Рефераты. Основные правовые системы современности

В период колониальной зависимости индусское право претерпело существенные изменения. В области права собственности и обязатель-ного права традиционные нормы были заменены нормами "общего пра-ва". Семейное наследственное право и другие обычаи не претерпели изменений. К 1864 году накопились судебные прецеденты. Однако пра-вило прецедента осталось далеко традиций индусского права. Многие его институты и нормы подвергались модификации и даже были замене-ны новыми, но полного вытеснения индусского права не произошло. Сложилось нечто вроде "англо-индусского права", то есть индусское право сохранило свое регулирующее значение, правда с определенными ограничениями.

Конституция 1950 года отвергла систему каст и запретила диск-риминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако Основной закон применяется только к индусам, а не ко всем гражданам Индии. Верность традициям прослеживается сквозь все трансформации, вековые корни связанные с религией, дает о себе знать.

Право Дальнего Востока. Совершенно иная картина открывается при взгляде на Дальний Восток, и особенно Китай.

Здесь речь идет не о том, чтобы уметь увидеть некое идеальное право, отличающееся от норм, изданных законодателем, или других норм, применяемых на практике. Здесь под сомнение поставлена сама ценность права. На западе, в странах ислама, в Индии к праву отно-сятся как к опоре социального строя, необходимому средству его ох-раны. Люди должны жить в соответствии с правом, а если они лишены такой возможности, то борются за торжество права. Власти тоже должны соблюдать нормы права, а суды - обеспечивать уважение к праву. Право - это зеркало справедливости. Его отсутствие ведет к произволу, анархии, господству силы. Странам Дальнего Востока нес-войственно такое видение. В глазах китайцев право не только далеко от того, чтобы быть фактором порядка и символом справедливости; оно - орудие произвола, фактор, нарушающий нормальный порядок вещей. Добропорядочный гражданин не обязан уважать право и даже ду-мать о нем: у него образ жизни должен исключать любые правовые притязания и всякое обращение к правосудию. В своем поведении че-ловек должен руководствоваться не юридическими мотивами, а стрем-лением к гармонии и миру. Согласительные процедуры ценнее правосу-дия, и конфликты следует гасить путем посредничества, а не решать правовым путем.

Весь Дальний Восток традиционно придерживается именно такого взгляда, выразив его в формуле "право хорошо для варваров". Комму-нистический режим в Китае и вестернизация Японии не изменили су-щественно этого взгляда, укоренившегося в сознании людей. В Японии действуют кодексы, созданные по европейской модели, но население, как правило, мало обращается к ним, равно как и правосудию. Сами же суды склоняют стороны к мировому соглашению и разработали ори-гинальную технику применения права, а точнее уклонение от его при-менения.

Все, что сказано о Дальнем Востоке может быть распространено на "черную Африку" и Мадагаскар. В условиях, где индивидуализм за-нимает так мало места и на первый план выдвинуто единство общест-венной группы, основное - это сохранение и восстановление гармо-нии, а не уважение к праву. Право западного образца, действующее здесь - по большей части лишь орнамент. Большинство населения про-должает жить в соответствии с традициями (мало похожими на то, что на Западе понимают под правом), не обращая внимание на искусствен-ные своды правовых норм.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ.

Социалистическая правовая семья (или социалистические право-вые системы) составляет, или точнее во многом составляла, еще одну крупную правовую семью.

На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составлявшие "социалистический лагерь" существенное влия-ние оказала первая социалистическая правовая система - советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Куба) разновидностями советского пра-ва.

Следовательно на примере права СССР можно рассмотреть основ-ные черты, присущие социалистическому праву.

Социалистическое право обнаруживает известное сходство с ро-мано-германской правовой системой. Оно достаточно широко сохранило ее терминологию, а также хотя-бы по внешнему виду - ее структуру. Для советского права характерна концепция правовой нормы, которая мало чем отличается от французской или немецкой концепции. Исходя из этого, многие западные авторы, особенно англичане и американцы, отказываются видеть в советском праве оригинальную систему, и по-мещают ее в романо-германские правовые системы.

Социалистические юристы единодушно защищали противоположный тезис. Для них право - это надстройка, отражение определенной эко-номической структуры.

Социалистическое право обусловлено ярко выраженным классовым характером. Единственным или основным социалистического права яв-лялось вначале революционное творчество исполнителей, а позднее нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющегося большинства населе-ния, а затем - всего народа, руководимого коммунистической парти-ей. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инс-трукции и т.д.) фактически выражали прежде всего и главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата.

