса "под ключ" не учитывает цену потребления, которая включает в себя не только стоимость объекта, но и все последующие текущие расходы, возникающие в процессе эксплуатации технологических систем (обслуживание, ремонтные работы, обучение пересдала и т.п.).

Для полной оценки стоимости единицы услуги (например, одной Гкал поставленного тепла, одного кВт/час электроэнергии) необходимо учесть не только стоимость самого технологического объекта, которая определяет сумму амортизации, но и текущие затраты в расчете на общий объем предоставленных услуг. Проблема заключается в том, что многие статьи затрат связаны не только с процессами морального и физического износа оборудования, но и с динамикой инфляционных процессов, приводящих к повышению стоимости энергоресурсов, затратных материалов (реагентов, флокулянтов, коагулянтов и т.д.). Все это превращает экономический показатель конкурентоспособности в вероятностную величину, которая должна прогнозироваться на этапе отбора наиболее конкурентоспособных технологических систем.

Однако, для большинства элементов инженерной инфраструктуры ЖКХ экономические показатели конкурентоспособности рассчитываются неполно и далеко не всегда являются надежной основой выбора перспективных технологических систем. При выборе зарубежного оборудования следует учесть, что по завершении его монтажа, при относительно невысокой цене поставки, могут быть существенно повышены цены на запчасти, консультации и услуги, расходные материалы. При использовании уникальных технологических систем, может резко возрасти стоимость поставки комплектующих изделий и узлов для замены выбывших из строя. Это приведет к резкому повышению цены потребления, то есть стоимости единицы предоставленной услуги.

Среди организационных параметров конкурентоспособности особое значение имеют условия оплаты: возможности приобретения технологических комплексов в кредит, с частичной оплатой бартером, с использованием различных форм лизинга, предоставления гарантий и т.д. Учет этих факторов особенно важен в условиях хронического бюджетного дефицита. Васильева Н.В. Экономико-организационные основы управления жилищным хозяйством крупного города. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Спб: СпбГИЭА., 1994.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.