Рефераты. Органы следствия и дознания

Следователь не вправе осуществлять оперативно-розыскные ме-роприятия; оперативный работник, выступая в качестве лица произво-дящего дознание, в одном случае самостоятельно, а в другом - по по-ручению следователя может производить следственные действия;

- специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступ-ностью. Деятельность следователя строго регламентирована уголовно-процессуальным законом, что и определяет характер применяемых им при взаимодействии средств и методов. Работа органа дознания слага-ется из административно-правовой, процессуальной (в виде производ-ства дознания) и оперативно-розыскной деятельности. Последняя ха-рактерна только для него и занимает наибольший удельный вес в общем, объеме средств и методов, применяемых им при взаимодействии со следователем;

- самостоятельностью следователя и органа дознания, вытекаю-щей из отсутствия административной подчиненности их друг другу. В процессе взаимодействия они применяют по своему усмотрению те или иные присущие им средства и методы. Взаимодействие не может стро-иться на соподчинении, в основу его должна быть положена незави-симость каждого из сотрудничающих органов;

-повышением уровня работы по предупреждению и раскрытию преступлений. Правильно организованное взаимодействие помогает правоохранительным органам повысить качество и эффективность своей работы, позволяет достичь решения стоящих перед ними задач с минимальными затратами сил и средств.

Тем не менее, тесная и всесторонняя взаимосвязь служб, осу-ществляющих правоохранительную функцию, общность целей и задач не устраняет значительной дифференциации в правовом регулирова-нии их деятельности, не исключает некоторых различий в зависимости от особенностей каждого органа, осуществляющего свои функции, предписанные законом. В процессе следователь и орган дознания принимают от имени государства властные решения, подтверждающие наличие у каждого из них определенных прав и обязанностей либо их отсутствие. Принятые ими решения в отношении физических и юриди-ческих лиц обладают властным характером и подлежат обязательному исполнению. Таким образом, реализуемым решениям в процессе взаи-модействия между органами дознания и следствия присущ метод вла-стных предписаний.

Взаимодействие является одной из функций управленческой деятельности, оно обеспечивает разделение труда и согласованность действий, позволяет экономить силы, средства, время. С помощью взаимодействия реализуются задачи, которые невозможно решить раз-розненными, разобщенными действиями.

Управление взаимодействием в борьбе с преступностью предпо-лагает наличие определенного режима данного взаимодействия; под-держание этого режима в заданном состоянии; постоянное его совер-шенствование в целях обеспечения все большей эффективности непо-средственной правоохранительной деятельности.

Все это позволяет сделать вывод, что одним из важнейших путей активизации и оптимизации взаимодействия в сфере уголовной политики является как раз система управления борьбой с преступно-стью. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003

Одной из задач взаимодействия органов дознания и сле-дователя является организация как объединение людей. Организация позволяет сформировать единую управленческую систему, определен-ное строение, схему, место и роль каждой стороны, дает возможность отработать приемы и способы взаимодействия. Организация взаимо-действия включает установление прав и обязанностей сторон, порядок отношений, расстановку сил и средств.

Организация взаимодействия между органами дознания и сле-дователем не возможна без информационного обеспечения. Взаимо-действуя, стороны собирают, накапливают, хранят, анализируют по-ступающую информацию, которая впоследствии реализуется через принятие важных управленческих решений по конкретным уголовным делам. Взаимодействуя между собой, органы дознания и следователь постоянно отслеживают обстановку, стараются предвидеть ее измене-ния, определяют и прогнозируют динамику роста и спада преступных проявлений.

Взаимодействие между органами дознания и следствия невоз-можно без надлежащего руководства. С помощью руководства уточ-няются цели и задачи взаимодействия, конкретизируются приемы и ме-тоды, отрабатывается тактика и стратегия, повышается эффектив-ность, достигается конечный результат. Наряду с этим оказывается влияние на поведение конкретных людей, участвующих в процессе взаимодействия. Важное значение в процессе взаимодействия органов дознания и следователя отводится контролю. Контроль позволяет своевременно выявлять возможные недостатки и упущения в процессе взаимодействия, конкретизировать ранее принятое решение, оценивать промежуточный и конечный результат деятельности. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003

4.2.Правовые основы и формы взаимодействия

Решение всех возникающих вопросов невозможно без правового регулирования положения взаимодействующих сторон. Правовой ос-новой взаимодействия служит Конституция РФ, законы РФ и издавае-мые на их основе подзаконные акты, а также двух и многосторонние договоры (соглашения) о сотрудничестве.