Социалистическое право рассматривается как реализация марк-систко-ленинской доктрины. В своих работах советские авторы посто-янно ссылались на основоположников марксизма-ленинизма, труды и речи советских руководителей, программу и решения коммунистической партии. Такого рода документы, как партийная программа и решения, совершенно очевидно, не образуют право в собственном смысле этого слова. Однако их доктринальное влияние для советского права неос-поримо, ибо в этих документах содержится изложение марксистко-ле-нинской теории в ее современном звучании по современным вопросам. Советский юрист, любое другое лицо, желавшее изучать советское право, должны были постоянно обращаться к ним.

Советское право восприняло от старого русского права такую концепцию правовой нормы, которая близка к ее пониманию в рома-но-германской правовой системе. Что же касается категорий и инсти-тутов, то здесь нельзя не признать оригинальности советского пра-ва. По внешнему виду в нем сохранены категории и институты рома-но-германской системы. Однако по своему существу они коренным об-разом обновлены. В обществе нового типа, основанном на иной эконо-мической системе, и руководствующимся иными идеалами, возникают совершенно иные проблемы.

Советская система права по внешнему виду остается такой - же что и система романо-германского типа. Существуют и существенные отличия: семейное право отделено от гражданского, исчезло торговое право, появилось колхозное и жилищное право. Советские авторы воз-ражали, чтобы отличия в системах права сводились только к формаль-ным моментам, без рассмотрения содержания отраслей права. В государстве социалистическом и не социалистическом встают различные проблемы, марксистко-ленинские учения требуют их рассмотрения под новым, неиндивидуалистическим углом зрения.

Конституционное право в высшей степени отличается от консти-туционного права западных стран. Особенно характерны две черты: ведущая роль, отведенная коммунистической партией, и осуществление власти и управления советами всех уровней. Оригинальность советс-кого права не сводится лишь к характеристике конституционного пра-ва, тоже можно сказать и о других отраслях: административном пра-ве, уголовном, трудовом, гражданском и т.д. Юристам западных стран было не понятно административное право, которое не сконцентрирова-но на охране личности и судебном контроле над администрацией. Для юристов же социалистических стран основным была государственная политика строительства коммунизма: идея судебного контроля они за-менили новым видом контроля, осуществляемым представителями народа и общественными организациями.

Еще одним важным аспектом социалистического права является отрицание советскими юристами частного права. Права по мнению тео-ретиков марксизма-ленинизма - это не более чем аспект политики, инструмент в руках господствующего класса. В этой концепции не ос-тается места для частного права, которое претендовало бы на неза-висимость от каких бы то ни было предвзятых мнений и политических обстоятельств; "право - это политика, и наоборот, что не является политикой, не является правом".

Для советской правовой системы остались чуждыми идея господс-тва права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствую-щее чувству справедливости, основанному на примирении, согласова-нии интересов частных лиц и общества. Право носило императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной полити-кой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и при-нудительной силой правоохранительных (карательных) органов. В тео-рии исключалась возможность для судебной практики выступать в роли созидателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толковате-ля права. Это принципиальная позиция в какой-то мере подкреплялась и отсутствием в стране судебной "касты", которая претендовала бы на то, чтобы стать независимой от государственной власти, если не соперничающей с ней. Несмотря на конституционный принцип независи-мости судей и подчинения их только закону, суд оставался инстру-ментом в руках господствующего класса (группы), обеспечивал его господство и охранял прежде всего его интересы. Судебная власть не пыталась контролировать законодательную и исполнительную ветви власти. В СССР трудно было найти что-либо подобное контролю за конституционностью законов.

В настоящее время, в результате перемен произошедших в первую очередь в бывшем СССР, социалистическое право (за исключением не-которых стран) практически перестало существовать. Это в очередной раз доказывает, что когда государство ставит себя выше права, ког-да право является "инструментом в руках господствующего класса или партии" - такое государство заранее обрекает себя на развал и ги-бель.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ.

Российская правовая система своими корнями уходит в глубокие пласты национальной культуры и государственности.

Древнейшие источники русского права - обычаи славянских пле-мен. При возникновении княжеств обычаи превращались в обычное пра-во. Дальнейшее развитие русской правовой идеи выразилось в движе-нии к созданию единой государственности. На смену вечевым собрани-ям приходит земские соборы. Основным источником права делаются за-конодательства. 18 век завершил самостоятельные этапы развития русского права. При Петре I идет активный "экспорт" европейской правовой культуры, который насаждается "сверху", самим государс-твом. После эпохи Петра и далее продолжается массированное проник-новение различных европейских институтов в русскую жизнь - от бы-товых до государственно-правовых. Поэтому, правовая система России сейчас выступает как сложное, противоречивое сочетание божествен-ного смысла, человеческого поведения и исскуственной, подчас конь-юктурной маски, надеваемой на русский правовой феномен политичес-кой властью или господствующей идеологической системой.

