Рефераты. Органы следствия и дознания

В большой степени результат этой работы зависит от инициа-тивности и активности дежурного при поступлении в дежурную часть сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, быстроты организации выезда следственно-оперативной группы на место проис-шествия и его квалифицированный осмотр, правильности и четкости взаимодействия членов следственно-оперативной группы и принятия всех необходимых мер для установления преступника.

Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является принятие следователем одного из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в книгах учета делается соответствующая запись.

4.4. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии предварительного расследования

За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголов-ного процесса как предварительное расследование, в ходе которой тщательно выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель и предоставляет право органам, осуществ-ляющим предварительное следствие и органам, осуществляющим опе-ративно-розыскную деятельность одновременно проводить следствен-ные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Дополнение след-ственных действий оперативно-розыскными мероприятиями необхо-димо для прояснения события преступления, обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, определение размера причи-ненного ущерба, выявление условий, способствовавших совершению преступления и т.д.

Процессуальными формами взаимодействия являются:

1. поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных действий

2. содействие органа дознания следователя в производстве отдельных следственных действий

3. уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003

Поручение следователя органу дознания о производстве розы-скных действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном использовании оперативно-розыскных возможностей этого органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея взаимодействия.

Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95. является:

1. Наличие возбужденного уголовного дела - основание прове-дения оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения криминальных задач;

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведения:

а) о признаках подготавливаемого, совершенного или совер-шаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавли-вающих или совершающих, когда нет данных, достаточных для реше-ния вопроса о возбуждении уголовного дела;

б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, экономике или экологической безопасности РФ;

в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющиеся от уголовного наказания;

г) о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов.

Все эти основания делятся на 2 группы:

1. непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1 ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г.) ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"

2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона)

В следственной практике встречаются различные варианты оперативно-розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи материалов, собранных в ходе производства по де-лу оперативного учета, следовательно, и продолжается до полного ра-зоблачения преступников, противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-розыскным путем.

В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в соверше-нии данного неочевидного преступления. Для этого оперативный ра-ботник на основании собранных данных выносит согласованное со следователем, осуществляющим расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему приобщается план следствен-но-оперативных мероприятий по раскрытию преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным начальником опер-работника и докладываются руководителю, имеющему право давать разрешение на заведение такого дела. Последний изучает и анализиру-ет представленные ему материалы, после чего утверждает либо не ут-верждает постановление о заведении оперативно-поискового дела и план дальнейших мероприятий.

В соответствии со ст. 3, 12 ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в РФ» от 22.02.95 г. на ФСБ возложе-на обязанность добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или эколо-гической безопасности РФ. Однако данные сведения могут быть обна-ружены и оперативными подразделениями органов внутренних дел в процессе осуществляемой ими разведывательно-поисковой работы. Оперативного обслуживания различных объектов в пределах своей компетенции. В связи с этим на основании ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об оператив-но-розыскной деятельности» эти данные должны быть переданы в со-ответствующие подразделения ФСБ.

Как правило, получив в процессе оперативно-розыскной дея-тельности информацию, сигнализирующую о лицах и фактах, пред-ставляющих оперативный интерес, сотрудник оперативного подразде-ления проверяет ее, т.к. она может быть минимальной, противоречи-вой, неточной, содержать сведения сомнительной достоверности, по-ступать от лиц, со стороны которых вероятно ее искажение (воображение, умысел). В итоге в распоряжении оперативного работ-ника оказываются сведения, в которых отсутствуют «разумно обосно-ванные» признаки правонарушения, т.е. нет фактических обстоя-тельств, четко и ясно указывающих на противоправное деяние, кото-рое профессионально грамотной оперативный работник принял во внимание. Решая вопрос о необходимости проведения дознания, пред-варительного следствия, разбирательства по факту административного правонарушения, а в ИУ - пенитенциарного проступка. В связи с этим, все поступающие к оперперсоналу данные по ходу их обнаружения пе-репроверяются за счет дублирования источников, а также соотносятся между собой для определения взаимосвязи сведений, касающихся одного и того же объекта. Для этого необходимо:

а) выяснить, была ли деятельность проверяемого лица на самом деле или же операппарат введен в заблуждение;

б) установить, является ли деятельность подозреваемого лица противоправной и как она в правовом аспекте может быть квалифици-рована;

в) не только подтвердить или опровергнуть первичные данные, но и получить тот объем первичной информации. Который был бы достаточен для правильного решения вопроса о дальнейших мерах, ко-торые следует предпринять в связи с поступлением этих сведение в оперативный аппарат применительно как к основному объекту про-верки, так и в иных целях (пополнение картотек, совершенствование различных аспектов оперативной работы).

В зависимости от содержания информации, общественной опас-ности лиц и фактов, а также необходимого объема работы оператив-ный работник определяет виды оперативно-розыскных мероприятий, подлежащих проведению в этом случае.

По общему правилу оперработник, осуществляющий предвари-тельную оперативную проверку, обязан в письменной форме зафикси-ровать информацию, на основании которой начато производство по рассматриваемому деду, а также излагать в соответствующих опера-тивно-служебных документах результаты проведенных или провероч-ных мероприятий. Эти документы и иные материалы, получаемые в ходе этой работы, подлежат сосредоточению в деле предварительной оперативной проверки.

Производство по делу предварительной оперативной проверки сотрудник завершает рапортом, где указывает, достигнута ли цель проверки (предупреждено, пресечено или раскрыто преступление; за-держан ли скрывавшийся преступник или обнаружено ли лицо, без вести пропавшее; решены ли иные оперативно-тактические задачи). Если цель достигнута и получено разрешение непосредственного руководи-теля оперработника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному указанию этого начальника оно сдается в архив. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика - М., 2004

Предварительная оперативная проверка может завершаться использованием собранных материалов для профилактики противоправ-ного поведения объектов ОРД, а также для нейтрализации преступных замыслов, подготовительных к преступлению действий. Возможно ис-пользование собранных материалов, отражающих реальные признаки правонарушения, путем их легализации в интересах привлечения, на-пример, виновных к ответственности, соответствующей содеянному ими.

Поручение следователя органу дознания о производстве следст-венных действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются:

1. пределами самих поручений;

2. кругом тех следственных действий, проведение которых мо-жет быть поручено по делам, находящимся в производстве у следова-теля.

Прямых указаний о пределах поручений уголовно-процессуальный закон не содержит.

Совершенно очевидно, что для наиболее эффективного использования возможностей следователь в про-цессе расследования преступлений непосредственно выполняет все следственные действия по находящемуся у него в производстве делу, а службы органа дознания заняты только осуществлением своих функ-ций.

В случае, когда необходимо взаимодействие, выход следует искать в разумном целесообразном привле-чении работников органов дознания для производства следственных действий по делам, расследуемым следователем. Благодаря такому привлечению обеспечивается быстрота и оперативность проведения следственных действий, что самым благоприятным образом сказывает-ся на возможностях по сбору доказательств в целях последующего изо-бличения всех виновных лиц и установление всего объема их преступ-ной деятельности. Вместе с тем, нужно подчеркнуть, что нередко зна-чительный объем следственной работы по делам находящимся в про-изводстве у следователей, без достаточных к тому оснований выполня-ется работниками органами дознания. Такую практику никак нельзя признать правильной, так как поручения о производстве тех или иных следственных действий следователи зачастую дают только потому, что не желают заниматься «черновой» с их точки зрения работой. Подобная практика является ни чем иным, как злоупотреблени-ем со стороны следователей своими процессуальными правами. Этим в значительной мере и объясняется то, что к выполнению таких поручений оперработниками нередко относятся формально.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.