Правовые нормы, регламентирующие процесс взаимодействия можно разделить на несколько групп:

1. Конституция РФ;

2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельно-сти» от 12.08.95г.;

3. Приказы и указания Генерального прокурора РФ по вопро-сам организации следственной работы;

4. Межведомственные приказы, указания, инструкции, согла-шения, которыми определяются конкретные направления, формы и ме-тоды взаимодействия, взаимные права и обязанности в ходе его осуще-ствления;

5. Нормативные документы, издаваемые правоохранительны-ми органами по отдельным проблемам взаимодействие, а также до-говоры и соглашения, заключенные с конкретным государственным органом. В них вопросы взаимодействия получают дальнейшую кон-кретизацию с учетом местных условий.

Взаимодействие также можно определить как основанную на законодательных актах совместную, согласованную деятельность сле-дователя с органами дознания, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях возможностей друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

К основным принципам относятся:

1. Соответствие совместной деятельности требованиям зако-на;

2. Организующая роль и ответственность следователя за свое-временное и качественное расследование преступления, его процессу-альная самостоятельность в принятии решений;

3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующе-го законодательства);

4. Плановость взаимодействия;

5. Непрерывность взаимодействия. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика - М., 2003

Рассмотрим указанные принципы более подробно:

1. Соответствие совместной деятельности требованиям закона означает, что по расследуемым делам вправе давать поручения и ука-зания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следст-венных действий. Такие указания и поручения следователя даются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными.

2. Организующая роль и ответственность следователя за свое-временное и качественное расследование преступления, его процессу-альная самостоятельность в принятии решений, за исключением случа-ев, когда необходимо получение санкции прокурора и суда. Этот принцип важен в силу того, что инициатива в совместной деятельно-сти, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом кон-кретных обстоятельств дела определяет, в каких случаях и когда, ра-ботников какой службы надо привлечь для оказания помощи. Соот-ветствующие органы и подразделения обязаны выполнять поручения следователя.

При этом сотрудникам служб, привлекаемых к совместной дея-тельности, нельзя отводить роль только пассивных исполнителей ре-шений следователя. Если оперативные работники, исходя из обстоя-тельств дела считают, что их участие может оказаться полезным, то они могут выступать инициаторами взаимодействия, предложить сле-дователю свою помощь. Оперативные работники могут проинформи-ровать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных дан-ных, принимая меры , исключающие разглашение источников и спосо-бов их получения. Следователь и опер работник совместно обеспечи-вают объективную проверку и реализацию такой информации.

На стадии предварительной (до следственной) проверки мате-риалов о преступлении инициатива во взаимодействии исходит от опе-ративного работника. С учетом особенностей первичных материалов о преступлении он принимает решение о привлечении работников дру-гих заинтересованных служб к сотрудничеству, о чем информирует со-ответствующих руководителей, которые коллегиально определяют степень интенсивности и конкретные направления предстоящих дело-вых контактов. Но независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оперативный работник несет ответственность за пре-дупреждение преступлений, а за их раскрытие он отвечает совместно со следователем.

3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и ме-тодов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства) состоит в том, что оперативный работник самостоя-тельно осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по обнару-жению и задержанию лиц, совершивших преступления; сам определяет те поисковые мероприятия, для проведения которых должны быть ис-пользованы силы и средства других служб и своевременно привлекает к сотрудничеству эти службы; несет ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий.

4. Плановость взаимодействия- важнейший принцип взаимодей-ствия. Необходимо осуществлять согласованное планирование следст-венных и оперативно-розыскных мероприятий, строить всю работу на плановой основе. План помогает взаимодействующим субъектам при выполнении своих функций учитывать различные ситуации, эффективно использовать свои возможности. В плане нужно предусмотреть уча-стие всех заинтересованных служб. План расследования определяет сферы и порядок их взаимодействия. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляют то-гда, когда требуется расшифровать конкретное содержание оператив-но-розыскных мер, отражение которых в общем, плане не целесообраз-но. Отдельный план составляют и для производства наиболее слож-ных следственных действий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.