Историческими, религиозными и юридическими источниками рос-сийской правовой системы, выступают два таких разных, на первый взгляд, законодательных массива, как право Российской Империи и советского права. В результате столь сложного переплетения норма-тивного материала различной идеологической природы, в том числе включающего многих западных правовых ценностей, российское право пришло в сложное состояние начала новой этапной революции.

Правовая система России принадлежит к особому типу правовой цивилизации. У нее специфическая система правой идентификации, ко-торая, однако, не делает ее каким-то исключением в юридическом ми-ре. Для русского типа правовой идентификации характерно стремление правосознания вкладывать в явление права собственный социаль-но-этический смысл, стихийно - практический поиск справедливости вне строгой позитивистской юридической формы. Символ христианской Троицы в ее православном толковании олицетворяет три принципиально важные для понимания российского права идеи: идею духовного единства людей, идею социальности и соборности всего живого в мире и идею социальной ответственности человека. Единство русского народа основывалось не на праве. Авторы западных стран могут сколько угодно насмехаться над юстицией и судьями, высмеивать их слабости, но ни один из этих авторов не представляет себе общество, которое может жить без судов и без прав. Такое представление мало кого шо-кировало в России. Подобно Святому Августину, Лев Толстой желал исчезновения права и создания общества, основанного на христианс-ком милосердии и любви. (В этом плане марксистский идеал будущего общества не нашел благодатную почву в моральных и религиозных чувствах русского народа).

Ценность российского права - есть его способность к выражению духовности общества, от чего правопорядок приобретает завершен-ность и целостность с культурой.

Российская правовая идея нуждается в самопознании, выявлении и активизации в политической культуре российского общества. Это возможно лишь в рамках своеобразной и во многом новой для России консервативной правовой революции, которая будучи направлена не на разрушение, а на исключительно понимание всего существующего, на-копленного Россией на самых различных этапах ее политической исто-рии, должна привести, в конечном счете, к самораскрытию права как элемента национальной общероссийской культуры.

Россия провозгласила движение по пути формирования правового, демократического, социального государства, общенародного по своей сущности. Это позволяет прогнозировать сближение ее правовой сис-темы на новом, качественном уровне, при сохранении специфики, с романо-германской правовой системой как наиболее родственной, а также восприятия некоторых достоинств прецедентного права, прису-щих системе "общего права".

Осуществляется комплекс мероприятий по обновлению законода-тельства, обеспечению господства права и верховенства закона, незыблемости основных прав и свобод личности, защите общества от произвола властей, взаимной ответственности государства и личнос-ти. Идет судебная реформа. Набирает силу плюрализм в экономике, политике и идеологии, т.е. существенно меняются правовая доктрина, образ мышления и жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены основные правовые черты ос-новных правовых систем современного мира. В заключении хотелось бы отметить, что наверное не существует идеальной правовой модели, которая одинаково подходила бы для всех стран. Много плюсов можно отметить у романо-германской правовой системы. Правовые нормы чет-ко кодифицированы. Правоприменителю не составляет труда найти ту или иную норму. Но с другой стороны, доктрина выражающая тождество права и закона, может сыграть и отрицательную роль. Так было в 30 годы в Германии и ряде других стран, когда к власти пришел тотали-тарный режим, и изменив законы, поставил закон над правом.

У прецедентного права преимущество в том, что оно ближе к практике, но с другой стороны очень затруднен поиск прецедентов при реализации норм права.

В последнее время, в результате развития международного пра-ва, торговых и экономических связей между странами наблюдается тенденция к сближению правовых систем различных стран. Так в стра-нах "общего права" все большее значение приобретает кодификация, а в странах континентального права - наоборот судебный прецедент.

Также не трудно увидеть, что даже принадлежность стран к од-ной и той же крупной правовой семье, отнюдь не исключает сущест-венных различий между национальными правовыми системами этих стран.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Алексеев С.С. "Государство и право. Начальный курс". Москва, Юридическая литература, 1993 г.

Давид Р. "Основные правовые системы современности"., Москва 1988 г.

Кросс К. "Прецедент в Английском праве"., Москва, 1985 г.

Лазарев В.В. "Общая теория права и государства"., Москва 1994 г.

"Правовая система социализма" книга 1, раздел 1., Москва 1986 г.

Решетников Ф.М. "Правовые системы стран мира",Москва 1993.г Саидов А.Х. "Введение в основные правовые системы современности"., Ташкент, 1988 г.

Синюков В.Н. "Российская правовая система: Введение в общую теорию"., Саратов 1994 г.

Сюкияйнен А.Р. "Мусульманское право"., Москва 1986 г.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.